Лекция 4. Теории детского развития (продолжение)

Детям показывали фильмы, в которых были представлены различные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). В фильме показывали, например, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни играть с игрушками, похожими на те, которые они видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, было больше и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших фильм. Если в фильме агрессивное поведение взрослых получало вознаграждение, агрессивность в поведении детей возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.

Ребёнка приглашали в комнату, где на столе находились два разных предмета: один предмет был мало привлекателен и труден для описания, а другой испытуемые находили очень привлекательным и с трудом сдерживались, чтобы не взять его в руки. Показав эти предметы, взрослый покидал помещение, сославшись на то, что непредвиденное дело заставляет его выйти из комнаты. Скрытый на демонстрационной доске отметчик показывал экспериментатору, когда тот возвращался, брал ли испытуемый в его отсутствие привлекательный предмет. С каждым испытуемым проводилась серия таких тестов.

Оказалось, что испытуемые, получавшие порицание в самом начале выбора, в тестовой ситуации совершали меньше проступков, чем те, которых наказывали уже после проступка. Наказание в начальном пункте – зарождения действия мобилизует тревогу, уровень и степень которой достаточны для последующего подавления действия даже в случае, когда взрослый, контролирующий поведение не присутствует в ситуации.

* * *

Представитель необихевиоризма А. Бандура считал, что многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого. Он провёл немало исследований этого феномена.

У ребёнка в результате наблюдения поведения модели строятся "внутренние модели внешнего мира". Теория социального научения признаёт, что влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит. Будет ли эта информация плодотворной, зависит от когнитивного развития наблюдателя.

1. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка.

2. Л.С. Выготский и его школа.

3. Концепция возрастного развития Д.Б. Эльконина.

Л и т е р а т у р а:

1. Дж.Х. Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже/ Пер.с англ. М.: Просвещение, 1967

2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994

3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989

4. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 Т. М.: Педагогика, 1983

* * *

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, рассматривает развитие ребёнка как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую.

Ребёнок у Ж. Пиаже выступает как обособлённое существо, социализирующееся после длительного периода эгоцентризма лишь в силу возникающей перед ним необходимости разделить с другими людьми объективные средства для измерения вещей и описания отношений между ними.

Пиаже выделяет три главные стадии интеллектуального развития ребёнка: стадию сенсомоторного интеллекта (с момента рождения до 2 лет), стадию конкретных операций (с 2 до 11-12 лет) и стадию формальных операций (с 12 или 13 лет).

Сенсомоторная стадия. Это стадия, на которой ребёнок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Она включает шесть подстадий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: