Тарифная система оплаты труда

В условиях рыночной экономики должен существовать универсальный регулятор, с помощью которого возможно объективно измерять и возмещать общественно необходимые затраты труда в виде оплаты, гарантирующей нормальное воспроизводство рабочей силы.

Регулятором рыночных отношений в области оплаты труда выступает тарифная система. Тарифная система представляет собой совокупность государственных нормативов, с помощью которых осуществляется редукция труда (сведение сложного труда к более простому), формируется общественная мера его оплаты, реализуются государственные принципы организации заработной платы.

Элементами тарифной системы являются:

· тарифная ставка первого разряда, базирующаяся на минимальном размере оплаты простого труда;

· тарифная сетка;

· тарифно-квалификационный справочник.

Тарифные ставки фиксируют размеры оплаты труда работников в единицу времени (час, день, месяц). Различают часовую, дневную и месячную тарифные ставки. Исходной тарифной ставкой является минимальная тарифная ставка или ставка I разряда. Она выражает абсолютный размер оплаты простого труда (I разряда) в единицу времени.

Переход от часовой к дневной и месячной ставке осуществляется путем умножения часовой ставки на количество рабочих часов и дней, и наоборот, от месячной к дневной и часовой - путем деления месячной ставки на то же количество дней и часов. При этом принимается во внимание установленная на данном производстве продолжительность рабочего дня (8,7,6 часов).

Тарифные ставки и оклады призваны выполнять следующие функции:

· обеспечение государственной социальной гарантии нормального воспроизводства рабочей силы работников различных уровней квалификации;

· установление обоснованных различий в оплате труда в зависимости от уровня квалификации работников, сложности и ответственности выполняемых работ (функций);

· создание преимуществ в оплате труда для работников, труд которых в наибольшей степени определяет ускорение НТП и имеет повышенную народнохозяйственную значимость.

Тарифная ставка является универсальным средством дифференциации и регулирования заработной платы рабочих.

Средняя тарифная ставка рабочих (работ) определяется по формуле:

(1)

где Тср - средняя тарифная ставка рабочих;

Т * Чр - сумма произведений тарифных ставок и численности рабочих различных квалификационных групп (трудоемкость работ в нормо-часах);

Чро - общая численность рабочих.

Минимальный уровень оплаты труда должен определяться путем расчета прожиточного минимума на основе научной методологии. Минимум оплаты труда следует рассматривать в качестве государственной социальной гарантии возмещения общественно необходимых затрат труда. С учетом реальных различий в условиях воспроизводства рабочей силы по регионам страны и отраслям экономики (отраслям производства) объективно необходима дифференциация размеров минимальной оплаты труда по двум направлениям: по регионам страны и по разрядам (квалификационным группам) работников.

Дифференциация по регионам страны может осуществляться путем включения в минимальную оплату труда единых для работников всех отраслей народного хозяйства размеров компенсации за работу в тяжелых природно-климатических условиях, определяемых различиями в величинах потребительских бюджетов в каждой природно-климатической зоне (северные территории Европейской части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока; пустынные местности южных районов Поволжья, Калмыцкой и Дагестанской республик) по отношению к Центральному экономическому району.

Дифференциация по разрядам (квалификационным группам) работников может осуществляться на основе так называемых "коэффициентов соотношений" к уровню минимальной оплаты, в которых учтены различия в сложности труда и квалификации. Полученные таким образом тарифные ставки (оклады) представляют собой минимальные гарантированные размеры оплаты труда при условии выполнения работниками установленных трудовых обязанностей.

Существуют и другие способы дифференциации уровня оплаты труда, например, метод расчета "потребительской корзины" и экспертные оценки. Метод расчета "потребительской корзинки" используется для определения диапазона ставок (окладов) между крайними разрядами (квалификационными группами). Экспертные оценки применяются для определения сложности уникальных работ, установления межразрядных соотношений и размеров ставок и окладов, выходящих за установленные тарифной сеткой пределы.

Таким образом, единство воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда должно найти реальное воплощение в тарифной системе, обеспечивающей нарастание минимальных размеров оплаты от более низкого разряда (квалификационной группы) к более высокому.

Минимальные размеры тарифных ставок повышаются решениями компетентных органов по мере появления соответствующих экономических предпосылок (например, вследствие повышения эффективности производства или роста инфляции) и накопления финансовых ресурсов в отраслях народного хозяйства и субъектах Российской Федерации.

Предприятия или организации могут самостоятельно, исходя из своих возможностей, повышать ставки и оклады сверх установленных компетентными органами минимальных их размеров, предусмотренных тарифной системой. Источником повышения размеров ставок и окладов на предприятиях и в организациях производственных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и другие) служат доходы, а на предприятиях и в организациях непроизводственных отраслей (образование, здравоохранение, культура и искусство и другие) наряду с доходами - средства соответствующих бюджетов.

Централизованный пересмотр размеров минимальной оплаты труда должен осуществляться периодически (в соответствии с законодательством не реже 1 раза в квартал) и увязываться с возможностями соответствующих субъектов Федерации обеспечить покрытие прироста оплаты труда достаточным объемом товаров и услуг.

Важным элементом эффективно функционирующей тарифной системы являются тарифные сетки. Тарифная сетка - это совокупность тарифных коэффициентов (коэффициентов сложности труда), определяющих соотношения в оплате труда различной сложности. Тарифный коэффициент низшего разряда (простые или наименее сложные виды работ) принимается за единицу. Тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают, во сколько раз соответствующие им тарифные ставки больше тарифной ставки первого разряда.

Тарифные коэффициенты рабочих можно рассчитать по формулам:

(2)

где Кср - средний тарифный коэффициент группы рабочих;

К - тарифный коэффициент соответствующего разряда;

Чр - численность рабочих того же разряда;

Чро - общая численность рабочих;

Тр - трудоемкость работ в нормо-часах, отнесенных к данному разряду;

Тро - общая трудоемкость работ в нормо-часах.

Абсолютный и относительный рост тарифных коэффициентов служит основой дифференциации и регулирования заработной платы рабочих в зависимости от тарифных разрядов.

Соотношение тарифных ставок крайних разрядов образует диапазон сетки. Такой диапазон в машиностроении установлен 1:2,02; черной металлургии - 1:2,28; электроэнергетике - 1:1,9; а в остальных отраслях - 1:1,8.

Тарифные сетки являются инструментом дифференциации размеров оплаты труда в зависимости от его сложности и квалификации работника. В целях стимулирования повышения квалификации их необходимо систематически пересматривать. Для практического применения могут быть рекомендованы следующие направления реформирования тарифных сеток:

1. Совершенствование действующих тарифных сеток. При этом сохраняются необоснованные различия в уровне тарифных ставок, а следовательно, в уровне оплаты труда.

2. Разработка унифицированной единой тарифной сетки. В ее основу предусматривается положить минимальный размер оплаты труда, соответствующий прожиточному минимуму. Достижение дифференциации ставок и окладов при использовании единой тарифной сетки возможно различными методами. Например, либо с помощью расчетов "потребительских корзинок", либо посредством применения тарифных коэффициентов для установления фиксированных надбавок к ставкам и окладам.

В перспективе наиболее рациональной может стать, в случае ее разработки и повсеместного практического использования, единая тарифная сетка, рассчитанная при помощи прогрессивно нарастающих от разряда к разряду тарифных коэффициентов. Ее отличительные особенности:

· учет при установлении соответствующих коэффициентов или доплат к тарифным ставкам (окладам) таких факторов, как значение отрасли в народнохозяйственном комплексе, различия в условиях труда и воспроизводства рабочей силы по регионам;

· увеличение количества разрядов рабочих в ряде отраслей промышленности и других отраслях народного хозяйства с целью более объективной оценки сложности их труда и квалификации;

· тщательная разработка квалификационных критериев для отнесения работ по их сложности к соответствующим разрядам (квалификационным группам);

· включение в тарифно-квалификационные справочники профессий и должностей служащих новых наименований и исключение устаревших.

Необходимым условием для внедрения единой тарифной сетки является осуществление на предприятиях и в организациях большого комплекса организационных мероприятий, включая перетарификацию рабочих.

Достоинствами тарифной системы, построенной на основе единой тарифной сетки, являются:

· обеспечение единства воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда независимо от сферы его приложения;

· более полный и научно обоснованный учет воспроизводственной функции оплаты труда;

· переход от отраслевого к межотраслевому профессионально-квалификационному принципу регулирования оплаты труда;

· создание у работников стимулов к постоянному повышению квалификационного уровня.

Новый подход к оплате труда специалистов предприятий (организаций) строится на принципах единой тарифной сетки и состоит в отказе от применявшейся ранее "вилки" должностных окладов и переходе к фиксированным окладам по каждой квалификационно-должностной группе, с сохранением сложившейся практики установления надбавок за эффективность труда.

На основе тарифно-квалификационного справочника производятся: тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим. Справочник используется также для разработки программ подготовки и повышения квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ, профессий и рабочих (ЕТКС) включает 72 выпуска по различным производствам и видам работ. Первый выпуск ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства; второй - характеристики профессий в машиностроении и металлообработке. В ЕТКС тарифицировано 5195 профессий рабочих. Первый и второй выпуски ЕТКС предназначены для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства. Другие выпуски ЕТКС имеют отраслевую принадлежность.

Основным средством компенсации работникам неблагоприятных условий труда длительное время служили доплаты к тарифным ставкам и окладам. Неэффективность доплат состоит в следующем:

Þ они не заинтересовывают в улучшении условий труда как рабочих, так и администрацию предприятий (организаций);

Þ они не компенсируют в полной мере наносимый работникам ущерб в здоровье;

Þ они ставят материальный интерес выше здоровья работников, то есть антигуманны по своей сущности.

Однако, численность работников, получающих указанные доплаты, очень велика, поэтому отменить их в ближайшее время не представляется возможным.

Организация заработной платы на предприятиях бюджетной сферы основана на тарифной системе и может использоваться в качестве основы на предприятиях различных форм собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 утверждено Положение "Об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений". При оценке квалификации работников учитываются стаж работы и уровень профессиональной подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: