Лекция 5. Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с середины XVIII в. до настоящего времени

2.

1.

Основная литература по теме:

1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005.

2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005.

3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004.

4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006.


ВОПРОС 1:

«ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛАСТИ»

Основные понятия:

Исторические корни власти, «архэ» и «анархэ», подходы к определению власти (атрибутивно-субстанциональные, реляционные), власть, свойства власти, аспекты власти, источники власти, формы власти по М.Дюверже.

Власть и государство – базовые характеристики любого человеческого сообщества. Как социально-политический феномен власть составляет антитезу безвластия, отсутствия власти. Началу «архэ» (власти) в качестве символа организованного порядка в сообществе людей, регулируемого определённым комплексом общеобязательных норм и правил, противопоставлялось начало «анархэ» (безвластия) в качестве символа общественного устройства, в котором отсутствуют всякая власть, господство и принуждение.

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о некогда существовавших свободных обществах без принуждения и господства (анархия) относятся к жанру политических утопий, но никак не к реальной истории. Для подавляющего большинства мыслителей был самоочевидным тот факт, что человеческое общежитие всегда нуждается во властном начале, призванном укротить стихийные импульсы людей и обеспечить порядок в обществе.

Власть возникла не на определённом этапе человеческой истории, а вместе с самим человеком, возникновение власти неотделимо от возникновения человека. Первым властным актом, по-видимому, нужно считать первое табу, т.е. запрет делать, или приказ, веление не делать человеку что-либо. Процесс становления человека и человеческого общества представлял собой процесс формирования механизмов обуздания, ограничения, подавления зоологических инстинктов, введения в определённые социальные рамки. Императивы очеловечивания диктовали необходимость формирования внешних механизмов подчинения человека нормам человеческого общежития.

В течение многих веков мыслители, учёные и исследователи различных социально-философских и идейно-политических направлений пытались определить фундаментальную природу власти, основные ресурсы, обеспечивающие обладание властью и её реализацию, границы, в которых могут быть использованы эти ресурсы, и соответственно применение власти.

Подходы к определению власти:

1. Атрибутивно-субстанциональные концепции (власть – атрибут, либо самодостаточный «предмет» или «вещь») :

1) потенциально-волевые – власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (Фихте, Гегель, Маркс, Вебер);

2) инструментально-силовые – власть как реальное средство принуждения, форма силового воздействия (англо-американская политическая школа);

3) системная и структурно-функциональная концепции – власть необходима для разрешения противоречий между необходимостью порядка и многообразием интересов. Выделяют три подхода:

• свойство или атрибут макросоциальной системы;

• на уровне конкретных систем (семьи, организации);

• взаимодействие индивидов действующих в рамках специфической социальной системы;

2. Реляционные концепции (власть как отношение между двумя партнёрами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго) :

1) теории «сопротивления» – субъект власти подавляет сопротивление её объекта – различные степени и формы подавления;

2) теории «обмена ресурсами» – неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения – уступка части ресурсов в обмен на желаемое поведение;

3) теории «раздела зон влияния» – изменение позиций участников с трансформацией сферы влияния;

4) бихевиористские концепции – акцентирования внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть которая объявляется исходным пунктов и конечной целью политического действия.

Власть:

– это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Свойства власти: - всеобщность; - инклюзивность.

Аспекты власти:

1) директивный аспект – власть как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;

2) функциональный аспект – власть как способность и умение практически реализовать функцию общественного управления;

3) коммуникативный аспект – власть реализуется через общение, через определённый «язык», который понятен всем сторона общественного отношения власти.

Источники власти (властное первоначало):

─ неравенство (глубинный источник власти – социальное – имущественное, экономическое, статусное, образовательное; естественное – физическое, интеллектуальное, половое);

─ сила – лежит в основе власти низшего качества (угроза применения);

─богатство – источник власти среднего качества (стимулирование);

─ знания – основа власти высшего качества (эффективность).

─ авторитет, закон, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и др.;

Формы власти по М.Дюверже:

1). Анонимная власть – «распылённая» среди членов примитивного общества (догосударственная, потестарная, неполитическая);

2). Индивидуализированная власть – обусловленная усложнением процессов разделения труда, и появлением новых видов деятельности (догосударственная, потестарная, неполитическая);

3). Институциализированная власть – опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определённые функции.

4). Надгосударственная власть – представительные и законодательные международные институты (Европарламент, Комиссия Европейских Сообществ).


ВОПРОС 2:

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА»

Основные понятия:

Диалог о политике Платона, политическая власть, отличительные черты политической власти, функции и уровни осуществления политической власти, основания и ресурсы политической власти.

Наиболее адекватное выражение понятия власти находит в политической сфере.

О соотношении власти и политики рассуждали ещё древнегреческие мыслители. В одном из диалогов Платона рассказано о споре в Афинах о политике с участием великого оратора, просветителя-софиста Горгия и философа Сократа. По мнению Горгия, политика есть стремление к достижению и осуществлению власти в интересах самих правителей, ведь высшее благо человеческой жизни – власть, и государственные деятели обретают его с помощью убеждения и риторики. Ту же тему развил и почитатель софиста – Калликлес, провозгласивший в качестве естественного закона (природного номоса), что те, кто обладает властью, правят полисом ради собственных целей, принуждая подчиняться своей воле более слабых.

Противоположная точка зрения была выражена в идее Сократа, которая сводилась к тому, что государственная деятельность – это искусство, схожее с гимнастикой или медициной, т.е. имеющее отношение к телу (организму). Подобно тому как медицина есть искусство рассмотрения тела с точки зрения восстановления здоровья, государственные заботы направлены на душу, будь то через законодательство, устанавливающее образцы душевного здоровья, или через управление судами, которые лечат болезни души. Риторика, искусство убеждения – это симуляция политики, равно как и косметика, искусственное сокрытие недостатков тела, – поддельная гимнастика. Истинный государственник, владеющий знанием о том, что именно есть благо для людей, – это врачеватель душ.

Политическая власть:

– власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами.

Отличительные черты политической власти:

1). Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

2). Верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

3). Публичность, т.е. всеобщность и безличность (ко всем);

4). Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

5). Многообразие ресурсов.

Функции власти:

 господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Уровни реализации власти:

- микро-уровень – власть на местах;

- макро-уровень – органы государства;

- мета-уровень – международные отношения.

Основания власти (база, источники):

 экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные (СМИ, разведка, Интернет).

Ресурсы власти: (реальные и потенциальные средства):

 материально-экономические и духовно-информационные (духовные ценности, знания, информация, которые становятся приоритетными) – ограничены и распределены неравномерно.

Виды ресурсов:

- организационные (оптимальные орг. структуры);

- поощрительные (стимулирование);

- принудительные (угроза применения санкций);

- нормативные (на ценностные ориентации, морально-этические нормы).


ВОПРОС 3:

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ»

Основные понятия:

Эффективность власти, критерии эффективности, механизм осуществления политической власти.

Эффективность власти:

– степень выполнения властью своих задач и функций.

Критерии эффективности:

1) достаточность оснований власти и эффективное использование её ресурсов;

2) рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;

3) эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур;

4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учёта и анализа властных распоряжений;

5) наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;

6) эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является её авторитет.

Механизм осуществления политической власти:

─имеет сложную иерархическую структуру.

─реализуется в двух плоскостях:

▪ по горизонтали – распределение власти между тремя властными органами «ветвями» – законодательной, исполнительной, судебной;

▪ по вертикали – разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти – не входят в систему государственной власти).


ВОПРОС 4:

«ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ»

Основные понятия:

Легитимность власти, классификации легитимности власти (по Веберу, по Истону, по Шабо), уровни легитимности власти, легитимация, показатели легитимации, делигитимация, основные причины делигитимации, кризис легитимации.

Легитимность власти:

– определённый исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

Классификации легитимности власти:

1. По М.Веберу (ввёл термин «легитимность»):

1). Традиционное господство (власть) – обусловлен традициями, нравами, привычкой к определённому поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей (геронтократическое – власть старейшин; патриархальное – власть вождя племени; партимониальное / султанизм – власть монарха);

2). Харизматическое господство (власть) – аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности. Возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса;

3). Легальное господство (власть) – основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Подчиняются не личности, а законам. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия.

2. По Д.Истону (американская школа) – в основе минимальный ценностный консенсус – степень в которой члены политической системы воспринимают её как достойную своей поддержки:

1). Диффузная легитимность – общая, фундаментальная, долговременная, преимущественно аффектная (эмоциональная) поддержка идеям и принципам политической власти, независимо от результатов её деятельности.

2). Специфическая легитимность – кратковременна, ситуативная, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует.

3). Смешанные типы – диффузно-специфическая и специфически-диффузная.

3. По Ж.Л.Шабо:

– политическая власть легитимизируется прежде всего относительно двух акторов – управляемых и управителей:

1). Демократическая легитимность – перенос на всё общество механизма принятия решения индивидом: выражение свободной воли в соответствии с мажоритарным принципом.

2). Технократическая легитимность – умение властвовать: способы доступа к власти (оружие, знание) и содержание процесса её осуществления.

– политическая власть легитимизирует себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке или в соответствии с космическим порядком:

3). Идеологическая легитимность – основывается на определённых представлениях (убеждённости) о социальной действительности и способах и проектах её изменения.

4). Онтологическая легитимность – это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Измеряется уровнем соответствия глубинному порядку бытия (принципам мироздания), который человек ощущает врождённо, но которому он может противостоять.

Уровни легитимности власти:

1). Идеологический – власть признаётся обоснованной в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены (источник – идеологические ценности);

2). Структурный – вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения (источник – специфические политические структуры);

3). Персональный – в основе – одобрение данного властвующего лица (источник - личный авторитет);

Легитимация:

– процедура общественного признания какого либо действия, события или факта, действующего лица, призванная обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается – с применением силы.

Показатели легитимности власти:

- уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь;

- наличие попыток свержения правительства или лидера;

- сила проявления гражданского неповиновения;

- результаты выборов, референдумов;

- массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Делегитимация:

– обратный процесс легитимности, выражающийся в утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита.

Основные причины делегитимации:

1) противоречия между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

2) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой (силовой путь, нажим на СМИ);

3) отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;

4) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

5) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющейся в отвержении федеральной власти;

6) потеря правящей элитой веры в правомерность совей власти (столкновение ветвей власти).

Кризис легитимности:

– возникновение угрозы и опасности статусу основных социальных институтов, а также невосприятие политической системой требований основных групп общества.

Легитимность – явление политическое, может быть иррациональным.

Легальность – явление юридическое, рациональное.

Вопросы:

1. Движение филантропизма.

2. Причины распространения гимнастического движения в Европе.

a) Немецкая (турнерская) гимнастическая система.

b) Шведская гимнастическая система.

c) Чешская (сокольская) гимнастическая система.

3. Возникновение спортивно-игрового направления.

4. Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений в физическом воспитании в конце XIX - начале XX вв.

a. Создание профессионально – прикладной физической культуры и «спортивно-рекреационного» направления.

5. Зарождение и развитие бойскаутского движения.

6. Милитаризация физического воспитания в зарубежных странах в XX в.

  1. Физическая культура в развитых капиталистических странах после Второй Мировой войны.

Условной границей перехода от средних веков к периоду Нового времени считается буржуазная революция 1648 г. в наиболее передовой стране Европы того времени – Англии. Буржуазия сыграла на этом этапе истории чрезвычайно прогрессивную роль.

Наряду с гимнастическими методами физического воспитания во многих странах мира происходит становление и развитие современных видов спорта. Его основу составили физические упражнения, содержащие в себе элементы соревнований. Наиболее интенсивно спорт (от древнелатинского «диспортаре» - развлекаться, играть) начинает культивироваться в учебных заведениях Англии и Америки. Физическое воспитание в таких регионах, как Китай, Индия, Япония, Центральная Америка приостановилось из-за обострившихся внутренних общественных противоречий и вследствие колонизации этих стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow