Специальная физическая подготовка
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека.
Задачи ОФП:
2) Обеспечение всестороннего и гармонического физического развития.
3) Создание основы (базы) для специальной физической подготовки.
Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности, к ним относятся: бег, ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и т.п.
Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности (трудовой или спортивной).
СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений.
Видами СФП являются спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА (тренировка) – это целенаправленный учебный процесс подготовки спортсмена для достижения конкретных спортивных результатов.
В настоящее время принято различать спорт высших достижений и массовый спорт:
Цель спорта высших достижений – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Цель массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние, способствовать активному отдыху.
Структура спортивной подготовки идентична в спорте высших достижений и в массовом спорте.
Компоненты спортивной подготовки:
· Техническая подготовка – процесс освоения спортсменом техники движений конкретного вида спорта.
В структуру технической подготовки входят базовые и дополнительные движения:
- к базовым относятся движения и действия, составляющие основу данного вида спорта
- к дополнительным относятся второстепенные движения и действия, которые не нарушают рациональности, характерны и необходимы для конкретного спортсмена.
· Физическая подготовка как часть спортивной подготовки, в свою очередь, также делится на общую физическую подготовку спортсмена и специальную физическую подготовку.
В данном случае ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.
Пример:
в процессе общей физической подготовки гимнастов идёт работа над развитием всех способностей, но больше внимания уделяется развитию координации и гибкости, меньше – развитию общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, значительное место отводится упражнениям на развитие общей выносливости, меньше – гибкости и координации.
Средствами ОФП спортсмена являются упражнения из своего и других видов спорта.
СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.
Задачи СФП:
1) Развитие физических способностей, необходимых для конкретного вида спорта.
2) Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих успех спортсмена в избранном виде спорта.
3) Развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности.
Пример:
У пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартных нагрузках в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг/мин, а при плавании с соревновательной скоростью – 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК.
4) Формирование телосложения спортсменов с учётом требований конкретной спортивной дисциплины.
Пример:
Показатели телосложения (рост, вес, конституция) у легкоатлетов, специализирующихся в беге на разные дистанции (пр., короткие, длинные), как правило, значительно отличаются между собой.
Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке зависит от решаемых задач, возраста спортсмена, его квалификации и индивидуальных особенностей, а также от вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и т.п.
Рационально организованная физическая подготовка позволяет спортсмену достигнуть такого уровня подготовленности (развития физических способностей), который необходим для соревновательного успеха в конкретном виде спорта.
· Тактическая подготовка – процесс овладения спортивной тактикой и формирования тактического мастерства в избранном виде спорта.
Тактика – это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.
Различают:
- индивидуальную тактику;
- групповую тактику;
- командную тактику.
Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязать сопернику свою тактику во время соревнования.
Пример:
При беге на средние дистанции бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробегание всей дистанции, чтобы коротким быстрым финишным рывком добиться победы.
· Психологическая подготовка – процесс формирования таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.
Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий спортом вообще. Этот вид психологической подготовки называют ещё морально-волевой подготовкой. Сюда относят развитие:
- целеустремленности (способности четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи);
- решительности и смелости (разумного риска в сочетании с обдуманностью решений);
- настойчивости (стремления достичь намеченной цели);
- самообладания и выдержки (способности управлять своими мыслями и поступками в условиях эмоционального возбуждения);
- инициативности;
- самостоятельности.
Специальная психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта.
Пример:
А) для занимающихся спортиграми необходимыми психологическими качествами являются: коммуникабельность, способность к сотрудничеству, эвристические способности (предвосхищение, тактическое чутьё);
Б) для занимающихся гимнастикой – артистичность, сенсорно-моторные качества, самообладание;
В) для занимающихся единоборствами – смелость, способность к принятию решений, психическая выносливость, эвристические способности, сенсорно-моторные качества.
В спорте высших достижений выделяют также психологическую подготовку, направленную, главным образом, на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании.