Цели (задачи) и функции правосистематизирующей практики

Целями (задачами) правосистематизирующей практики являются:

а) устранение множественности правовых актов, их упорядочение и укрупнение, обеспечение компактности законодательства;

б) реформирование действующего законодательства с учетом социальных, экономических, политических и иных изменений в стране, повышение качества, стабильности и эффективности законодательства;

в) ликвидация устаревших и фактически утративших свою юридическую силу правовых актов, устранение ошибок, противоречий и других недостатков в законодательстве;

г) внесение ясности и четкости в правовое регулирование общественных отношений, обеспечение правильной и единообразное реализации правовых актов;

д) охрана прав и свобод граждан, их коллективов и организаций, укрепление законности и обеспечение стабильности и правопорядка в обществе;

е) повышение правовой культуры в деятельности правотворческих, правоприменительных, интерпретационных и иных органов;

ж) обеспечение доступности правовых актов, ускорение поиска нужной правовой информации для субъектов правотворчества, толкования и реализации права;

з) снабжение достоверной правовой информацией населения, правотворческие и правоприменительные, судебные и правоохранительные органы.

Указанные и иные цели (задачи) определяют наличие и содержание соответствующей функции правосистематизирующей практики.

Функции - это обособленные направления воздействия правосистематизирующей практики на реальную действительность, в которой выражается ее природа, место и роль в жизни общества.

Одной из главных является интеграционная функция данной разновидности юридической практики. Ее суть выражается в том, что здесь происходит укрупнение, упорядочение и т.п. правовых актов, приведение их по определенным критериям в единую систему.

Правотворческая функция юридической систематизации заключается в том, что в ходе консолидации и особенно кодификации происходит развитие и совершенствование права: отмена устаревших и недействующих правовых актов, ликвидация противоречий, пробелов и других недостатков в законодательстве, издание новых нормативно-правовых предписаний.

Все сказанное позволяет говорить о наличии регулятивной функции правосистематизирующей практики, поскольку в результате упорядочения и реформировании права происходит повышение качества и эффективности правового регулирования общественных отношений, деятельности граждан и должностных лиц.

Содержание охранительной функции выражается в том, что результаты юридической систематизации позволяют обеспечивать надежную охрану прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, способствуют предупреждению правотворческих и правоприменительных ошибок, коллизий и правонарушений, и тем самым укрепляет законность и правопорядок в обществе.

Контрольная функция заключается в том, что в процессе юридической систематизации происходит проверка и ревизия правовых актов, выявляются разнообразные погрешности и дефекты в их содержании и форме, устанавливается соответствие этих актов конституции и конституционным законам.

Таким образом, эти и другие функции показывают отдельные направления социально-преобразующей природы правосистематизирующей практики. Взятые в системе они дают более или менее цельное представление о ее месте и роли в правовой системе общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: