double arrow

Взаимодействие на стадии расследования уголовного дела


В ходе расследования преступлений следователи и оперативные сотрудники также осуществляют взаимодействие путем обмена информации, совместных действий:

1. Взаимодействие при проведении следственных мероприятий.

2. Планирование порядка проведения следственных мероприятий и в целом расследования по уголовным делам.

3. Обмен техническими средствами.

4. Получение оперативной информации о лицах из закрытых баз данных, в том числе оперативных.

5. Проведение оперативных разработок задержанных и арестованных лиц.

6. Проведение экспертных исследований, получение образцов.

7. Оказание технической и физической помощи при проведении следственных мероприятий и выполнение запросов в организациях.

8. Охрана свидетелей и других участников уголовного процесса.

9. Поиск имущества.

10. Проверка показаний свидетелей, подозреваемых, обвиняемых оперативным путем.

11.Выявление кредиторов и свидетелей.

После задержания преступников следователь может дать задание органам дознания выполнить ниже следующие поручения и указания:

1. Произвести тщательный личный обыск задержанных и установить их личность, особенно в тех случаях, когда они не имеют документов, удостоверяющих личность, или имеют документы, вызывающие сомнения в их подлинности.




2. Собрать сведения, характеризующие личность задержанных, их образ жизни, связи, принадлежность к определенной преступной группе или преступному сообществу, исполняемую роль в них.

3. Установить наличие сообщников, оставшихся на свободе, осуществить их розыск и задержание.

4. Произвести обыск по месту жительства (временного проживания) и работы подозреваемых с целью обнаружения: документов (договоров, бухгалтерских документов, черновиков и т.д.), предметов (печатей, штампов, номеров автомашин и т.д.), использованных преступниками для сокрытия имущества, доходов, расходов, перевода денежных средств, или для сокрытия самого факта преступления, телефонных книжек, групповых фотографий, видеозаписей, позволяющих установить круг знакомств задержанных, а также других предметов, представляющих интерес для следствия.

5. Установить оперативным путем места хранения других предметов, имеющих значение для дела, которые не удалось обнаружить при обысках по месту жительства, временного проживания или работы подозреваемых.

6. Выявить все места, где могут находиться документы, имущество, денежные средства, печати, штампы и т.д.

7. Установить принадлежность автотранспорта, на котором вывозилось имущество или автотранспорта, который является имуществом.

8. Выявить максимальное количество лиц, которые могут быть свидетелями по делу (в число которых можно отнести работников несостоятельного должника, в том числе бывших; работников кредиторов; работников банков и иных кредитных учреждений и т.д.).



9. Установить и изъять компьютерную технику, факсы и телефоны с автоответчиками и изъять их (на них может быть информация; об имуществе, черновики документов, бухгалтерские документы, договора, контракты, письма и т.д.).

10. Проверить причастность задержанных к нераскрытым преступлениям, например, пожарам на предприятии, хищению имущества, прорыв канализации, в результате которых уничтожены документы, имущество или они похищены.

11. Оперативным путем установить, кто являлся заказчиком или организатором преступления, сколько было участников преступления и какова роль каждого из них при подготовке и совершении данного преступления; выяснить мотивы, которыми они руководствовались.

12. Выяснить намерения (замыслы) задержанных лиц, по противодействию правоохранительным органам, выработанную им тактику защиты и линию поведения на следствии и в суде.

13. Установить лиц, угрожающих потерпевшим и свидетелям после задержания преступников.

14. Принять действенные меры к охране потерпевших и свидетелей, особенно в отношении тех лиц, чьи показания имеют большое значение.

Криминологическая и криминалистическая характеристики показывают, что преступники кроме криминального банкротства часто привлекались за злоупотребление доверием, мошенничеством, присвоением имущества, подделкой документов и т.д. В связи с этим задержанных необходимо проверить на причастность к другим преступлениям.



В том случае если часть работников предприятия скрылась, необходимо создать фотоальбом работников предприятия и показать кредиторам и другим лица, связанным с предприятиями договорами с целью установления их роли в преступлении.

Необходимо поручить сотрудникам подразделений БЭП провести комплекс мероприятий по собиранию информации о "теневой" деятельности предприятий, выяснить какие незаконные сделки и с кем заключали их руководители, как распределялась между ними прибыль, не возникали ли у них конфликты по поводу просроченных сроков уплаты долгов, задолжности "крыше", которую могли осуществлять лица, задержанные по данному делу. Оперативные возможности этих служб как раз и позволяют выявить лиц, являющихся потенциальными заказчиками криминального банкротства.

Объединение усилий следователей и органов дознания позволяет добиться в раскрытии и расследовании преступлений лучших результатов при наименьших затратах времени, сил и средств.

В целях повышения эффективности борьбы с криминальными банкротствами предприятий АПК, сотрудникам подразделений БЭП необходимо:

- установить тесное деловое сотрудничество с сотрудниками прокуратуры, осуществляющими общий надзор за законностью в деятельности предприятий, организаций АПК; территориальных подразделений Федеральной налоговой службы, которые регистрируют вновь образуемые предприятия и принимают бухгалтерскую отчетность предприятий, а также с сотрудниками, которые осуществляют функцию по представлению государства перед кредиторами в процедурах банкротства, сотрудниками Федеральной регистрационной службы и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом;

- организовать получение от налоговых инспекций сведений о предприятиях с неблагополучным финансово-экономическим состоянием, имеющих отрицательный баланс, и держать их под постоянным оперативным контролем;

- осуществить подбор источников оперативной информации в предпринимательской среде обслуживаемой территории из числа счетно-бухгалтерских работников, главных специалистов предприятий (агрономов, зоотехников, инженеров и т.п.), а также установить доверительные отношения с широким кругом работников сельхозпредприятий, фермерами;

- нацелить имеющиеся источники оперативной информации на получение сведений о сомнительных сделках руководителей, в этих же целях проводить разведывательные опросы специалистов предприятий, других работников.

К материалам проверки по факту преднамеренного банкротства в обязательном порядке необходимо приобщить:

- все бухгалтерские и иные документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность предприятия-должника за последний отчетный период с аналитической расшифровкой активов, по ним организовать проведение проверок и документальных ревизий работниками КРУ, ЭКУ и сотрудников отдела банкротств территориальной инспекции Федеральной налоговой службы;

- договоры и иные документы, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово-хозяйственном положении должника;

- перечень имущества должника, список дебиторов с указанием величины дебиторской задолженности по каждому дебитору, справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пени и иных финансовых (экономических) санкций, перечень кредиторов должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пени и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору;

- заверенные в установленном порядке ксерокопии учредительных документов, а также документов, содержащих сведения о составе руководства организации должника за весь период проверки, а также лицах, имеющих право давать обязательные для организации должника указания, либо имеющих возможность иным образом определять действия организации должника;

- объяснения руководителей предприятия-банкрота по финансово-хозяйственным операциям, в ходе которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности;

- объяснения лиц, непосредственно осуществлявших данные финансово-хозяйственные операции и оформлявших необходимые документы, а также кредиторов, чьи интересы нарушены.

Для обнаружения признаков фиктивного банкротства, когда имеется в наличии дело о банкротстве, возбужденное арбитражным судом по заявлению руководителя предприятия-должника, необходимо:

- изучить заключение отдела банкротств территориальной инспекции Федеральной налоговой службы,

- опросить их сотрудников в целях выяснения, какие финансово-хозяйственные операции были осуществлены руководителем предприятия в целях сокрытия истинного финансово-хозяйственного положения предприятия. На выяснение этого вопроса необходимо ориентировать имеющиеся источники оперативной информации, провести разведывательный опрос счетно-бухгалтерских работников, специалистов предприятия, а также всех лиц, причастных к оформлению или осуществлению указанных сделок.

В целях установления фиктивности сделки следует провести соответствующую проверку (исследовать документы по сделке, проверить наличие соответствующих товаров, материалов и т.п., опросить лиц, причастных к оформлению и осуществлению сделки) в организации-партнере по сделке.

К материалам проверки по факту фиктивного банкротства должны быть приобщены практически все те же документы и материалы, как и при преднамеренном банкротстве (многие из этих документов прилагаются к заявлению должника при обращении в арбитражный суд).

В связи с тем, что зачастую руководители предприятий при осуществлении действий, направленных на банкротство, совершают и другие преступления (злоупотребление полномочиями, завладение имуществом или денежными средствами предприятия путем присвоения или мошенничества), необходимо проводить работу по документированию таких фактов (изъятие всех необходимых документов: протоколов решений общих собраний, актов приема-передачи и продажи имущества, кассовых документов и др., опросов причастных к сделкам лиц).







Сейчас читают про: