Вопрос 2. Выявление преступлений связанных с банкротством предприятий всех форм собственности

Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).

Непосредственный объект преступления - отношения, регулирующие порядок и процедуру банкротства, и удовлетворение имущественных требований кредиторов.

Объективная сторона преступления связывается с действиями по объявлению несостоятельности и введении тем самым в заблуждение кредиторов с целью получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов или их полной неуплаты.

Состав преступления материальный, он предусматривает причинение крупного ущерба деянием и причинную связь между ними.

Субъект преступления наряду с признаками общего субъекта включает специальные признаки - это руководитель или собственник, учредитель (участник) коммерческой организации либо индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что делает ложное объявление о несостоятельности, предвидит причинение своими действиями крупного ущерба, и желает этого. Предполагается также наличие специальной цели - введение в заблуждение кредитора и получение незаконной имущественной выгоды.


Процесс выявления криминального банкротства неотъемлемо сопряжен с квалификацией содеянного. От того, насколько правильно и точно будет квалифицировано преступление, зависят ход и результаты выявления, раскрытия и расследования преступления. Для этого, на первоначальном этапе, необходимо в кротчайшие сроки собрать как можно больше доказательственной информации.

Фактические данные о признаках уголовного преступления в экономической сфере могут быть получены сотрудниками полиции из гласных источников (заявлений граждан и должностных лиц, материалов средств массовой информации и в процессе изучения и анализа экономической деятельности хозяйствующих субъектов), а также негласных источников (информации, полученной в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, сообщений конфиденциальных сотрудников и иных информаторов).

Источники информации о преступлении, связанном с незаконным банкротством, могут быть следующие:

- материалы поступившие из арбитражных судов;

- сведения, полученные от кредиторов - заявителей;

- материалы дел оперативного учета;

- версии о незаконных банкротствах при производстве расследования уголовных дел экономической направленности;

- материалы аудиторских проверок и ревизий;

- сообщения налоговых органов;

- публикации в СМИ;

- сообщения Федеральной налоговой службы;

- выявление преступления прокурором при осуществлении общего надзора.

Для осуществления поисковой работы могут также применяться привлечение граждан к содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, из числа специалистов, имеющих возможность анализировать обстановку и прогнозировать возникновение негативных условий, способствующих совершению криминальных банкротств.

К наиболее вероятным категориям сотрудников с которыми может быть установлен контакт могут быть следующие лица:

выполняющие договорно-правовые функции (юрисконсульты, секретари);

выполняющие расчетно-кассовое обслуживание (бухгалтеры, экономисты, ревизоры, операционисты, кассиры);

обеспечивающие функции охраны объектов и хозяйственное обслуживание (различные специалисты, технические работники, сотрудники служб безопасности и охраны);

арбитражные управляющие (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий);

кредиторы;

конкуренты по «бизнесу».

Получаемую информацию необходимо перепроверить, тщательно проанализировать и на этой основе установить:

1) сущность причин, порождающих криминальное банкротство, и условий, способствующих его совершению;

2) конкретный участок обслуживаемого объекта (отрасли), на котором они существуют;

3) содержание мероприятий по организации их устранения.

Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях следует произвести:

- обследование помещений (в присутствии понятых и представителя предприятия) с составлением акта установленной формы;

- изъятие документов (в присутствии понятых и представителя организации) с составлением акта установленной формы и справки к акту изъятия о привлечении к составлению этого акта понятых;

- опрос руководителя (или его представителей) и главного бухгалтера предприятия;

- сбор образцов для сравнительного исследования предметов и документов с последующим обязательным составлением специалистами экспертного подразделения соответствующей справки;

- другие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: