2.
1.
Основная литература по теме:
1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005.
2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005.
3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004.
4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.
5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006.
ВОПРОС 1:
«ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛАСТИ»
Основные понятия:
Исторические корни власти, «архэ» и «анархэ», подходы к определению власти (атрибутивно-субстанциональные, реляционные), власть, свойства власти, аспекты власти, источники власти, формы власти по М.Дюверже.
Власть и государство – базовые характеристики любого человеческого сообщества. Как социально-политический феномен власть составляет антитезу безвластия, отсутствия власти. Началу «архэ» (власти) в качестве символа организованного порядка в сообществе людей, регулируемого определённым комплексом общеобязательных норм и правил, противопоставлялось начало «анархэ» (безвластия) в качестве символа общественного устройства, в котором отсутствуют всякая власть, господство и принуждение.
|
|
Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о некогда существовавших свободных обществах без принуждения и господства (анархия) относятся к жанру политических утопий, но никак не к реальной истории. Для подавляющего большинства мыслителей был самоочевидным тот факт, что человеческое общежитие всегда нуждается во властном начале, призванном укротить стихийные импульсы людей и обеспечить порядок в обществе.
Власть возникла не на определённом этапе человеческой истории, а вместе с самим человеком, возникновение власти неотделимо от возникновения человека. Первым властным актом, по-видимому, нужно считать первое табу, т.е. запрет делать, или приказ, веление не делать человеку что-либо. Процесс становления человека и человеческого общества представлял собой процесс формирования механизмов обуздания, ограничения, подавления зоологических инстинктов, введения в определённые социальные рамки. Императивы очеловечивания диктовали необходимость формирования внешних механизмов подчинения человека нормам человеческого общежития.
В течение многих веков мыслители, учёные и исследователи различных социально-философских и идейно-политических направлений пытались определить фундаментальную природу власти, основные ресурсы, обеспечивающие обладание властью и её реализацию, границы, в которых могут быть использованы эти ресурсы, и соответственно применение власти.
Подходы к определению власти:
|
|
1. Атрибутивно-субстанциональные концепции (власть – атрибут, либо самодостаточный «предмет» или «вещь») :
1) потенциально-волевые – власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (Фихте, Гегель, Маркс, Вебер);
2) инструментально-силовые – власть как реальное средство принуждения, форма силового воздействия (англо-американская политическая школа);
3) системная и структурно-функциональная концепции – власть необходима для разрешения противоречий между необходимостью порядка и многообразием интересов. Выделяют три подхода:
• свойство или атрибут макросоциальной системы;
• на уровне конкретных систем (семьи, организации);
• взаимодействие индивидов действующих в рамках специфической социальной системы;
2. Реляционные концепции (власть как отношение между двумя партнёрами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго) :
1) теории «сопротивления» – субъект власти подавляет сопротивление её объекта – различные степени и формы подавления;
2) теории «обмена ресурсами» – неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения – уступка части ресурсов в обмен на желаемое поведение;
3) теории «раздела зон влияния» – изменение позиций участников с трансформацией сферы влияния;
4) бихевиористские концепции – акцентирования внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть которая объявляется исходным пунктов и конечной целью политического действия.
Власть:
– это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Свойства власти: - всеобщность; - инклюзивность.
Аспекты власти:
1) директивный аспект – власть как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;
2) функциональный аспект – власть как способность и умение практически реализовать функцию общественного управления;
3) коммуникативный аспект – власть реализуется через общение, через определённый «язык», который понятен всем сторона общественного отношения власти.
Источники власти (властное первоначало):
─ неравенство (глубинный источник власти – социальное – имущественное, экономическое, статусное, образовательное; естественное – физическое, интеллектуальное, половое);
─ сила – лежит в основе власти низшего качества (угроза применения);
─богатство – источник власти среднего качества (стимулирование);
─ знания – основа власти высшего качества (эффективность).
─ авторитет, закон, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и др.;
Формы власти по М.Дюверже:
1). Анонимная власть – «распылённая» среди членов примитивного общества (догосударственная, потестарная, неполитическая);
2). Индивидуализированная власть – обусловленная усложнением процессов разделения труда, и появлением новых видов деятельности (догосударственная, потестарная, неполитическая);
3). Институциализированная власть – опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определённые функции.
4). Надгосударственная власть – представительные и законодательные международные институты (Европарламент, Комиссия Европейских Сообществ).
ВОПРОС 2:
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА»
Основные понятия:
Диалог о политике Платона, политическая власть, отличительные черты политической власти, функции и уровни осуществления политической власти, основания и ресурсы политической власти.
Наиболее адекватное выражение понятия власти находит в политической сфере.
|
|
О соотношении власти и политики рассуждали ещё древнегреческие мыслители. В одном из диалогов Платона рассказано о споре в Афинах о политике с участием великого оратора, просветителя-софиста Горгия и философа Сократа. По мнению Горгия, политика есть стремление к достижению и осуществлению власти в интересах самих правителей, ведь высшее благо человеческой жизни – власть, и государственные деятели обретают его с помощью убеждения и риторики. Ту же тему развил и почитатель софиста – Калликлес, провозгласивший в качестве естественного закона (природного номоса), что те, кто обладает властью, правят полисом ради собственных целей, принуждая подчиняться своей воле более слабых.
Противоположная точка зрения была выражена в идее Сократа, которая сводилась к тому, что государственная деятельность – это искусство, схожее с гимнастикой или медициной, т.е. имеющее отношение к телу (организму). Подобно тому как медицина есть искусство рассмотрения тела с точки зрения восстановления здоровья, государственные заботы направлены на душу, будь то через законодательство, устанавливающее образцы душевного здоровья, или через управление судами, которые лечат болезни души. Риторика, искусство убеждения – это симуляция политики, равно как и косметика, искусственное сокрытие недостатков тела, – поддельная гимнастика. Истинный государственник, владеющий знанием о том, что именно есть благо для людей, – это врачеватель душ.
Политическая власть:
– власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами.
Отличительные черты политической власти:
1). Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
2). Верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;
3). Публичность, т.е. всеобщность и безличность (ко всем);
4). Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
5). Многообразие ресурсов.
Функции власти:
господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.
|
|
Уровни реализации власти:
- микро-уровень – власть на местах;
- макро-уровень – органы государства;
- мета-уровень – международные отношения.
Основания власти (база, источники):
экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные (СМИ, разведка, Интернет).
Ресурсы власти: (реальные и потенциальные средства):
материально-экономические и духовно-информационные (духовные ценности, знания, информация, которые становятся приоритетными) – ограничены и распределены неравномерно.
Виды ресурсов:
- организационные (оптимальные орг. структуры);
- поощрительные (стимулирование);
- принудительные (угроза применения санкций);
- нормативные (на ценностные ориентации, морально-этические нормы).
ВОПРОС 3:
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ»
Основные понятия:
Эффективность власти, критерии эффективности, механизм осуществления политической власти.
Эффективность власти:
– степень выполнения властью своих задач и функций.
Критерии эффективности:
1) достаточность оснований власти и эффективное использование её ресурсов;
2) рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
3) эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур;
4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учёта и анализа властных распоряжений;
5) наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;
6) эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является её авторитет.
Механизм осуществления политической власти:
─имеет сложную иерархическую структуру.
─реализуется в двух плоскостях:
▪ по горизонтали – распределение власти между тремя властными органами «ветвями» – законодательной, исполнительной, судебной;
▪ по вертикали – разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти – не входят в систему государственной власти).
ВОПРОС 4:
«ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ»
Основные понятия:
Легитимность власти, классификации легитимности власти (по Веберу, по Истону, по Шабо), уровни легитимности власти, легитимация, показатели легитимации, делигитимация, основные причины делигитимации, кризис легитимации.
Легитимность власти:
– определённый исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.
Классификации легитимности власти:
1. По М.Веберу (ввёл термин «легитимность»):
1). Традиционное господство (власть) – обусловлен традициями, нравами, привычкой к определённому поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей (геронтократическое – власть старейшин; патриархальное – власть вождя племени; партимониальное / султанизм – власть монарха);
2). Харизматическое господство (власть) – аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности. Возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса;
3). Легальное господство (власть) – основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Подчиняются не личности, а законам. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия.
2. По Д.Истону (американская школа) – в основе минимальный ценностный консенсус – степень в которой члены политической системы воспринимают её как достойную своей поддержки:
1). Диффузная легитимность – общая, фундаментальная, долговременная, преимущественно аффектная (эмоциональная) поддержка идеям и принципам политической власти, независимо от результатов её деятельности.
2). Специфическая легитимность – кратковременна, ситуативная, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует.
3). Смешанные типы – диффузно-специфическая и специфически-диффузная.
3. По Ж.Л.Шабо:
– политическая власть легитимизируется прежде всего относительно двух акторов – управляемых и управителей:
1). Демократическая легитимность – перенос на всё общество механизма принятия решения индивидом: выражение свободной воли в соответствии с мажоритарным принципом.
2). Технократическая легитимность – умение властвовать: способы доступа к власти (оружие, знание) и содержание процесса её осуществления.
– политическая власть легитимизирует себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке или в соответствии с космическим порядком:
3). Идеологическая легитимность – основывается на определённых представлениях (убеждённости) о социальной действительности и способах и проектах её изменения.
4). Онтологическая легитимность – это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Измеряется уровнем соответствия глубинному порядку бытия (принципам мироздания), который человек ощущает врождённо, но которому он может противостоять.
Уровни легитимности власти:
1). Идеологический – власть признаётся обоснованной в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены (источник – идеологические ценности);
2). Структурный – вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения (источник – специфические политические структуры);
3). Персональный – в основе – одобрение данного властвующего лица (источник - личный авторитет);
Легитимация:
– процедура общественного признания какого либо действия, события или факта, действующего лица, призванная обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается – с применением силы.
Показатели легитимности власти:
- уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь;
- наличие попыток свержения правительства или лидера;
- сила проявления гражданского неповиновения;
- результаты выборов, референдумов;
- массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Делегитимация:
– обратный процесс легитимности, выражающийся в утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита.
Основные причины делегитимации:
1) противоречия между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;
2) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой (силовой путь, нажим на СМИ);
3) отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
4) нарастание бюрократизации и коррумпированности;
5) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющейся в отвержении федеральной власти;
6) потеря правящей элитой веры в правомерность совей власти (столкновение ветвей власти).
Кризис легитимности:
– возникновение угрозы и опасности статусу основных социальных институтов, а также невосприятие политической системой требований основных групп общества.
Легитимность – явление политическое, может быть иррациональным.
Легальность – явление юридическое, рациональное.
Вопросы:
1. Движение филантропизма.
2. Причины распространения гимнастического движения в Европе.
a) Немецкая (турнерская) гимнастическая система.
b) Шведская гимнастическая система.
c) Чешская (сокольская) гимнастическая система.
3. Возникновение спортивно-игрового направления.
4. Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений в физическом воспитании в конце XIX - начале XX вв.
a. Создание профессионально – прикладной физической культуры и «спортивно-рекреационного» направления.
5. Зарождение и развитие бойскаутского движения.
6. Милитаризация физического воспитания в зарубежных странах в XX в.
- Физическая культура в развитых капиталистических странах после Второй Мировой войны.
Условной границей перехода от средних веков к периоду Нового времени считается буржуазная революция 1648 г. в наиболее передовой стране Европы того времени – Англии. Буржуазия сыграла на этом этапе истории чрезвычайно прогрессивную роль.
Наряду с гимнастическими методами физического воспитания во многих странах мира происходит становление и развитие современных видов спорта. Его основу составили физические упражнения, содержащие в себе элементы соревнований. Наиболее интенсивно спорт (от древнелатинского «диспортаре» - развлекаться, играть) начинает культивироваться в учебных заведениях Англии и Америки. Физическое воспитание в таких регионах, как Китай, Индия, Япония, Центральная Америка приостановилось из-за обострившихся внутренних общественных противоречий и вследствие колонизации этих стран.