Введение. Одной из основных задач эксплуатации судовых двигателей предусматривается обеспечение режима длительной надежной его работы при различных нагрузках

Одной из основных задач эксплуатации судовых двигателей предусматривается обеспечение режима длительной надежной его работы при различных нагрузках, зависящих от условий плавания. Как известно, главный двигатель (ГД), работающий на гребной винт (ГВ), может развивать только ту мощность, которая требуется для вращения ГВ.

В разнообразных условиях плавания судна режим работы ГД может существенно изменяться в зависимости от сопротивления среды движению судна, вызванной изменением осадки, обрастанием корпуса и ГВ, мелководьем, погодными условиями, буксировкой и другими причинами.

Пропульсивная установка (ПУ) судна состоит из главного двигателя, передачи, валопровода и движителя (обычно гребного винта) и обеспечивает движение судна. Вместе с корпусом судна ПУ образует судовой пропульсивный комплекс.

Взаимодействие гребного винта, корпуса судна и главного двигателя в составе судового пропульсивного комплекса имеет определенные особенности в части нагружения ГД и назначения режима его работы в разнообразных условиях плавания. Учитывая эти особенности, в данном учебном пособии рассматриваются режимы работы элементов ПУ в целом - во взаимодействии их в составе пропульсивного комплекса.

Наиболее показательно степень взаимодействия (согласованности) работы ГД и ГВ может иллюстрироваться с помощью режимной карты ПУ судна, включающей в себя графики изменения эффективной мощности ГД и полезной тяги ГВ в зависимости от скорости судна, а также номограммы для определения пропульсивного КПД и расхода топлива на ГД. С помощью режимной карты ПУ можно решать ряд таких важных практических задач, возникающих в процессе эксплуатации судна, как определение или назначение режима ПУ, предотвращение перегрузки ГД, контроль технического состояния ГД и ГВ, подводной части корпуса судна.

Знание и понятие закономерностей изменения нагрузки ГД в разных условиях плавания судна позволяет судовым механикам компетентно решать вопросы поддержания высокого уровня надежности, работоспособности и экономичности судовой энергетической установки (СЭУ).

В пособии рассмотрен достаточно широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к обеспечению ходовых режимов СЭУ. Содержание некоторых разделов пособия позволяет рассмотреть эксплуатационные режимы работы судовых дизелей, которые недостаточно полно отражены в учебной и технической литературе по эксплуатации СЭУ. Это, в частности, режимы работы пропульсивной установки при буксировке объектов, работа ГД судна с винтом регулируемого шага (ВРШ), согласованность ГД с ГВ и др.

Данное учебное пособие написано для изучения части разделов учебных дисциплин «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» и «Оптимизация режимов работы СЭУ», которые соответствуют учебным планам и образовательной профессиональной программе подготовки специалистов и магистров судовой энергетики специальности 7.100302 «Эксплуатация судовых энергетических установок», а также поможет судовым механикам в их практической деятельности по использованию СЭУ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: