double arrow

Лекция 7. Предпосылки развития личности

Для человека предметы имеют фиксированное, постоянное значение. Люди в отличие от животных, живут в мире постоянных вещей. А, к примеру, для животного предметы имеют ситуативное значение: если вода налита в кружку, то обезьяна будет пить из кружки, если вода будет в ведре, то из ведра, если на полу, то с пола.

В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (ОТ 1 ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ).

ЛЕКЦИЯ 6. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЁНКА

1. Общая характеристика развития ребёнка от 1 года до 3-х лет.

2. Развитие речи у детей раннего возраста.

3. Появление предметной и игровой деятельности.

4. Восприятие, память и мышление в раннем возрасте.

Л и т е р а т у р а:

1. Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы- М., 1996

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979

4. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2. М.: Мир, 1992

5. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1989

* * *

Как подчёркивал Д.Б. Эльконин, суть кризиса первого года жизни в том, что ситуация полной слитности ребёнка со взрослым сменяется ситуацией их совместной деятельности. С психолого-педагогической точки зрения период раннего детства является ключевым в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психическое развитие.

С этим возрастом связаны три фундаментальных жизненных приобретения ребёнка: прямохождение, речевое общение и предметная деятельность.

Прямохождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Благодаря переходу к вертикальной ходьбе у ребёнка высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и творческой работы.

Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и приобщаться к человеческой культуре. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребёнок из биологического существа к середине раннего возраста превращается по своим поведенческим качествам в человека, а к концу этого периода – в личность.

Речь для ребёнка является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения.

Предметная деятельность становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. Она непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Развитие предметной деятельности связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом.

Примерно к 3-м годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинают приобретать общечеловеческие свойства. В этом возрасте ребёнок овладевает способностью понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развёрнутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

* * *

Можно утверждать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи. Развитие речи идёт в этом возрасте по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.

Называть вещи своими именами ребёнок начинает в возрасте около одного года. На первых порах речь ребёнка мало похожа на речь взрослого: ребёнок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Эти слова имеют троякое происхождение. Во-первых, это язык мам и нянь, считающих, что придуманные ими слова более доступны детям (ам-ам, бяка, ав-авка). Во-вторых, автономную речь ребёнка составляют искажённые слова, произведённые самим ребёнком от настоящих слов.("молоко" – "моко"; "голова" – "гова" и т.п.). В-третьих, ребёнок и сам придумывает автономные слова.(Дюка, эки-кики).

До полутора лет ребёнок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их довольно редко.

В возрасте около 1,5-2,5 лет дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трёхсловные фразы, причём от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. До 1,6 - 1,8 лет у ребёнка развивается только понимание речи при ещё весьма незначительном приросте активного словаря.

С 11 месяцев начинается также переход от дофонемной к фонемной речи, и этот процесс продолжается на втором, третьем и даже на четвёртом году жизни.

На втором году жизни резко возрастает интерес ребёнка к окружающему его миру. Ребёнок всё хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений. Он то и дело задаёт вопрос: "Что это?". Получив ответ, ребёнок, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Соотношение активного и пассивного словаря в трёхлетнем возрасте составляет примерно 1:3.

К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов, а к трёхлетнему возрасту – 1200-1500 слов.

Около трёх лет ребёнок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте ребёнок способен понять действительность, отражённую речевыми средствами.

К трём годам ребёнок в основном правильно применяет падежи, строит многосложные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно тогда же возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания со стороны ребёнка и речи другого человека. Начиная с этого возраста появляются первые признаки эгоцентрической речи.

* * *

Как уже говорилось, ведущим видом деятельности для ребёнка в раннем детстве является предметная деятельность.

Связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребёнку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому – к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребёнок знает основную функцию предмета.

Усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребёнок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами.

Так, рассердившись на взрослого, ребёнок может швырнуть чашку на пол. Но тут же на его лице выразится испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушил правила обращения с предметом, которые обязательны для других.

Из числа действий, которыми овладевает ребёнок в раннем детстве, особенно значимыми оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определённые пространственные взаимоотношения (складывание пирамидок из колец, закрывание коробок крышками и т.п.).

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы (копание песка совочком, набирание каши ложкой и т.п.). Орудие выступает в качестве посредника между рукой ребёнка и предметами, на которые нужно воздействовать, и то, как происходит это воздействие, зависит от устройства орудия.

Орудийными действиями ребёнок овладевает в ходе обучения, при систематическом руководстве взрослого. Этот процесс происходит в несколько ступеней. На первой ступени орудие фактически служит для ребёнка продолжением его собственной руки, и он пытается действовать им, как собственной рукой. На этой ступени действие является ещё не орудийным, а ручным. Следующая ступень состоит в том, что ребёнок начинает ориентироваться на связь орудия с предметом, на который направлено действие (ложка с пищей), но выполняет его успешно только от случая к случаю, пытаясь повторять действия, приводящие к успеху. И только в конечном итоге происходит достаточное приспособление руки к свойствам орудия – возникает орудийное действие.

Детские игры предметного плана бывают трёх типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра.

На втором году жизни у ребёнка появляются предметные игры-подражания.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Однако для её возникновения необходим ряд условий. Во-первых, у ребёнка к тому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребёнка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми – в игре.

В основе двигательного и интеллектуального развития ребёнка лежит подражание. В начале второго года жизни возникает способность детей к отсроченному подражанию; они могут повторять то, что видели некоторое время назад.

На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования полоролевого поведения через подражание. Ребёнок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причём своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.

* * *

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления в свою очередь идёт по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребёнком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира.

В это время речь ребёнка ещё не связана с мышлением. Понимание и говорение внешне представляют собой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака – воспринятого слова к значению – конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот – от значения к знаку. С 1,5-2 лет значение слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется от конкретного содержания.

От года до двух лет ребёнок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению. От полутора до двух лет у ребёнка появляется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также и путём догадки (инсайта), т.е. внезапного непосредственного усмотрения решения возникшей проблемы.

Полуторагодовалый ребёнок может прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде всего по форме.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретённого опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путём экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: