Ценообразование в мировой торговле. На мировом рынке процесс ценообразования имеет ряд особенностей, обусловленных воздействием определенных факторов

На мировом рынке процесс ценообразования имеет ряд особенностей, обусловленных воздействием определенных факторов. Все многообразие факторов, влияющих на мировые цены, можно объединить в несколько групп:

· общеэкономические факторы, которые не зависят от вида продукции, а также условий ее производства и реализации. К ним относятся: фаза экономического цикла, уровень инфляции, спрос и предложение и т.п.;

· конкретно-экономические – это факторы, которые определяются условиями производства и реализации данного вида продукции: издержки, прибыль, уровень налогов, потребительские свойства товара;

· специфические факторы – это те, которые действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, комплектность, гарантии, условия сервиса и т.д.;

· специальные факторы, которые связанны с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование, валютный курс, таможенные тарифы, нетарифные ограничения и т.д.;

· неэкономические факторы – это политическая обстановка в стране и в мире, военные конфликты и т.п.

Основой мировой цены выступают издержки. Причем издержки основных производителей данного конкретного товара, т.е. тех, кому принадлежит значительная доля соответствующего рынка. Например, цены на пшеницу формируются главным образом под влиянием США и Канады – основных ее производителей и экспортеров, на кофе – Бразилии, шерсть – Австралии и Новой Зеландии. На такие товары обычно публикуются в специальных изданиях так называемые справочные цены (биржевые котировки, цены торгов и аукционов, крупных фактических сделок).

Базой для согласования цены на оборудование, особенно уникальное или нестандартных его видов обычно является калькуляция всех издержек и прибыли фирмы-экспортера. Это так называемые расчетные цены, на основе которых затем происходит окончательное определение цены.

Однако во всех случаях на уровень цен влияют не только издержки производства, но и соотношение спроса и предложения на мировых рынках, уровень конкуренции, а также целый ряд других факторов. На практике мировые цены обычно устанавливаются на уровне ниже цен внутреннего рынка, что объясняется следующими обстоятельствами:

· конкуренция в международной торговле носит очень ожесточенный характер, и она оказывает понижающее воздействие на издержки производства и цены товаров, побуждает производителей к более широкому использованию скидок с цен;

· субсидии, предоставляемые государством для поддержки производителей и повышения конкурентоспособности на внешних рынках и другие формы стимулирования экспорта. Экспортеру, например, может компенсироваться разница между внутренней и более низкой мировой ценой.

Международная конкуренция имеет и другие следствия, влияющие на уровень и динамику цен. Так, укрупнение и сужение числа конкурирующих фирм создают предпосылки для договоренностей между ними по политике цен и другим вопросам. Вступая между собой в сговор (тайный, неформальный либо оформленный картельным соглашением) производители договариваются об уровне цен и объемах производства соответствующего товара. Существует также опасность монополизации мировых рынков ряда товаров в результате слияния крупных ТНК одинакового профиля или приобретения ими предприятий-конкурентов.

Далеко не второстепенную роль в формировании цен мирового рынка играют валютный курс и его динамика как в странах-экспортерах, так и в импортерах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: