Бытие и материя

1. Общее понятие онтологии. Проблема бытия - первоначальный предмет философии.

2. Формы бытия. Бытие и небытие.

3. Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя».

4. Структура материи: ее элементы и уровни. Движение - неотъемлемое свойство материи.

5. Способность материи к самоорганизации.

6. Расположенность материи во времени и пространстве.

1. Категория бытия - одна из главных проблем филосо­фии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Раздел философии, изучающий проблему бы­тия, называется онтологией. Вся античная философия начина­лась именно с онтологии, пытаясь понять сущность бытия. Уже потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, этику и другие фило­софские проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие»? В самом широком смысле бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании. Бытие чего-либо означает существование чего-либо в составе, связи с дру­гими вещами, процессами мира, включенность в мир.

Для раскрытия содержания философской категории «бы­тие» можно выделить ряд положений:

- окружающий нас мир (предметы, явления) есть, реально существует;

- окружающий мир находится в постоянном развитии, ис­точником движения его являются внутренние причины;

- и материя, и дух есть, они едины, но в то же время противоположны и существуют реально.

Данные признаки бытия обобщаются понятием субстанция - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Понятие «бытие» сходно с такими понятиями, как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых случаях они могут рассматриваться как синонимы. Итак, бытие - это реально существующая, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

2. Форма проявления бытия - нечто (вселенная, планета, животное, человек, мысль и др.). Более конкретно можно подразделять:

- материальное бытие (существование материальных тел, вещей, явлений природы, обладающих массой, объемом, плотностью, протяженностью);

- идеальное бытие (мир психических состояний, мир сознания). С.Л. Франк отмечал, что «внутренний мир человека, взятый в целом, не меньшая реальность, чем явления материально­го мира. Мы наталкиваемся на него как на камень или на стену. Садизм, безумное властолюбие и мания величия Гитлера» (и Сталина) «были для человечества недавно, к несчастью, эмпирической реальностью не менее объективной и гораздо более грозной и могущественной, чем ураган или землетрясение. Но то же самое применимо и к повседневным явлениям нашей жизни: упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к нам иногда гораздо труднее преодолеть, чем спра­виться с материальными препятствиями; и, напротив, добросо­вестность, благожелательность, ровное, покойное настроение окружающих нас людей есть часто большая опора нашей жизни, чем все материальные блага» (Алексеев П. В., Панин А.В. Фило­софия: Учебник. М, 2004. С. 343);

- социальное бытие (жизнь человека в обществе и развитие самого общества). Категорией, противоположной бытию. является небытие. Небытие - это то, чего нет, полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы и явления окружающего мира могут находиться как в бытии (существовать реально), так и в небытии (полное отсутствие). Таковыми являются еще не зачатые и не родившиеся дети, не созданные предметы. Люди, вещи, целые государства, которые раньше были, а потом умер­ли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии. Сви­детелями ухода в небытие стали тысячи жителей Нью-Йорка 11 сентября 2001 года, когда в ходе террористического акта два не­боскреба в течение короткого времени были разрушены до основания. Таким образом, небытие так же реально, как и бытие, только противоположно бытию.

3. Материальное бытие - наиболее распространенная фор­ма бытия. В философии существует несколько подходов к кате­гории «материя»:

- материалистический (согласно которому материя есть основа бытия, материя первична, а дух, сознание - порождение материи). Античный материализм дает наивно-стихийное представ­ление о материи*. Под веществом тогда понимался тот субстрат (первооснова), из чего все состоит. Так, Фалес из Милета нача­лом всего считал воду. Анаксимандр утверждал, что основой всего служит апейрон (вечное и бесконечное, находящееся в движении единое первоначало). Анаксимен предполагал, что все причины вещей заключены в беспредельном воздухе. Гераклит основой всего существующего считал огонь. Левкипп и Демок­рит доказывали, что все тела состоят из атомов, которые бесчис­ленны числом и бесконечны по форме.

Для материализма Нового времени (механистический ма­териализм) понимание материи было связано со свойствами, присущими всем вещественным предметам: наличием массы, протяженностью, способностью к механическому перемещению. Эти признаки материи взяты из классической механики Галилея, Ньютона, Декарта и др.

Диалектико-материалистическое понимание материи формировалось на рубеже XIX-XX веков. Новые открытия в физике доказали, что атом делим и имеет сложное строение. Ста­рые представления о материи рухнули, создалось впечатление, что исчезает сама материя. Все это потребовало более широкого философского подхода к данной проблеме. С гносеологических позиций В.И.Ленин утверждал, что материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, сущест­вуя независимо от них. Это определение имеет онтологическую и гносеологическую стороны, которые связаны с двумя основ­ными признаками материи: во-первых, материя существует вне и независимо от сознания в качестве объективной реальности (онтологическая сторона); во-вторых, материя познаваема через ощущения (гносеологическая сторона);

- объективно-идеалистический подход утверждает, что материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего абсолютного (идеального) ду­ха;

- субъективно-идеалистический подход утверждает, что материя - продукт субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа, а как самостоятельной реальности материи нет;

- позитивный подход утверждает, что понятия «материи» не должно быть, ибо материю полностью изучить при помощи научных опытов и доказать ее присутствие нельзя.

В современной российской науке и философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, со­гласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, независимая от сознания человека; а все остальные фор­мы бытия - дух, человек, общество - производны от материи.

4. Элементами структуры материи являются:

- неживая природа;

- живая природа;

- социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней. Объектами микроуровня являются элементарные мельчайшие частицы, атомы, молекулы; макроуровня - отдельные предметы и явления, соизмеримые с размерами человека, растения, живот­ные, люди, географические, геологические системы; мегауровня - системы планет, звезды, галактики, его максимальным объ­ектом является метагалактика. Кроме того, выделяют три основных вида материи: во-первых, вещество (жидкое, твердое, газообразное, плазменное); во-вторых, поле (электромагнитное, гравитационное, ядерное и др.); в-третьих, физический вакуум (совокупность виртуальных частиц).

Важнейшим философским принципом также является ма­териальное единство мира, который имеет два аспекта. Онтоло­гический аспект материального единства мира состоит в призна­нии того, что все существующее в мире есть формы, виды, уров­ни, свойства, законы материи. Диалектический материализм считает, что существование идеального сознания не противоре­чит материальному единству мира, ибо сознание понимается как свойство высокоорганизованной материи (мозга человека). Гно­сеологический аспект материального единства мира проявляется в относительной целостности и системности знаний о мире.

Характерными чертами материи являются: наличие движения; самоорганизация; размещенность в пространстве и вре­мени; способность к отражению.

5. Неотъемлемым свойством материи является движение. Выделяют следующие формы движения материи: механиче­ское, физическое, химическое, биологическое, социальное, кото­рые тесно взаимосвязаны между собой: более сложные формы движения возникают и существуют на базе низших, более про­стых форм движения, но не сводятся к ним.

Современная философия выделяет также квантово-механи-ческую, кибернетическую, геологическую и другие фор­мы движения материи.

Движение материи возникает из заложенных в ней проти­воположностей (единства и борьбы противоположностей). Оно охватывает все (притягиваются и отталкиваются атомы, идет постоянный обмен веществ в организме; движутся химические элементы; развиваются живые организмы; осуществляется кру­говорот веществ в природе; развивается общество; Земля и дру­гие небесные тела движутся вокруг своей оси и Солнца, вокруг Галактики).

Движение материи абсолютно (существует всегда; одни формы движения материи замещаются возникновением новых форм движения). Итак, движение вечно и неуничтожимо, неот­рывно от материи и абсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. (Например, египетские пирамиды покоят­ся по отношению к поверхности африканского континента, но в них идут химические, физические процессы.)

Движение может быть количественным (перенос материи и энергии в пространстве). А качественное движение - это изме­нение самой материи, перестройка внутренней структуры и воз­никновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Материя способна к самоорганизации, т.е. созданию, со­вершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Такой всеобщей формой внутренних изменений, вызывающих самоорганизацию, является флуктуация - прису­щие материи случайные колебания и отклонения. Учение о са­моорганизации материи получило название синергетики.

6. Движущаяся материя находится во времени и про­странстве. Время, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность сме­ны состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе вне материальных измене­ний; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изме­няющихся от прошлого к будущему. Время одномерно, асим­метрично, однородно, необратимо, все изменения в мире проис­ходят от прошлого к будущему. Однонаправленность времени обусловлена асимметрией причинно-следственных отношений, общей необратимостью процесса развития материальных систем, невозможностью абсолютно полного повторения пройден­ных состояний и циклов изменения систем. Современная физика доказала, что время различных процессов в телах относительно замедляется по мере приближения скорости их движения к ско­рости света. Замедление временных процессов в системах воз­можно также под действием мощных гравитационных систем.

В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе, вне материи или независимо от нее.

Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Основные свойства пространства: трехмерность, связность, симметричность, единство непрерывности и прерывности, одно­родности и неоднородности и др. Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движе­нии и развитии материи.

К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с дру­гом и с движением материи; зависимость от структурных отно­шений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность. По вопросу расположенности материи во времени и про­странстве выдвигались разные подходы:

- субстанциональный;

- реляционный.

Сторонники субстанционального подхода (Демокрит, Эпи­кур, Ньютон и др.) считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей, самостоятельной субстанцией, а отношение между материей, пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель и др.) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Ис­ходя из достижений современных наук, более достоверной вы­глядит реляционная теория. А.Эйнштсйн с помощью сложных физико-математических расчетов доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменят­ся: пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Отсюда вывод: пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Материальным системам свойственно отражение, т.е. способность воспроизводить в самих себе свойства взаимодейст­вующих с ними других материальных систем. Доказательством отражения одного материального объекта на другом являются, например, следы человека на грунте, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, поверхности водоема.

Материальное отражение бывает: физическим, химическим, механическим. Сложным видом отражения является биологический, который включает в себя стадии:

- раздраженности;

- чувствительности;

- психического отражения.

Самым сложным и высшим уровнем отражения является сознание, т.е. способность высокоорганизованной материи от­ражать материю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: