Теории международной торговли. С развитием международной торговли возникают теории, объясняющие причины ее развития и выгоды, получаемыми странами от взаимной торговли

С развитием международной торговли возникают теории, объясняющие причины ее развития и выгоды, получаемыми странами от взаимной торговли. Первой из таких теорий стала теория абсолютных преимуществ А. Смита. А. Смит показал, что страна должна экспортировать те товары, издержки производства которых у нее ниже, чем у других стран, т.е. в производстве которых она имеет абсолютные преимущества, а импортировать те, производство которых обходится ей дороже, чем в зарубежных странах.

Однако эта теория не объясняла, почему в международном обмене участвуют те страны, которые не имеют абсолютных преимуществ в производстве товаров, которыми они торгуют. Объяснение этому дала теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо, который доказал, что внешняя торговля экономически выгодна даже тем странам, которые не имеют абсолютных преимуществ по тем товарам, которыми они торгуют. Для доказательства этого он ввел понятие сравнительных преимуществ, которое имеет страна в том случае, когда может осуществлять производство определенного товара с меньшими альтернативными издержками, чем ее торговый партнер.

Для иллюстрации возьмем условный пример. Допустим, что две страны производят товары А и Б. В первой стране производство единицы товара А обходится в 4 денежные единицы (д.е.), товара Б – в 2 д.е., а во второй стране соответственно 6 и 9 д.е. Отсюда следует, что производство единицы товара А в первой стране сравнимо с производством или «стоит» 0,5 единицы товара Б, тогда как во второй стране – 1,5 единицы товара Б, т.е. производство товара А в первой стране обходится относительно дешевле, чем во второй. В производстве товара Б ситуация обратная – в первой стране производство единицы товара Б «стоит» 2 единицы товара А, а во второй – 2/3 единицы товара А, т.е. производство товара Б во второй стране обходится относительно дешевле.

Следовательно, из соображений эффективности национальной экономики, первой стране есть смысл сосредоточить труд и капитал на производстве товара А, заменив производство товара Б на его импорт из другой страны. Второй стране по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве товара Б.

Теория сравнительных преимуществ объясняет выгоды внешней торговли для ее участников межстрановыми различиями в относительных издержках, но она не дает ответа на вопрос: почему возникают эти межстрановые различия. Ответ на него дали шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин в своей теории соотношения факторов производства. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках обусловлены относительно неодинаковой обеспеченностью стран факторами производства и различными пропорциями использования факторов производства при производстве товаров. Поэтому если страна обеспечена в избытке трудом, то производство трудоемкой продукции будет обходиться ей дешевле. Стране же с относительным избытком капитала дешевле будет производить капиталоемкую продукцию. Отсюда следует, что первой стране выгодно экспортировать трудоемкую продукцию, а импортировать капиталоемкую, а второй – наоборот, экспортировать капиталоемкую, а импортировать трудоемкую продукцию.

Таким образом, согласно теории Хекшера – Олина, страна стремится экспортировать ту продукцию, производство которой требует более интенсивного использования фактора, которым она лучше обеспечена, и импортировать ту, производство которой требует более интенсивного использования фактора, которым она относительно хуже обеспечена.

В течение последних десятилетий в международной торговле произошли значительные изменения, которые нельзя объяснить с позиций рассмотренных теорий, в связи с чем появились новые теории. Одной из таких теорий является теория технологического разрыва. Согласно этой теории страна экспортирует то, что создано на базе высоких технологий, которых пока нет у других стран. Когда же передовые технологии распространяются по миру, отрыв этой страны исчезает и экспорт падает.

3. Международная торговля услугами: особенности, структура, динамика и тенденция развития

В последние годы наблюдается тенденция ускоренного развития сферы услуг в мировой экономике, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится более 60% мирового ВВП и общей численности занятых. Кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д.

Развитие сферы услуг и повышение ее доли в ВВП обусловило неуклонный рост удельного веса услуг в общем объеме мирового товарооборота. Характерно, что в течение последних десятилетий темпы роста международной торговли услугами в полтора – два раза превышали темпы роста торговли товарами. Тем не менее, доля услуг в международном обмене пока не высока. На ее долю приходится около 20-22% мирового товарооборота, в то время как в ВВП развитых стран на их долю приходится больше половины (60-70%).

Относительно невысокая доля услуг в мировом товарообороте в определенной степени объясняется несовершенством и трудностями оценки экспорта и импорта услуг, в силу чего многое ускользает от статистического учета. К тому же экспорт услуг имеет еще и ту особенность, что иностранные поставщики услуг могут находиться на территории данной страны (в частности, страховые, аудиторские, консультационные, транспортные фирмы, филиалы зарубежных банков). В этом случае оценка объема импортируемых услуг и их регулирование становятся особенно сложной задачей.

Услуги имеют следующую специфику:

· неосязаемость и невидимость;

· неразрывность производства и потребления;

· неоднородность и изменчивость качества;

· неспособность услуг к хранению.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом (или импортом).

Торговля услугами отличается от торговли товарами обычно тем, что производство услуги совпадает со временем ее предоставления, тогда как товар может быть произведен в одно время, а продан в другое. Услуги не подлежат хранению, в связи с чем требуется присутствие в стране производства услуг непосредственных их производителей или иностранных потребителей.

Международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, во многом обусловлена ею и, в свою очередь, оказывает на нее значительное воздействие. Рост торговли машинами и оборудованием стимулировал межстрановой обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного, финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует развитие мировой торговли товарами производственного назначения. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующими технического обслуживания, информационных, справочных, консультационных услуг. Причем признание таких товаров на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для их производства, реализации и послепродажного обслуживания. Кроме того, международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капиталов, рабочей силы, что способствует, в свою очередь, развитию банковских, информационных, транспортных и других услуг. Одновременно рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует увеличение мирового рынка услуг.

Существуют различные подходы к классификации услуг. В международной торговле услугами принята классификация, предложенная Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).

В Классификаторе ГАТС услуги сгруппированы в следующие двенадцать разделов:

1) деловые услуги;

2) услуги в области связи;

3) строительные услуги и связанные с ними инженерные услуги;

4) дистрибьюторские услуги;

5) услуги в области образования;

6) услуги, связанные с защитой окружающей среды;

7) финансовые услуги;

8) услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;

9) туризм и услуги, связанные с путешествиями;

10) услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг);

11) транспортные услуги;

12) прочие услуги, не вошедшие в перечисленные разделы (например, бытовые).

Каждый из этих разделов подразделяется на рубрики, которые в большинстве случаев детализируются на подрубрики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: