Понятие и виды конкуренции. Субъекты конкурентных отношений

Понятие и способы расчетов, применяемых между субъектами предпринимательской деятельности.

Расчеты – передача (перечисление) денежных средств во исполнение частноправовых или публично-правовых обязательств (обязанностей) денежного характера, а также передачу (перечисление) денежных средств в качестве предмета сделки.

Правовое регулирование расчетов осуществляется многочисленными нормативными актами разной юридической силы: ГК РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ», положения, указания и письма Центрального банка РФ.

Расчеты, в соответствии с действующим законодательством, могут осуществляться двумя способами:

- наличными деньгами (путем передачи наличных денег);

- в безналичном порядке (путем безналичного перечисления денежных средств с одного счета на другой в кредитных организациях).

Наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками и расчеты по инкассо.

В соотв. с ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой НПА. Принципы антимонопольного регулирования определены К РФ (ст. 8 – свобода конкуренции; ч. 2 ст. 34 – содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; ст. 74 – на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве – необходимое условие поддержки конкуренции).

Ст. 10 ГК РФ содержит запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены ФЗ от 26 июля 2006 г. № 153-ФЗ “О защите конкуренции”.

Виды конкуренции:

в зависимости от количества и удельного веса на рынке производителей товара:

- совершенная конкуренция (свободная); наличие множества мелких фирм, однородность продукции, свобода входа и выхода на рынок;

- несовершенная (монополизация рынка определенного товара).

в зависимости от методов осуществления:

- ценовая конкуренция;

- неценовая конкуренция.

также выделяют:

- добросовестная конкуренция;

- недобросовестная конкуренция.

Субъекты конкурентных отношений = хозяйствующие субъекты:

1) коммерческие организации;

2) некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход;

3) ИП.

Специальными разновидностями хозяйствующих субъектов являются:

1) финансовые организации (банки);

2) группы лиц (признаки: состоит из двух и более физических лиц и ЮЛ; состав ее участников не является постоянным и может быть изменен; является участником только антимонопольных отношений; зак-вом установлено 15 признаков, наличие хотя бы одного из которых позволяет квалифицировать несколько лиц, как единую группу; определение группы лиц возможно посредством использования двух критериев: сущностного т.е. через наличие у ее участников общего экономического интереса и формального т.е. путем законодательно установленного перечня лиц, составляющих группу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: