Право публичной собственности

Содержание и осуществление права частной собственности.

Количество имущества.

Раньше были определенные ограничения по кол-ве имущ-ва, которое могло принадлежать гр-ну на праве личной собственности: кол-во скота и кол-во домов. Семье могла принадлежать только 1 дом, 10 овец, 1 корова и т.п.

Но даже в условиях социализма было понятно, что кол-во имущества является мощным стимулом к труду. Поэтому ограничения касались только двух видов объектов.

Сейчас же существуют лишь небольшие ограничения: п.2 ст.213 ГК РФ: количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юрлиц, не ограничивается (это общее правило), за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства (исключение из общего правила).

Содержание составляет триада правомочий: владение, пользование и распоряжение.

Порядок осуществления этих правомочий отличается. Сейчас субъект права частной собственности по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается объектами права собственности.

Раньше же граждане как субъекты права личной собственности осуществляли свои правомочия по усмотрению других лиц.

Ст.13 КСССР и ст.111 ГК РСФСР.

Ст.13 КСССР: имущество, находящееся в собственности граждан, не должно служить основанием для извлечения нетрудовых доходов.

Ст.111 ГК РСФСР предусматривала санкцию за нарушение правила ст.13 КСССР: весь нетрудовой доход поступал в бюджет государства.

Но не было легального определения нетрудового дохода.

Сейчас есть понятие незаконного дохода.

Юридические лица осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению через органы управления юрлица в соответствии с их компетенцией. Если нет органов управления юрлица (товарищества), там эти правомочия осуществляют члены товарищества.

Право публичной собственности имеет место тогда, когда в качестве субъекта присвоения материальных благ (вещей) выступает какое-то публичное образование (РФ, субъект РФ и МО).

Источники образования права публичной собственности.

Те же способы, как и в частной собственности, но есть один специфический источник: налоги, пошлины и сборы.

Под ними понимается правовая форма изъятия средств у частных собственников для государственных (общих) нужд.

Субъекты права публичной собственности.

В условиях плановой экономики в закон-ве был закреплен принцип единства государственной собственности.

Этот принцип сформулировал акад. Венедиктов: единым и единственным субъектов права государственной собственности является весь Советский народ в лице государства.

В условиях рыночной экономике произошла децентрализация государственной собственности: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Содержание и осуществление права государственной собственности.

Содержание - триада правомочий.

Необходимо различать непосредственное и опосредование осуществление государством триады правомочий.

Когда мы говорим о непосредственном осуществлении, то мы говорим о том, что государство осуществляет триаду через свои органы. Когда мы говорим об опосредованном осуществлении, то подразумеваем то, что триаду осуществляют юрлица, собственниками которых является государство.

Осуществляли руководители министерств и ведомств раньше (МПС осуществляли по железным дорогам, например).

Государственная собственность характеризовалась раньше как министерская (ведомственная) собственность.

Сегодня же триаду прамомочий осуществляют...

Изменения в порядке осуществления права государственной собственности начались с издания Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность": от имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. Но кто конкретно - было неизвестно.

Уточняющий НПА - Указ Президента РФ от 14.10.1992 года "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" - основан на Законе 1991 года "Об аренде и арендных отношениях" - в этом указе сказано: правомочия арендодателя принадлежат исключительно Комитетам по управлению государственным имуществом. Правом распоряжения государственного имущества на территории РФ обладают исключительно Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество).

Постановление Верховного Совета РФ от 21.07.1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г.": в п.15 говорилось, что изложить этот п.15 в следующей редакции: управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ может делегировать министерствам и ведомствам отдельные полномочия в отношении объектов федеральной собственности.

В настоящее время это правило в последнем постановлении закреплено в п.1 ст.114 КРФ и в ст.14 ФКЗ "О правительстве РФ" от 27.12.2005 года.В этих актах сказано, что Правительство РФ распределяет функции по управлению федеральным имуществом между федеральными органами исполнительной власти, наделяя их конкретными полномочиями.

Прежде всего в соот-ии с Постановлением Прав-ва РФ от 5.06.2008 года "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (ФАОГИ) ФАОГИ осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. ФАОГИ осуществляет функции по продаже приватизированного имущества. ФАОГИ осуществляет функции по реализации конфискованного имущества. Но эти функции ФАОГИ осуществляет по согласованию с другими министерствами и ведомствами как правило.

Объекты права государственной собственности.

Как распределилось то госимущество, которое в СССР принадлежало только одному субъекту?

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность".Уточняют этот акт ст.50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6.10.2003 г и ст.26.11 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Имущество было распределено на 4 группы:

1) объекты исключительной федеральной собственности (казна РФ, имущество республиканского бюджета, имущество ЦБ РФ, ресурсы континентального шельфа РФ, имущество предприятий оборонного производства и т.п.)

2) такие объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, объекты гостиничного хозяйства, имущество средне-специальных и профессионалных учебных заведений и т.п.)

3) объекты, относящиеся к собственности субъектов РФ (автомобильные дороги регионального значения, имущество, необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и т.п.)

4) объекты, относящиеся к муниципальной собственности (жилой и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов, предприятия розничной торговли и т.п.)

Этот процесс деления имущества проходил небезболезненно.

Еще есть опосредованное осуществление права государственной собственности. Это имеет место тогда, когда не органы государства осуществляют триаду полномочий, а триада осуществляется юрлицом, созданным государством.

Опосредованное осуществление права государственной собственности.

На праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения.

Впервые в нашей стране право оперативного управления как особое вещное право - в трудах Венедиктова "Государственная социалистическая собственность" 1948 г.Это было закреплено в ГК РСФСР 1964 г.ст.93.1 ГК 1964: имущество, закрепленное за государственными организациями состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения.Содержание права оперативного управления - триада тех же полномочий, но госорг-ии осуществляли эти полномочия в определенных пределах, тогда как собственник мог осуществлять их как угодно.Для успешной деятельности в условиях товарной деятельности требовалось, чтобы предприятия обладали более широкими полномочиями и надо было устранить законодательные пределы осуществления полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Ст.5 Закона РФ "О собственности РФ" 1991 г.: вместо права оперативного управления - право полное хозяйственное ведения: осуществляя право полного хозяйственного ведения закрепленным за ним имуществом, предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершает в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если законодательным актом или договором предприятия с собственником не предусмотрено иное.

Право полного хозяйственного ведения расширяло полномочия государственных предприятий до пределов, необходимых для рыночной экономики.

Недостатки:

1) стиралось какое-либо различие между правом собственности и правом хозяйственного ведения

2) государственные предприятия стали активно разбазаривать государственное имущество

ст.294 и ст.296 ГК РФ 1995 г.

За учреждениями и казенными предприятиями имущество закрепляется на праве оперативного управления, а за государственными предприятиями и муниципальными предприятиями - на праве хозяйственного ведения.

Ст.296 ГК РФ: учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей своей деятельности и назначением этого имущества, а распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Правда, это распоряжение с согласия собственника этого имущества может иметь исключения, установленных законом. Ст.298 (исключения): что касается частного учреждения - частное учреждения НЕ может распоряжаться даже с согласия собственника, казенное учреждение - с согласия собственника распоряжаться может, автономное учреждение и бюджетное учреждение - они могут самостоятельно распоряжаться движимым имуществом без согласия собственника, а недвижимым имуществом только с согласия собственника.

Для казенного предприятия установлен следующий правовой режим: казенное предприятие самостоятельно реализует продукцию, произведенную эти предприятием, если иное не установлено законом, а доходы от реализации распределяются так, как собственник решит. Определенные права на имущество, закрепленные на праве оперативного управления за казенными предприятиями и за учреждениями, сохраняет и собственник этого имущества. Собственник этого имущества в праве изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядится им по своему усмотрению.

На праве оперативного управления учреждению принадлежит только то имущество, которое закреплено за ним собственником или приобретено самим учреждением, но за счет, выделенных учреждению собственником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: