Занятие 3. Источники правовой информации в профессиональной деятельности

Источники (формы) права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного юридического значения. Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании юридических норм (правотворчество), и в придании юридической силы иным социальным нормам (санкционирование).

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права.

Судебный прецедент
Нормативно-правовой акт (РФ)
Нормативный договор (РФ)
Источники (формы) права
Правовая доктрина
Религиозные тексты
Правовой обычай (РФ)
Основные виды:

Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

Исторически первый источник права.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран.

В России правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

Обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет. (Доказывание с помощью экспертов).

Деловой обычай (деловое обыкновение) – деловой обычай в сфере управленческой деятельности, связан со спонтанно сложившейся практикой работы с документами и их оформлением. Часто оформляются инструкцией по делопроизводству, становясь НПА.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Известен со времен Древнего Рима. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в англоязычных странах.

Формирование прецедента в качестве источника права связано с тем, что законы и иные НПА регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения конкретного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому он своим решением фактически создает новую правовую норму, т.е. становится законодателем.

В российской системе права судебный прецедент источником права не признается.

Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. По сути своей это компромисс договаривающихся сторон. В нормативных договорах может быть выражена согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких субъектов внутри государства (внутригосударственные договоры).

Правовая доктрина – представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Еще в древнем Риме формулы и суждения известных юристов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов. Позднее они легли в основу Кодекса императора Юстиниана. Этот Кодекс лег в основу Гражданского кодекса Наполеона Бонапарта 1804 г., а последний послужил образцом гражданских кодексов большинства европейских стран, в т.ч. и Гражданского кодекса РФ.

В настоящий момент правовая доктрина широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных и брачно-семейных споров. Нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых английские судьи. В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается.

Религиозные тексты (прежде всего Коран и Сунна) прежде всего имеют широкое распространение в мусульманских странах. Религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются.

Нормативно-правовой акт – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами документ, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства, а также обладающий определенной юридической силой.

Под юридической силой понимается степень подчиненности данного НПА другим НПА. Она показывает место НПА в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный НПА.

В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы субъектов РФ
Федеральные законы
Конституция РФ
Виды законов в РФ
Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Федеральные конституционные законы


Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или всеми гражданами на референдуме.

Законы бывают основные (Конституция и ФКЗ) и текущими (все остальные законы).

Конституция – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации и обладающий высшей юридической силой в системе НПА государства.

Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом усложненном порядке. Ст. 70 Конституции РФ.

Среди массы текущих законов выделяются кодексы – законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в какой-либо определенной отрасли права (кодификация).

Совокупность всех действующих законов называют законодательством.

Признаки закона:

- принимается высшими представительными органами государственной власти (ФС РФ или парламентами субъектов РФ)

- регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений

- обладают высшей юридической силой

- имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Реквизитами законодательного акта являются:

- название органа, принявшего закон

- название закона

- номер и дата принятия закона

- преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона

- нормативно-правовое содержание закона

- указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных НПА

- подпись соответствующего должностного лица.

Каждый закон состоит из отдельных утверждений – статей, которые имеют порядковый номер. Статья может быть разделена на части (обозначаются порядковыми номерами), а части иногда делятся на пункты (обозначение буквами) и абзацы.

Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты и акты МСУ, внутренние акты организаций).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: