Причины распространения гимнастического движения в Европе

В период с конца XVIII в. до начала XX в. физическое воспитание развивалось по двум основным направлениям – гимнастическому и спортивно игровому. Но в указанный период средства физического воспитания (гимнастика, спорт, игры) еще не определили четких границ между собой, они сильно взаимопроникали друг в друга. Этот процесс продолжался вплоть до первой половины XX в.

Гимнастические системы, процесс формирования которых проходил в начале XIX в., создавались в странах континентальной Европы. В этих странах школьное физическое воспитание развивалось преимущественно на основе гимнастики, что было обусловлено особенностями их политического и военного развития:

1. Развивающаяся промышленность остро поставила вопрос о необходимости обучения детей трудовым движениям. Было установлено, что существует ряд главных форм движений, на которых основаны трудовые операции;

2. Побудительным мотивом развития национальных гимнастических систем была тактика ведения военных действий;

3. Национальное стремление к единству и независимости. Немецкое гимнастическое движение нашло отражение там, где движение за национальное освобождение в начале XIX в. находилось в состоянии зарождения или развития (не только в Германии, но и среди итальянцев, чехов, поляков, хорватов, словаков, болгар);

4. Все большее число государственных деятелей, врачей и педагогов признавало важность организованных форм физического воспитания и включения его в число обязательных предметов для более успешного решения задач подготовки молодежи к жизни.

Возникшие гимнастические системы имели общую основу, но каждая отражала своеобразие стран, где они создавались. Наиболее крупными национально-буржуазными гимнастическими системами, созданными в начале Нового времени, были немецкая, шведская и чешская.

а) Немецкая (турнерская) гимнастическая система.

Немецкое гимнастическое движение оформилось в начале XIX в. и связано с именами Фридриха Людвига Яна (1778-1852 гг., организатор и идейный руководитель) и Эрнста Айзелена (1792-1846 гг., практик и специалист в области методики гимнастики).

В то время Германия не представляла собой централизованного, единого государства и не могла оказать сопротивления оккупации армии Наполеона. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями.

В 1810 г. был создан первый кружок любителей гимнастики. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф. Яна) была построена гимнастическая площадка (турнплац), оборудованная специальными снарядами (турники, брусья и т.д.). Число занимавшихся на площадке достигало 500 человек. В 1816 г. в Гамбурге было учреждено первое немецкое общество любителей гимнастики.

В развитии физических данных Ян выдвигал упражнения в построении, марше, на местности, для повышения способности преодолевать заграждения – упражнения в лазании, на гимнастическом коне, поднятии и переноске тяжестей т.д. Он охотно обращался и к массовым занятиям с оружием, предваряя их воодушевляющей речью, приводившей его воспитанников в фанатичное исступление.

Немецкая гимнастика сохранила в своей основе упражнения из системы, созданной филантропами, но были внесены некоторые дополнения: исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, включили упражнения на снарядах и т.д. Теоретики немецкого гимнастического движения причисляли к гимнастике все виды физических упражнений. Однако многие из них развивались самостоятельно: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках и т.д.

Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю, не учитывались возрастные особенности и достижения биологии того периода времени.

Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, а также занятия военно-игровыми упражнениями, туризмом и экскурсиями. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости и дисциплины.

С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания и получает большое развитие в различных сферах жизнедеятельности.

б) Шведская гимнастическая система.

Основателем шведского гимнастического направления является Пер Хенрик Линг (1776-1839 гг.).

Он изучил древнюю физическую культуру Китая, Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. В основе классификации физических упражнений Линга лежали знания анатомии и биологии. Упражнения, по его мнению, нужно было отбирать и применять таким образом, чтобы они максимально обеспечивали нормальное функционирование организма.

Он разделял гимнастику на четыре вида: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, но практически создал лишь военную.

Педагогическую систему создал Ялмар Линг (1799-1881 гг., сын П. Линга). В 40-х гг. XIX в. он описал технику выполнения и методику преподавания шведской педагогической гимнастики, структуру урока, ввел гимнастические снаряды – гимнастическую стенку (шведская стенка), скамейку, гимнастическое бревно и т.д.

Создатели шведской гимнастики, исходя из представления, что человеческий организм состоит из различных звеньев, считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Так, все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д. Предлагаемая структура урока была сложной и состояла из 12-18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на ту или иную часть тела или функциональную систему организма.

Шведская гимнастическая система вышла на новую ступень в смысле объяснения упражнений с точки зрения знаний из области анатомии и биологии. В Швеции того времени была организована подготовка преподавателей по гимнастике с высшим образованием. В 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный гимнастический институт. Я. Линг разработал первый проект закрытого спортивного зала, по которому начали строить первые спортивные залы. Физическое воспитание в Швеции проводилось и среди девочек.

Шведская гимнастическая система органично добавляла немецкую. В практике физического воспитания эти две системы постепенно слились.

с) Чешская (сокольская) гимнастическая система.

Начала создаваться в середине XIX в. первая значительная славянская система физического воспитания, основателем которой был известный деятель культуры Чехии Мирослав Тырш (1832-1884 гг.), получившая название «Сокол» - символ свободы, мужества, независимости. Чехия находилась в то время под владычеством Австрии и Тырш, как представитель интеллигенции, стремился к объединению страны и сплочению чешского народа в борьбе за национальную независимость. Пражское гимнастическое общество «Сокол» было учреждено в 1862 г. Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. Она включила в себя упражнения, уже известные из немецкой и шведской гимнастики, и существенно дополнила их новыми.

Была сделана попытка классификации физических упражнений на новой основе. Они подразделялись на 4 группы:

1. Упражнения без снарядов (ходьба, бег, вольные, строевые упражнения, танцы).

2. Снарядовые упражнения (прыжки в длину, высоту, с шестом; упражнения на коне и козле, перекладине, брусьях, бревне и т.д.; упражнения с отягощениями – палками, гантелями, пиками, цепями, молотами, палицами; упражнения в метаниях – копья, диска, ядра; упражнения с предметами – флаги, булавы, скакалки).

3. Групповые упражнения (пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры).

4. Боевые упражнения (фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением).

Отличие от немецкой и шведской гимнастик в том, что обращалось внимание не на количество повторений, а на красоту выполнения движений. Гимнастические упражнения стали объединять в комбинации, начали использовать музыкальное сопровождение, красивые костюмы и различное внешнее оформление.

Урок делился на три части: подготовительную, основную и заключительную. Методика проведения занятий включала много нового и интересного, особенно при массовых гимнастических выступлениях. Большое значение имели всесокольские слеты гимнастов, периодически проводившиеся в Праге с 1882 г., где участвовали до 15-20 тыс. человек.

Положительным во всех гимнастических системах было то, что в них обобщен опыт физического воспитания за многие столетия, сделана попытка систематизации и классификации физических упражнений, созданы новые спортивные снаряды и оборудование, которые применяются и в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: