Основания правосистематизирующей практики

Это фактические и юридические обстоятельства, с необходимостью требующие упорядочения правовых актов по определенной схеме (хронологической, предметной и т.п.).

Следует выделять нормативно-правовые и фактические основания юридической систематизации. Фактические основания в свою очередь необходимо разграничивать на две группы. Первую составляют обстоятельства, которые «подталкивают» процесс систематизации, служат поводом или причиной подготовки кодификационных и иных актов. Так, формирование качественно новых экономической, социально-политической, духовной и правовой систем объективно требует существенного реформирования действующего законодательства, ликвидации устаревших правовых актов и создания крупных нормативно-правовых блоков (сводов, кодексов и т.п.) для проведения преобразований во всех сферах общественной жизни.

Правовая систематизация необходима также в случае накопления большого объема правовых актов, их устаревания, противоречивости и пробельности, что создает значительные трудности в работе правотворческих, правоприменительных и иных органов.

Ко второй группе относятся те основания, которые выступают в качестве критериев систематизации правовых актов (хронологический, предметный и т.п.).

При официальной систематизации одних только фактических оснований для упорядочения правовых актов недостаточно. Компетентные на то органы и должностные лица обязаны в данном случае издать закон или иной нормативный акт, которые служат нормативно-правовой основой для организации и проведения этой работы. Так, 14 февраля 1998 г. Президент РФ издал указ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации, которым обязал Министерство юстиции РФ и Главное государственно-правовое управление Президента РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти приступить к систематизации действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, законодательных и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающих действовать на территории России, в целях включения их в Свод законов РФ и формирования его нормативного корпуса.

Указом № 2171 президента РФ от 16.12. 1993 г. в целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства. Актуализированный (уточненный и т.п.) его вариант ежегодно должен публиковаться в первых номерах Собрания законодательства РФ. Разделы классификатора служат официальными критериями систематизации правовых актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: