Техника безопасного социально-педагогического взаимодействия

Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать. Безопасное социально-педагогическое взаимодействие – процесс общения, обеспечивающий реализацию принципа «Не навреди!» (при этом: не навреди ни клиенту, ни себе).

Социально-педагогическая помощь осуществляется с помощью комплекса мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, направленных на приведение норм и правил клиента в соответствие с общепринятыми нормами и правилами.

Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально – педагогической профилактики должно базироваться на принципах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и технологически.

Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться на принципах:

психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;

оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

В процессе социально-педагогического взаимодействия важное значение имеет вербальное и невербальное поведение. В современной психологии невербальная коммуникация оценивается как более достоверная, чем словесная, т.к. она осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно.

Социальному педагогу необходимо владеть способами и вербальной, и невербальной коммуникации:

1) чтобы быть понятым и способным оказать воздействие на своего клиента, уметь кодировать и передавать свои намерения и состояния в жестах, мимике, интонациях;

2) в ходе взаимодействия получать информацию о том, как его воспринимает клиент, как строить с ним взаимоотношения.

Особенность социально-педагогического контакта состоит в том, что в процессе взаимодействия с клиентом социальный педагог воздействует на видение клиентом проблемы и тем самым на его поведение.

Эффективность взаимодействия социального педагога и клиента во многом зависит от эмпатического видения проблемы. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию, постижении через проникновение, вчувствование в его переживания.

Проявлять эмпатию – значит принимать во внимание линию поведения другого человека (относится к ней сочувственно), при этом собственную линию строить по-своему.

Выделяют два типа эмпатии:

- интеллектуальную (когда люди обмениваются мыслями друг с другом и при этом встречают понимание);

эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами.

Тема 6. Роль социального педагога в гармонизации социального взаимодействия в учреждениях воспитания и образования

1. Коммуникативная компетентность социального педагога

2.Организация и обучение взаимодействию как функция социального педагога.

3. Роль социального педагога в гармонизации взаимодействия педагогов и учащихся образовательно-воспитательной системы и семьи.

Литература

1. Агеева, И.А. Успешный учитель. ­ Спб.,2006.

2. Бодалев, А.А. Психология общения. ­ М.,1996.

3.Валаханович, С.А. Эффективные приемы управления своим поведением. // Сац.-педагаг. работа. ­2010. ­ 10.

4. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989

5. Шептенко, П.А., Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога. ­ М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: