double arrow

Стадия развития структур взаимодействия ребёнка с окружающими людьми

А. Операционная консолидация (1-4 месяца). К концу этой стадии ребёнок замечает отклонения от обычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с её стороны привычную реакцию. Если это не получается, то ребёнок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Это свидетельствует о том, что у него начали складываться первичные намерения.

Б. Операционная координация (4-8 месяцев). Ребёнок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясёт игрушкой, протягивает руки к матери и т.п.). Те действия, которые вначале преследовали определённую цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

В. Бифокальная операционная координация (8-12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребёнка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке).

Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребёнком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведётся активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

* * *

В возрасте около 1 месяца новорождённый начинает произносить какие-либо простые звуки типа "а-а", "у-у".

К концу первого – началу второго месяца жизни у ребёнка появляется слуховое сосредоточение, – специфическая реакция на человеческую речь.

На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослых у ребёнка появляются собственные речевые реакции. Вначале ребёнок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание.

Примерно с 4-х месяцев ребёнок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что говорит о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации.

На 6-м месяце жизни ребёнок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например, на ритмику. Одновременно возрастает фонетическая организованность собственных звуков ребёнка.

Между 4 и 6 месяцами жизни ребёнок переходит к лепету, который представляет собой следующий этап в развитии активной речи.

В конце полугода жизни младенец показывает способность к пониманию речи взрослого (на отдельные слова и фразы реагирует специфическими комплексами выразительных движений). Первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова.

В 6-6,5 месяцев ребёнок связывает воспринимаемый предмет с его именем.

Во втором полугодии жизни ребёнок начинает пользоваться "псевдословами" – сочетаниями звуков, которые выполняют номинативную, или сигнальную функцию и ещё не обладает постоянными обобщёнными значениями.

Около 8 месяцев появляется ориентировочно-исследовательская реакция в ответ на называние предмета: в ответ на называние взрослым какого-либо предмета ребёнок смотрит в его сторону, захватывает, манипулирует им.

С 8-9 месяцев ребёнок произносит звуки, а затем целые слова по заданному образцу.

Лишь к концу первого года жизни ребёнок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщённый смысл.

К концу первого года жизни ребёнок точно понимает в среднем 10-20 слов и определённым образом реагирует на них.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года ребёнок начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но и с помощью других предметов, используемых в качестве орудий.

В 10 месяцев в дополнение к другим формам общения появляется предметное общение (Ребёнок в ответ на называние какого-либо предмета может взять его и протянуть взрослому). В связи с этим значительно возрастает успешность усвоения речи и её понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: