Внешнеторговая политика государства представляет комплекс мер по регулированию экспортно-импортных операций. В мировой практике сложились два направления внешнеторговой политики: свободная торговля (фритредерство) и протекционизм.
Свободная торговля – политика невмешательства государства в международную торговлю, допущение свободного ввоза и вывоза товаров. Считается, что такая политика способствует наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и максимизации мирового дохода.
Протекционизм – политика регулирования внешней торговли с целью защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов посредством использования разного рода ограничений.
Сочетание этих двух направлений в той или иной пропорции отличает внешнеторговую политику государств в разные периоды их развития. Так, большая открытость национальных экономик, либерализация торговли характерна для экономически развитых стран, обладающих сильным экспортным потенциалом. Государства же с недостаточно развитой экономикой и с невысоким экспортным потенциалом, как правило, склоняются к использованию мер протекционизма. Обусловлено это необходимостью защиты собственных производителей от конкуренции со стороны иностранных производителей на внутреннем рынке, ослабления зависимости экономики страны от других стран.
Политика протекционизма предполагает использование таких инструментов, как таможенные тарифы, нетарифные ограничения и различные меры по стимулированию экспорта.
Таможенные тарифы – это специальные налоги, устанавливаемые государством за провоз через границу страны товаров и иных материальных ценностей.
Различают импортные и экспортные таможенные пошлины. Наиболее распространены импортные таможенные пошлины, которые, с точки зрения целевой направленности, могут выполнять фискальную и протекционистскую функции. Фискальная функция состоит в обеспечении налоговых поступлений в бюджет. Протекционистская функция заключается в защите отечественных производителей. Обязательность уплаты импортных пошлин ведет к удорожанию импортных товаров на внутреннем рынке, в силу чего отечественные товары становятся более конкурентоспособными по целевому параметру.
Экспортные пошлины используются реже. Цель их – не допустить чрезмерного экспорта определенных продуктов, а также увеличить поступления в бюджет. В России, например, экспортная пошлина применяется в отношении сырой нефти.
Таможенные пошлины устанавливаются двумя методами: 1) в виде процента к цене товара. Это так называемые адвалорные пошлины; 2) в виде определенной денежной суммы, взимаемой с единицы объема, веса или штуки товара. Такая пошлина называется специфической.
Как правило, уровни таможенных пошлин не остаются неизменными, а меняются в зависимости от уровня развития экономики, интеграционных процессов, степени международного разделения труда и т.д. В целом же в мировой практике наблюдается тенденция снижения уровня таможенных пошлин. Однако уровень таможенного обложения импорта в развивающихся странах в настоящее время значительно выше, чем в промышленно развитых. Дело в том, что эти страны испытывают острую потребность в защите своей развивающейся экономики от иностранной конкуренции.
Наряду с таможенными пошлинами широко используются нетарифные инструменты внешнеторговой политики, влияние которых на структуру и объем импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. К числу нетарифных ограничений относятся:
1. Меры, применение которых направлено на прямое ограничение объемов внешней торговли. Это:
· экспортно-импортные квоты, т.е. максимальные объемы продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны;
· «добровольные» экспортные ограничения – это «добровольное» согласие страны-экспортера ограничить экспорт в конкретную страну в надежде избежать по отношению к себе более жестких и серьезных протекционистских ограничений;
· лицензирование, т.е. получение специального разрешения на ввоз и вывоз товаров;
· антидемпинговые пошлины, которые вводятся при установлении факта демпинга (продажи товаров по цене, ниже цены на мировом, или внутреннем рынке) с целью компенсации «значительного ущерба» нанесенного национальной промышленности.
2. Меры административного характера, действие которых ограничивает внешнюю торговлю. Это технические нормы и стандарты, санитарные и ветеринарные нормы, сертификаты качества импортной продукции, требования к упаковке, маркировке, таможенные формальности и т.д.
Система протекционистских мер по защите внутреннего рынка широко практикуется во всем мире. Но она имеет определенные негативные последствия. Так, находясь под защитой государства, национальные производители теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремление к инновациям, повышению качества продукции и снижению затрат на ее производство уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.
Генеральной тенденцией развития международной торговли и внешнеторговой политики государства является их либерализация.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите особенности развития международной торговли на современном этапе.
2. Охарактеризуйте основные формы международной торговли.
3. Какие теории международной торговли известны в экономической науке?
4. В чем суть теории абсолютных преимуществ А. Смита? В чем ее недостатки?
5. Приведите классификацию услуг, предложенную Генеральным соглашением по торговле услугами.
6. Как государства регулируют международную торговлю?
7. Как вы думаете, какая торговая политика необходима Республике Беларусь? Аргументируйте свой ответ.