Понятие и принципы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

Особый вид экологопользования

Кроме особо охраняемых территорий и природных объектов, имеются территории с особым режимом экологопользования. В ст. 58 и 59 Закона об охране окружающей природной среды предусмотрены зоны чрезвычай-ной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания РФ либо Указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственной экологической экспертизы.

Организация экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит в комплексе мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, включая реабилитацию нарушенных природных комп-лексов, снижение уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Она оформляется в виде проекта федеральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружаю-щей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья насе-ления.

Подготовка федеральной целевой Программы включает в себя два аспекта:

1. разработку неотложных мер и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения; 2. создание условий для субъектов хозяйствования в целях организации устойчивого социально-экономического развития территории. Источниками финансирования Программы являются: целевые средства федерального бюджета; средства бюджетов различных уровней; средства предприятий-экологопользователей, загрязняющих ок-ружающую среду, и их отраслевых объединений; средства экологического фонда; заемные средства (кредиты). Используются также средства благо-творительных фондов и иностранные инвестиции.

Организация деятельности по выполнению утвержденной Программы и ответственность за ее выполнение возлагаются на главу администрации территории, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации.

По истечении срока выполнения этой Программы администрация территории подготавливает материалы о состоянии окружающей среды и реализации мероприятий Программы и представляет их на государствен-ную экологическую экспертизу.

Решение о снятии статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается Президентом РФ по представлению Госкомитета РФ по охране окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.

Регулирование — это функция организованных систем, обеспечиваю-щая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятель-ности, реализацию их программ и целей. Государственное регулирование экологопользования и охраны окру-жающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.

Если регулирование экономической системы страны выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроиз-водство новых систем экономических отношений, то регулирование эко-логической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.

Регулирование экологической системы происходит через управление экологопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной окружающей среды. Этому виду регулирования свойственны как общие черты управленче-ской деятельности государства делами общества, так и специфические, обусловленные регулируемым объектом — экологической системой стра-ны. Понятие государственного регулирования экологопользования целе-сообразно рассматривать в единой системе.

Содержание института регулирования экологопользования характери-зуют принципы:

1. Принцип законности в государственном регулировании экологопользо-вания и охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан. 2. Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предпола-гает также наличие двух основных сторон: а) в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем. Например, не допускается изъятие земель, занятых особо охраняемыми природными объектами. б) использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. 3. Принцип плановости государственного регулирования экологопользова-ния и охраны окружающей среды заключается в следующем:

а) важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязатель-ную силу. б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и про-грамм должен осуществляться постоянный контроль. 4. Принцип сочетания государственного регулирования с местны.и само-управлением выражается в следующем: а) максимальное вовлечение граждан в дело регулирования эколого-пользования. (непосредственная демократия (сход граждан), представительная демократия, договорная демократия (граждане заключают определенные до-говорные обязательства по совершенствованию экологопользования в дан-ной местности). б) расширение демократических начал в регулировании экологополь-зования должно сопровождаться установлением точно определенной ин-дивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы. Поэтому в стране на всех уровнях осуществляется реализация принципа сочетания коллегиальности с единоначалием. Так, наряду с Федеральным Собранием России существует пост Президента РФ; решения Правитель-ства России, республик в составе РФ принимаются коллегиально; и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: