Лекция №1. 1.Цели и задачи дисциплины

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

План:

1.Цели и задачи дисциплины;

2. Основные этапы развития автостроительного производства в России (СССР);

3. Народнохозяйственное значение ремонта автомобилей и их агрегатов

4. История развития ремонтного производства в СССР (России)

Литература:

1. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей. — М.: Высшая школа, 2001.

2. Дмитренко В.М. Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностирования подвижного состава автотранспортных средств: Конспект лекций. —Пермь: Изд. Пермского ГТУ, 2004. — 266 с.

3. Севостьянов А.Л. Основы технология производства и ремонт автомобилей: Курс лекций: Учебное пособие. - Орёл: Изд. Орёл ГТУ, 2006. — 183 с.

4. Понизовский А. Н., Власко Ю. М. Краткий автомобильный справочник. М. АО "Трансконсалтинг", 1994 г.

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: Дать будущим инженерам автомобильного транспорта теоретические основы и методы по организации производства и ремонта автомобилей и их агрегатов.

Задачи дисциплины:

1.изучить основы и принципы организации производства автомобилей и их частей.

2. изучить основы и принципы организации авторемонтного производства.

3. изучить основные методы получения заготовок деталей.

4. изучить основные методы достижения требуемой точности при изготовлении и восстановлении деталей.

5.изучить технологический процесс капитального ремонта автомобилей и его составных частей.

6.изучить методы проектирования технологических процессов изготовления и восстановления деталей.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АВТОСТОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ (СССР)

Автомобильная промышленность – одна из ведущих отраслей машиностроения. Основная ее задача- совершенствования и развития автомобильного транспорта. Грузовым автотранспортом доставляется свыше 80% всего объема грузов. Автобусы в России выполняют 70% всего объема внутригородских и около 60% внегородских перевозок пассажиров. Автомобили имеют большое значение для обороны страны. Их используют также в чрезвычайных ситуациях.

В начале 20го века автомобильный парк России бил незначительный и весьма разномарочный. В 1921 г. в стране насчитывалось около 21 тыс. автомобилей и мотоциклов /2/. Доля отечественных из них не превышало 10%. Автомобили в Россию поставляли около 300 фирм. Массовому импорту способствовала низкая пошлина на ввоз готовых автомобилей, и весьма высокая на комплектующих изделий и материалов. Использовались эти автомобили, в основном как персональные, почтовые, такси, пожарные и в армии.

Первый автомобиль в России был создан в1896г. в Петербурге. Производство автомобилей из импортных агрегатов пытались организовать московские велосипедные заводы «Дукс» Меллера, станкостроительный завод Бромлея, машиностроительный завод «Аксай» в Ростове-на-Дону, велосипедные мастерские Лидтке в Петербурге.

Петербургские компании «Иван Брейтигам», «Победа», «П.Д. Яковлев», «Крюммель» и московские «П.Ильин», «Братья Крыловы, «Субботин», «А. Евсеев» изготовляли оригинальные кузова, устонавливая их на импортные шасси. Автомобили производили по индивидуальным заказам, штучно. Первая попытка организации промышленного производства была предпринята петербургским заводом «Г.А. Лесснер» в 1904 г. За непольные 6 лет было изготовлено около 100 легковых и грузовых автомобилей, и в 1909г. их производство было прекращено. В 1909г. Русско-Балтийский вагонный завод в Риге (Латвия) организовал промышленный выпуск автомобилей, изготовив в 1909-1915гг. 625 легковых и грузовых автомобилей. В 1916 г. Главное военно-техническое управление России подписало контракты с группой промышленников на основе государственного кредита на строительство шести автозаводов: «АМО» в Москве, «Руссо-Балт» в Филях под Москвой, «Русский Рено» в Рыбинске, «В.А. Лебедев» в Ярославле, «Аксай» в Ростове-на-Дону

В развитии отечественной автомобильной промышленности можно выделить несколько этапов (табл. 2.1)

Таблица 2.1.Этапы развития автомобильной промышленности в СССР (России)

Этапы I II III IV V VI VII
Период 1924-30 1931-45 1945-58 1959-80 1981-90 1990-96 C 1996 -

Этапы Годы Построен (реконст) Название завод а Начало выпуска продукц. Продукция
Грузовые автомобили Пассажирские автомобили
1й этап 1924-1930г.г. Постр1924г. з. АМО в последствии ЗИЛ   АМО-Ф-15  
Постр. в 1925г. ЯАЗ (Ярославский автомобильный завод)   Я-3  
1927г. Авторемонтный завод «Спартак», г. Москва     НАМИ-1 (легк. авт.)
2й этап 1931-1946гг. Пост. в 1932г. з.ГАЗ (Горьковский автомобильный завод)   ГАЗ-АА ГАЗ-ММ ГАЗ-А М-1
Реконструкция в 1932г. з. АМО (в 1934г. переименован в ЗИС (завод им. Сталина)   ЗИС-5 ЗИС-6 ЗИС-101 Автобусы: ЗИС-8; ЗИС-12; ЗИС-16.
  з. КИМ (в посл. АЗЛК)     КИМ-10
  з.ГАЗ     ГАЗ-67Б повышенной проходимости
  ГАЗ-51 М-20 "Победа"
  Ульяновский АЗ   ГАЗ-67  
  УралАЗ (г.Миасс)   Урал-ЗИС-5  
  3й этап 1945-1958гг.   ГАЗ   ГАЗ-63  
  ЗИС   ЗИС-150 ЗИС-110
  Московский завод малолитражных автомобилей (ныне АО "Москвич"     Москвич-400
  З. ЗИС з. ЗИС стал называется з.ЗИЛ 1947-48 ЗИС-150, ЗИС-151 ЗИЛ   ЗИЛ
  з. ЯАЗ   ЯАЗ-200 ЯАЗ-210  
Пост. Пост. Пост. Пост. Пост. Минский АЗ   МАЗ-200, МАЗ-205  
Павловский АЗ     Автобус ПАЗ
Кутаисский АЗ   КАЗ  
Кременчугский   КрАЗ  
Львовский     Автобус ЛАЗ
  Московский завод малолитражных автомобилей (ныне АО Москвич)     Москвич-407
    ГАЗ   ГАЗ-51А М-21" Волга"
  ГАЗ-63 ГАЗ-13 "Чайка"
  ЗИЛ   ЗИЛ-164А ЗИЛ-111
  Ликинский (ЛиАЗ)     авт. ЛиАЗ
  Курганский автобусный завод     Авт. КАвЗ
4й этап 1959-1980   Запорожский автомобильный завод "Коммунар"     "Запорожец" ЗАЗ
  ЯАЗ переименован в ЯМЗ (перешел на выпуск диз. моторов)      
  Белорусский АЗ (г. Жадино) БелАЗ   БелАЗ  
  Могилевский (МоАЗ)   МоАЗ  
  Брянский (БАЗ)   БАЗ  
  Рижский АЗ     авт.РАФ
5-этап с 1981-90 г.   Рижский АЗ   РАФ-грузовые автомобили фургоны  
  ИЖМАШ (Ижевский)     Москвич-408 Москвич-фургон
  Волжский автомобильный завод, г. Тольятти     ВАЗ
  ГАЗ   ГАЗ-66 (был удостоен гос. знака качества)  
  ГАЗ   ГАЗ-52-04 ГАЗ-53а ГАЗ-53-07 (газ) ГАЗ-24-07 “Волга“
  Камский АЗ (г. Н. Челны)   КамАЗ  
в автомобильной промышленности были созданы ПО ПО ВАЗ     ВАЗ-2121 “Нива“
ПО Автодизель      
ПО ГАЗ      
ПО ЗИЛ      
ПО “Москвич“      
Камский АЗ   КамАЗ-5511  
    ВАЗ     ВАЗ-2108 ВАЗ-2109 ВАЗ-21010
  ЗАЗ     ЗАЗ-1102 ЛуАЗ1301
  ГАЗ   ГАЗ-3307 ГАЗ-3102 ГАЗ-3110
ГАЗ-33021 ГАЗель ГАЗ-3221 ГАЗель
ГАЗ-33023 ГАЗель (грузо-пассажирский)  
  ПАЗ     ПАЗ-3205
  ЛиАЗ     ЛиАЗ-5256
  ЗиЛ   ЗиЛ-4331  
  КамАЗ   КамАЗ-4310  
      КамАЗ-5320  
      КамАЗ-5410  
      КамАЗ-5511  
      КамАЗ-6520  
  И Н О М А Р К И     Икарус (Венгрия)
    Магирус (Германия)  
    Мерседес-Бенц (Германия)  
    Татра (Чехословакия)  
       
       
       
6 этап 1990-1996 гг. Характеризуется спадом промышленного производства. Внешняя причина –развал СССР. Внутренняя причина – общий спад экономики и платежеспособного спроса. В 2000г. наметились определенные позитивные сдвиги в экономике нашей страны.

По мере становления рыночной экономики совершенствуются отношения между всеми отраслями народного хозяйства, в том числе между автомобильным транспортом и автомобильной промышленностью. Автомобильный транспорт является неотъемлемой составной частью транспортной системы страны, в которую входят железнодорожный, трубопроводный, морской, речной, авиационный и другие виды транспорта. Темпы производства автомобилей в России (СССР) представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1. Выпуск автомобилей, тыс. шт.

   
Год Всего В том числе
легковых автобусов грузовых
  0,01 - - 0,01
  0,37 - - 0,37
  0,84 0,05 0,05 0,74
  4,23 0,16 0,05 4,02
  23,88 0,33 0,10 23,75
  72,43 17,11 0,75 54,57
  199,86 18,25 1,27 180,34
  145,39 5,51 3,92 135,96
  74,66 5,00 1,11 68,55
  362,89 64,55 3,94 294,4
  445,27 107,81 9,41 328,05
  523,59 138,82 22,76 362,01
  616,31 201,17 35,51 379,63
  916,12 344,25 47,36 524,51
  1963,8 1201,2 66,8 695,8
  2199,3 1327,0 85,3 787,0
  2054,7 1192,0 88,2 774,5
  2054,9 1184,0 88,7 782,2
  2052,4 1172,5 87,9 792,0
  2045,5 1157,0 86,5 802,0
  2131,2 1217,0 93,2 821,0
  2039,6 1140,5 86,3 812,8
1991 СНГ 1783,1 1062,3 79,1 641,7
1991 Россия 1509,8 906,7 51,5 551,6
1992 СНГ 1824,5 1095,5 72,8 656,2
1992 Россия 1594,5 960,6 48,2 585,7
         
  1199,9 965,3 66,5 168,1
  1265,3 1000,0 76,6 188,7
  1396,8 1110,0 84,6 202,2

Интенсивное развитие автомобильного транспорта, характеризующееся высокими темпами роста объемов грузовых и пассажирских перевозок, а также грузо и пассажирооборота началось с 30-х годов, когда было налажено массовое производство грузовых автомобилей в Нижнем Новгороде, Ярославле и Москве (табл.2.3).

Выпуск автомобилей в СССР (России), тыс. шт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: