double arrow

Xviii века

Философия французского просвещения

1. Общее понятие философии французского Просвещения.

2. Деистическое направление французской философии и его представители.

3. Атеистическое направление, его представители.

4. Утопическо - социалистическое направление, его представители.

1. Французскую философию XVIII века принято называть философией Просвещения, хотя идеи Просвещения охватили и Англию, и Германию, и Россию. Быстрое развитие науки, производства, военной техники в корне изменили мировоззрения людей, которые ориентировались на девиз: «Все должно предстать перед судом разума!». Научные достижения стали достоянием широких кругов мыслящих людей. Идеи эпохи Просвещения: культ науки и разума, прогресс человечества (прежде всего технический), общественная жизнь должна быть перестроена в духе новых идей. Основной призыв представителей Просвещения – «Имей мужество мыслить самостоятельно». Причем свет науки и культуры должен приблизить к народу государственный аппарат, который должен в корне изменить к лучшему жизнь каждого человека. Идейное течение философии Просвещения ставило своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном и политическом авторитете, такими, которые вытекают из свободы слова, демократии и человеческого разума. Особенно сильны были идеи Просвещения во Франции, где к тому же классовые противоречия достигли здесь наибольшей остроты. Теория естественного права и общественного договора – основная теория эпохи Просвещения – подготавливала грядущую социально-политическую перестройку.

Каждый член общества, согласно этой теории, должен служить коллективу, но при этом государство должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Если же власть не выполняет свои обязательства перед народом, то народ вправе свергнуть такую власть. Социально-политические идеи французских просветителей органически вплетались в общую систему их атеистически-материалистического философского мировоззрения.

В области образования и морали философы эпохи Просвещения проповедовали идеалы гуманности; в общественно-политической сфере – свободу и равенство граждан перед законом.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

- деистическое;

- атеистически-материалистическое;

- утопически-социалистическое.

2. Деизм как философское направление рассматривал Бога как первоначало, причину всего сущего (и не более); отвергал возможность Бога вмешиваться в дела людей и природы; отрицал идею персонификации Бога и боролся против отождествления Бога и Природы (пантеизма). Яркими представителями этого направления были: Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694 - 1778) – один из основоположников идей Просвещения, великий философ и известный всему миру писатель. Он резко критиковал католицизм (ему принадлежит фраза: «Раздавите гадину!»). Первотворцом всего считал Бога, но был убежден, что никакими методами нельзя доказать ни наличие, ни отсутствие Бога. С морально-этической точки зрения Вольтер считал даже необходимым признание Бога, чтобы людей в обществе держать в определенной рамке нравственности. Требовал свободы слова и мысли, в гносеологии выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, хотел, чтобы каждый научился трезво, самостоятельно мыслить.

Его политическое кредо: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!». Всю жизнь выступал за гуманное отношение к трудовому народу, за его права, но идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным императором (отсюда идея «просвещенного абсолютизма»), вел переписку с европейскими монархами, в том числе императрицей России Екатериной II, давал конкретные рекомендации по обустройству государства. Более правильной политической системой считал конституционную монархию Великобритании, где власть короля ограничена парламентом и действует веротерпимость. Он резко критиковал крепостнический режим, злоупотребления феодалов и неустанно призывал к активной деятельности по уничтожению всех форм варварства и дикости.

Творчество Вольтера исключительно многосторонне: он и философ, и популяризатор передовых научных идей, и поэт, и драматург, и историк. Вся проза Вольтера – это глубоко философские произведения, такие, как «Задиг», «Микромегас», «Кандид», «История Петра Великого», «История Карла XII», «Век Людовика XIV» и другие. Им составлен знаменитый «Философский словарь» в пять томов, ввел в оборот термин «культура».Все его произведения наполнены образами борьбы за справедливость, истину, честность, порядочность. Он тонкий мастер слова, его кругозор широк, трудолюбие неиссякаемое, его произведения волнуют всех, его любят и ненавидят. Его требование ко всем членам общества: «Осмельтесь мыслить самостоятельно!»

Соратником и единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый. Как представитель деизма, он видел в Боге первосоздателя всего, но отрицал возможность Его руководить делами людей и явлениями природы. Как и Вольтер, он видел в Боге средство для поддержания общественного порядка и воспитания нравственности. Был уверен, что историю делают люди, а не Бог. По его мнению, по необходимости люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение государственной власти. Именно Монтескье предложил идею приоритета закона, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.

Талантливый писатель, философ, крупный специалист в области философии, искусства и педагогики Жан Жак Руссо (1712- 1778), как и Вольтер, своей разносторонней литературной деятельностью способствовал приближению революции во Франции. Он резко критиковал феодализм с его деспотическим режимом, частную собственность, считая, что источником всех зол является собственность. В своем бессмертном труде «Об общественном договоре» Руссо писал: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!». Сторонник естественного права, он считал, что в прошлом люди жили идеально: все были равны, а ничем не владея, люди не знали и раздоров. Он обосновал право народа на свержение паразитирующей власти и создание общества по справедливости. В справедливом обществе все граждане должны обладать равными правами, в том числе и равной долей частной собственности. Руссо предлагает новую систему воспитания детей в специализированных учебных заведениях, где из них будут готовить людей нового общества: на идеях свободы, взаимоуважения, знающих свою профессию и понимающих основы наук.

Он не отрицал Бога, считая, что Бог – творец мирового разума и воли, но выступал против религии.

Этьенн Кондильяк (1715 – 1780), в отличие от Вольтера и Руссо, проблемам общества уделял меньше внимания, основные его труды посвящены гносеологии (теории познания). Он был уверен, что мир познаваем, и познать человек этот мир может настолько, насколько его ум, органы чувств позволяют. Как тело человека нуждается в пище, так и ум человека нуждается в информации, а источником всех знаний для человеческого ума является окружающий мир.

3. Атеизм – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.

Материализм – направление в философии, утверждающее, что все, что существует - материально, хотя и не обязательно вещественно. Материалисты отрицают существование каких-либо внеприродных (трансцендентных) начал (Бога, абсолютного духа и т.п.), по их мнению, мир никем не был создан и будет существовать вечно, развиваясь во времени, которое выступает атрибутом всего материального. Мир – это совокупность материальных вещей и процессов, из взаимодействия которых спонтанно складываются объективные законы, ими управляющие. Сознание человека – это свойство особо высокоорганизованной материи – сформировавшегося в обществе - человеческого мозга. Сознание – это идеальное отражение материального бытия.

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции в XVIII в., накануне и во время великой революции. Яркими представителями были: Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Жан Мелье (1664 – 1729) – философ-материалист, пришедший к этому направлению в ходе работы священником. Он не допускал существования ничего сверхъестественного (даже Бога), не верил в бессмертие души, считал, что весь окружающий мир материален, материя вечна, несотворима, изменяется и развивается, состоит из мельчайших частей.

Познание рассматривал как отражение материи самой материей. Главной причиной социального бедствия людей считал частную собственность, призывал за свержение абсолютной монархии и частной собственности на средства производства. Идеальным государством он считал союз братских общин, члены которых равны в правах, трудятся и живут совместно, доходы равномерно распределяются между собой. За такие взгляды Мелье считают первым коммунистом Европы.

Жюльен Ламетри (1709 – 1751) – французский философ-материалист, естествоиспытатель, врач, автор работ: «Трактат о душе», «Человек-машина». Он считал, что во Вселенной существует только материя, высшая форма проявления материи является человек. Материя обладает такими атрибутами, как протяженность и движение. Считал, что истинная философия должна заниматься человеком. Человек, по мнению Ламетри, просвещенная машина, человеческое тело представляет собой механизм, где особо активную роль играет душа. Способности души зависят от мозга и состояния тела. Медицина способна лечить не только тело, но дух и нравы. Отличие человека от животного он видел в более высоком уровне организации и высшей способности обучаться. Человеку свойственно врожденное моральное чувство – не делать другим того, чего не хотели бы, чтобы другие не сделали нам. Это чувство – особый страх – спасительное для человека.

Ламетри считал, что развитие общества зависит от воспитания и просвещение его членов, отвергал религию. Свободу частной собственности и торговли понимал как свободу личности.

Дени Дидро (1713 – 1784) – яркий мыслитель, философ, ученый-энциклопедист, поэт, драматург, теоретик искусства и критик, автор известных работ: «Мысли об объяснении природы», «Физиологические очерки», «Письма о слепых в назидание зрячим». Он утверждал, что от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. Особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность. Он считал, что душа – продукт единства организма, его целостности. Человек «есть некое целое, оно едино, и, может быть, это единство – в соединении с памятью – составляют душу, Я, сознание». Он написал много статей для «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», был автором идеи создания энциклопедии, свободной от религиозных предрассудков. В основе общества и государства видел «общественный договор», согласно которому власть королей не имеет божественного начала.

Взгляды Поль Генрих Дитрих Гольбаха (1723 – 1789) и Клод Адриан Гельвеция (1715–1771) – французских философов, последователей сенсуализма, сходны. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего. Гельвеций считал, что мышление и ощущение являются свойствами вечной и бесконечной материи, находящейся в постоянном движении. Основой познания, по его мнению, является ощущение. Человеческий разум пристрастен: ценность наших идей и поступков определяется их полезностью, привлекательностью и поучительностью. Он отрицал изначальное неравенство способностей людей, врожденность морального чувства. Основанием нравственных представлений и социальных качеств является интерес. Умение сочетать интересы индивида и общества ведет, по их мнению, к процветанию нации. Эти философы выступали за уничтожение феодализма, были сторонниками просвещенного абсолютизма.

4. Философия социалистическо-утопического направления получила широкое распространение во Франции в XVIII – XIX вв. Представители этого направления резко критиковали общественно-экономический строй, политическую систему и выдвигали свои проекты построения нового государства, где господствовала бы идея всеобщего равенства. Эти идеи были поддержаны широкими слоями трудового народа в ходе Великой французской революции 1789 – 1794 годов.

Известными представителями социалистическо-утопичес-кого направления были Мабли, Бабеф, Сен – Симон, Фурье.

Габриэль Мабли (1709 - 1785) – историк, философ, писатель, один из основоположников социалистическо-утопического направления в философии Франции. Главное назначение философии он видел в распространении морали и нравственности, считал, что природа заставляет жить человека сообща с другими людьми. «Золотым веком человечества» он считал первобытнообщинный «коммунизм», который распался из-за возникновения частной собственности и разделения людей на классы. Хотя в своих работах призывал народ к обществу без частной собственности, без деления на классы, однако в победу коммунистического общества не верил, т.к. частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда. Но если даже забитый и неорганизованный народ и свергнет монархию и установит коммунистический режим, все равно в силу человеческого эгоизма, страстей, стремления к наживе удержать коммунистическую систему не сможет.

Франсуа Бабеф (1760 - 1797) – талантливый мыслитель, основоположник теории коммунизма. Резко критиковал существующий политический строй, где богатые жестоко эксплуатируют бедных. Идеальным считал такое общество, где нет классового деления, где земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где нет частной собственности на средства производства, где существует равенство и братство и доходы общества распределяются между тружениками поровну.

Бабеф был твердо убежден, что коммунистическое общество можно построить путем революционного захвата политической власти и установления жесткого революционного порядка. Им была проведена подготовительная работа по проведению вооруженного восстания: подготовлены участники восстания, составлена программа действий будущего революционного правительства. Его организация называлась «Заговор во имя равенства», но в 1797 году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760 - 1825) – граф, французский философ, один из теоретиков утопического социализма. Значение философии видел в том, что она разрушила предрассудки и верования, на которых покоился старый феодальный режим и подготовила предпосылки для нового общества. Сен-Симон считал, что такой предпосылкой является научный метод, который представляет собой распространение метода физики и астрономии на социальные науки, психологию, философию. Он предложил изучать науку о человеке и обществе – «социальную физиологию» - которая будет стоять на «позитивном основании» научного метода. Он верил, что будет покончено с имущественным неравенством, эксплуатацией человека человеком, люди совместно будут использовать ресурсы природы и жить в условиях социальной гармонии. Считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем.

Француа Фурье (1772 - 1837) – как видный философ, также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Он был убежден, что человеческое общество развивается по законам природы. Вера в Бога сохраняет в человеке надежду, а атеизм опасен, особенно тогда, когда буржуазная мораль лжива. Изучив буржуазное общество, он признал, что имеет три основных вида противоречий: во-первых, между личными интересами и общественными (к примеру, богач и остальной народ); во-вторых, социально-экономические, дающие то избытки, то кризис производства; в-третьих, моральные, (к примеру, буржуазный брак, основанный на расчете, а не на любви). Им был составлен проект идеального общества – «общество гармонии», - где будет всеобщая трудовая повинность, правильное распределение доходов, высокий уровень экономического развития, свобода любви и нравов, уважение к Богу.

Тема 7.

немецкая классическая Философия

1. Основные направления и идеи ведущих представителей.

2. Философия И.Канта.

3. Философия Г.Гегеля.

4. Л. Фейербах – «конец немецкой классической философии».

1. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – первой половины XIX вв. – стала поистине торжеством рационализма. Классической эту философию считают за величайший уровень ее представителей и уровень поставленных задач, которые они решали.

Немецкие философы рассматривали вопрос об основах и условиях существования и развития самой философии, вычленив в качестве исходных категорий полярные диалектические противоположности: мышление и бытие. В «золотой фонд» мировой философии вошли выдающиеся философы: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Фихте (1762-1814), Фридрих Шеллинг (1775-1854), Георг Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872). В немецкой классической философии определились три направления:

- объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

- субъективный идеализм (Фихте);

- материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия изменила акценты с противопоставления человека природе, разумного – неразумному, на разделение универсальной категории бытия на подлинное и неподлинное. Реальность – это воплощенный разум. Опираясь на разум как воплощение разумного бытия, классики строили свои самодостаточные непротиворечивые системы. Великие мыслители особое место уделили проблеме развития, повернули внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию сущности человека, значительно обогатили логико-теоретический понятийный аппарат философии, рассматривали историю развития общества как целостный процесс.

2. Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант, философ, профессор Кенингсбергского университета, который совершил переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающая по своим законам. В его творчестве выделяют два периода – докритический, в котором он решает естественнонаучные проблемы, и критический, когда он написал свои главные произведения – «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика). Кант дал объяснение возникновению солнечной системы, впервые в науке и в философии поставил вопрос о возможностях познавательных способностей субъектов, выдвинул идею о категориях – основополагающих общих понятиях, которыми оперирует философия.

Знания, согласно Канту, основаны на опыте и чувственном восприятии, только чувства дают нам сведения о внешнем мире. В познании различают две стороны: содержание и форму. Содержание определяется опытом. Форма знания не зависит от опыта (она врожденная и присуща нашему сознанию). По мнению Канта, первыми доопытными формами сознания являются пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим вещам в себе они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него – к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта, составляет разум. Разум диалектичен, его выводы иллюзорны, т.к. не подкреплены опытом. Он утверждает, что причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познающий, т.е. человек, его разум, т.к. разум не может охватить и понять всего. Способности человеческого разума ограничены. При попытке выйти за рамки познания разум наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии). Кант определил четыре антиномии:

1. Ограниченность пространства
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.
2. Простое и сложное
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. В мире нет ничего простого.
3. Свобода и причинность
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.
4. Наличие Бога
Есть Бог, безусловно, необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютного существа – причины всего сущего.

Как мы видим, одновременно можно доказать обе противоположные антиномии, что приводит разум в тупик. Наличие антиномии, по Канту, является доказательством наличия границ познавательных способностей разума, который Кант рассматривает как результат познавательной деятельности разума и выделяет такие категории:

- апостериорное знание, т.е. знание, получаемое человеком опытным путем. Но это знание – предположительное, а не достоверное. Например, все лебеди белы. Но в природе могут встречаться и черные. Опытное знание может быть ошибочным и не может претендовать на всеобщность;

- априорное знание, т.е. знание, существующее в разуме изначально. Например, «человеческая жизнь протекает во времени». Это высказывание очевидно и достоверно как с опытной проверкой, так и без нее;

- «вещь в себе» (внутренняя сущность вещи, которую человеческий разум никогда не узнает).

Органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений, но сознание приводит их в систему, и в результате возникает целостная картина окружающего мира. Человеческое сознание (чистый разум), по Канту, выражается в следующих формах:

­ чувственность – первый уровень сознания. Формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание систематизирует ощущение, размещая их в пространстве и времени;

­ рассудок – следующий уровень сознания. Формы рассуд-ка – категории: количество, качество, возможность, необходимость и т.д. – предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление первоначальных ощущений;

­ разум – высший уровень сознания. Формами разума являются окончательно высшие идеи – идея Бога, идея души и т.д.

В работе «Критика практического разума» И. Кант сформулировал моральный закон и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства», т.е. человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех.

«Критика способности суждения», написанная Кантом в 1790-ом году, затрагивает идеи всеобщей целесообразности:

- человек наделен способностями, которые должен максимально использовать на благо общества (целесообразность в эстетике);

- все в природе имеет смысл (и живая, и неживая природа – целесообразность в природе);

- наличие Бога (целесообразность духа).

Философия И.Канта уже при его жизни оказала сильное влияние на философов своей теоретической и практической стороной. Гёте, Фихте, Шеллинг, Гегель связывали его имя со своей идеалистической метафизикой. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и все общество на ценности моральных норм, недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

3. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – самый авторитетный философ своего времени, автор работ «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права» и др. Философия Гегеля считается вершиной немецкой философии Нового времени. Его философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Логика – область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, творит их. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии. По мнению Гегеля, субъективной логике (учение о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная – учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового духа, Бога). Гегель в своей работе пытался доказать, что сознание, мышление определяют законы природы и общества. Он считал, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет идеей. Обнаружение идеи, понимание человека их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих идей. Философия, по мнению Гегеля, это постижение мира в идеях. Чтобы философия поднялась до уровня науки, нужно создавать систему идей, где одна идея выводится из предыдущей. Гегель философию превращает в науку идей, логикой движения идей, диалектической логикой.

Гегель утверждает, что причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой более совершенной, конкретной. В своей работе «Философия природы» он высказал ряд ценных идей о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире. Развитие, с точки зрения Гегеля, имеет следующий механизм: существует тезис (утверждение); данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, - которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Этот процесс бесконечен, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более высокого уровня. Противоречия – движущая сила прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Величайшая заслуга Гегеля – в разработке проблем диалектики. Он вывел учения о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движение от низших форм к высшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире, создал систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное, – эти категории органично переходят друг в друга. Гегелю принадлежит открытие законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания.

Гегель видел предмет философии шире, чем было принято традиционно, а именно: философию природы, антропологию, психологию, логику, философию государства, философию гражданского общества, философию права, философию истории и диалектику – как истину всеобщих законов и принципов.

Историю великий философ рассматривал как процесс самореализации Абсолютного духа, который включает в себя идею свободы. Вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три большие эры:

- восточная. Это такой период, когда в обществе осознает себя и пользуется свободой один человек – фараон египетский, император китайский и т.д., а все остальные являются его слугами и рабами;

- антично-средневековая, когда себя стала осознавать уже группа людей, но основная масса народа зависима от феодалов, аристократии, от «верхушки» и служит ей;

- германская, т.е. современная Гегелю Германия, когда себя осознают и свободны все.

Важнейший философский вывод Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, идея обладают бытием, а бытие – сознанием. Отсюда его кредо: «Все разумное – действительно, а все действительное - разумно».

3. Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапом классической и началом материалистической эпохи в немецкой философии. Главное в философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Известно, что материализм как направление философии возник еще в Древней Греции: Демокрит, Эпикур, в Англии Нового времени: Ф. Бэкон, Дж. Локк, во Франции – материалисты эпохи Просвещения, однако эти философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени, отличались непоследовательностью и противоречиями, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога.

Фейербах в своих работах «Сущность христианства», «Лекции о сущности религии» выступал как атеист и материалист, старался доказать, что не Бог создал человека, а человек силой своей фантазии и абстрактного мышления сотворил Бога, передав ему свои собственные черты и характеристики. Он считал, что философия стала системой последовательного материализма, т.е. она полностью освобождена от религиозного влияния. Проблемы окружающего мира и человека находят материалистическое объяснение с учетом новейших достижений науки. Великий философ-материалист был убежден в познаваемости окружающего мира, а познавательные способности разума безграничны. Однако такие безграничные возможности разума наступают не сразу, а развиваются постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи он выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Действительно, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Антропологический материализм определил социально-философские воззрения Фейербаха. Он вскрыл социально-психологические корни религии, рассмотрев истории религии различных народов. Он прославился защитой материализма, критикой идеализма и религии (увлекался критикой Гегелевской философии), верой в человека, мощь и силу его разума. Для него человек – это мир чувств, эмоций, желаний, размышлений. Его критика раболепства, деспотизма, невежества имела благотворное влияние на развитие мировой философской мысли.

Тема 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: