Коммуникативная компетентность социального педагога

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность по сути является ядром профессионализма социального педагога. Общими признаками профессионализма для разных профессий, по мнению Н.В. Кузьминой, являются:

1. Владение специальными знаниями о целях, содержании, объектах и субъектах труда;

2. Владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности;

3. Владение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты.

Опираясь на выделенные выше признаки и учитывая специфику социально-педагогической деятельности, в структуре профессиональной компетентности специалиста данного профиля выделяют следующие компоненты:

а) специальная компетентность (подготовленность к самостоятельной реализации профессиональных функций, решению профессиональных задач в практической деятельности);

б) социальная компетентность (способность и готовность к профессиональному общению, взаимодействию с общественными институтами, сотрудничеству с другими людьми);

в) индивидуально-личностная компетентность (профессионально значимые качества личности, определяющие позицию специалиста, его способность к самореализации, постоянному профессиональному росту и развитию профессиональной индивидуальности).

Социальная компетентность выражает готовность студентов к профессиональному взаимодействию и отражает уровень их коммуникативной культуры. Коммуникативная культура как сложное и многогранное образование включает культуру слушания, культуру речи, эмоциональную культуру. На наш взгляд, нельзя недооценивать данный компонент, поскольку социально-педагогическая деятельность по сути и по форме есть деятельность коммуникативная: в основе ее – взаимодействие с учениками и их родителями, педагогами, общественными институтами. Высокая коммуникативная нагрузка, с одной стороны, и недостаточная коммуникативная компетентность, с другой, могут приводить к профессиональному стрессу, неудовлетворенности собой и профессией. Для успешной реализации профессиональных функций социальный педагог должен обладать знаниями о сущности и особенностях профессионального взаимодействия, его субъект-субъектном характере, структуре, стилях и технологии общения, владеть необходимыми коммуникативными умениями. К таким умениям следует, прежде всего, отнести следующие:

- моделировать и анализировать систему взаимодействия;

- устанавливать доверительные отношения с детьми и взрослыми;

- выслушать собеседника;

- наблюдать и анализировать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению;

- осуществлять межинституциональные связи;

- предупреждать и конструктивно разрешать конфликты между детьми и взрослыми;

- регулировать свое эмоциональное состояние, управлять собой в любой ситуации.

Программа коммуникативной подготовки студентов в связи с этим должна содержать следующие взаимосвязанные направления:

- формирование ценностного отношения к личности ученика и к предстоящей деятельности как деятельности коммуникативной:

- овладение системой психолого-педагогических знаний и развитие коммуникативных умений;

- создание условий для развития и совершенствования качеств и свойств личности, необходимых для эффективного общения;

- осуществление мониторинга и коррекции готовности студентов к профессиональному взаимодействию.

Индивидуально-личностная компетентность развивается в органичной связи с двумя вышеназванными компонентами. Опыт показывает, что совокупность приобретенных в вузе знаний и умений ещё не являются гарантией успешной педагогической деятельности. Профессионализм личности зависит, по мнению А.А. Деркача, и от уровня развития профессионально важных качеств субъекта труда, его продуктивной Я-концепции. Данный компонент отражает сущностные личностно-профессиональные характеристики специалиста: убеждения, педагогическую позицию, профессиональную мотивацию, совокупность профессионально значимых качеств и свойств. Применительно к социальному педагогу это особенно актуально, ибо разрешение проблем клиента происходит чаще всего на личностном уровне. Оказание помощи клиенту возможно лишь в том случае, если специалист сам имеет опыт успешной самореализации и личностного роста, высокий уровень развития профессиональных личностных качеств. Для социального педагога профессионально значимыми качествами и свойствами являются социальная активность, коммуникабельность, эмпатийность, гуманность, наблюдательность, рефлексивность, креативность, педагогическая толерантность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: