Судовой менеджмент

Уже говорилось о том, что в промышленности и в торговле происходит в последние годы интенсивный процесс переда­чи экспедитору-оператору (провайдеру) управления всей ло­гистической транспортной системой продвижения товара от производителя к его потребителю. На транспорте одновре­менно происходит передача транспортных средств их владель­цами в оперативное управление — менеджмент специализи­рованным транспортным агентским фирмам. Этот процесс затронул морской, речной, автомобильный транспорт. На железнодорожном он вылился в передачу таким фирмам уп­равления подъездными путями, подвижным, главным обра­зом, специализированным составом, пристанционными тер­миналами и складами.

Объясняется этот процесс тем, что современному транс­портному предпринимателю, изготовителю транспортных средств, ремонтнику и др. представляется экономически це­лесообразным сосредоточить в своих руках вопросы стратеги­ческих решений, инвестиций, изъятия капиталовложений, обеспечение качества услуг, привлечение капитала, контроль за кредитом, даже страхование, а эксплуатацию транспорт­ных средств, маркетинг, кадровые вопросы, вопросы техническою состояния флота и подвижного состава, контроль за движением наличности, обмен валюты, различные виды уче­та и т.д. передать в управление специалистам высокой квали­фикации на основе хозяйственного расчета.

Этот процесс, как уже отмечалось, наиболее ярко себя про­являет на морском и речном транспорте, где отделение функ­ции собственности на судно от функции профессиональной эксплуатации на тех или других перевозках затронул уже при­мерно одну пятую часть численности мирового тоннажа, а, главное, получил свое правовое оформление разработкой БИМКО в 1988 г. проформы договора о судовом менеджменте «Шипмэн» («Shipman»). Ее содержание соответствует нормам гл. 53 ГК РФ «Доверительное управление имуществом» и уже находит применение в отечественной практике.

В соответствии с договором судовладелец назначает ме­неджера управлять судном и флотом, в соответствии с финан­совой сметой на первый год.

В этой должности менеджер обязуется от имени судо­владельца (on behalf of the owner) приложить все свои стара­ния (to use best endeavours) для того, чтобы обеспечить (to provide) разумную практику управления эксплуатацией суд­на (in accordance with sound ship management practice) и рас­ширять интересы (to promote the interests) судовладельца во всех аспектах грузоперевозок. При этом менеджеру дается право распределять, как он сочтет справедливым и разум­ным наличное снабжение и запасы, кадры и уже оказывае­мые виды работ, услуг. Договор менеджмента является аген­тским, все права и обязанности по нему возникают не у менеджера, а у судовладельца-принципала. Соответствен­но, в бокс 5 проформы вносится отметка о том, что менед­жеру поручается (или ему отказывается) укомплектование судна «адекватным» и квалифицированным экипажем (ка­питан, командный состав и судовая команда), организовы­вать их переезды, репатриацию — возвращение к месту най­ма или в обусловленное сторонами место, проводить тре­нировки, составлять ведомости на зарплату, заниматься вопросами пенсий, страхования, дисциплины, вести пере­говоры с профсоюзами.

В бокс 6 вносится оговорка о том, возлагается или нет на менеджера техническое руководство (the technical management): организация и надзор за сухими докованиями и ремонтами, переделками и поддержанием мореходности судна или группы судов и т.д.

Менеджер обязан составлять смету доходов и расходов суд­на по каждому рейсу, производить расчет аренды и фрахта, размера демереджа и диспача, обеспечивать платеж судовла­дельцу всех получаемых доходов от тех или других форм эксп­луатации судна.

Ст. 8 и запись в боксе 10 предусматривает возможность поручения судовладельцем менеджеру поиска грузов на рынке, соответственно, проведение переговоров с фрахто­вателями и заключение чартеров и других договоров, обес­печивающих коммерческую эксплуатацию судна. Менед­жеру может быть поручено заниматься снабжением необ­ходимых судну провизии и топлива, но выбор качества, то есть сорта последнего, должно быть предписано судовла­дельцем в зависимости от условий работы судна (the vessel's trade). Эксплуатацию (operation) судна или судов в целом менеджер обязан вести, согласно ст. 12 и записи в боксе 14, в соответствии с требованиями судовладельца (as required by the Owner), но, несмотря на это, на него возлагается, без каких-либо ограничений, выполнение таких функций, как оперативное планирование и организация работы флота, назначение агентов, наем стивидоров, организация осви­детельствования грузов.

Ст. 14 содержит принципиальное требование о том, что­бы все денежные средства, полученные менеджером в связи с заключенным соглашением о менеджменте (кроме своего воз­награждения), менеджер обязан относить на кредит счета су­довладельца, а все расходы, включая свое вознаграждение, в дебет этого счета.

Ст. 15 определяет вознаграждение менеджера. Оно пред­ставляет собой годовую сумму люмпсум, величина которой обозначена в боксе 15. Выплачивается вознаграждение рав­ными ежеквартальными авансовыми долями. При этом пер­вая выплата осуществляется в начале срока действия согла­шения., а последующие — раз в три месяца.

Менеджер может открывать собственную контору за свой счет, нанимать персонал (не путать с экипажем судна), при­обретать оргтехнику и канцелярские принадлежности, но почтовые расходы, расходы связи, служебные командировки и другие текущие потребности, менеджером обоснованно понесенные при исполнении возложенных на него обязан­ностей, судовладельцем возмещаются.

Очень важным является условие, по которому судовладе­лец предупреждается о том, что ему придется выплачивать менеджеру вознаграждение в течение трех месяцев после рас­торжения соглашения по причинам, не связанным с неис­полнением менеджером своих обязанностей или по причине гибели, или продажи судна.

Это условие распространяется и на денежное довольствие экипажа судна, нанятого менеджером, но общие расходы, свя­занные с увольнением экипажа, не должны превышать сумму, указанную в боксе 16.

Ст. 16 касается финансового планирования. В первом году соглашения действует согласованная смета, внесенная в при­ложение «С». Новую, последующую смету менеджер обязан представить судовладельцу за три месяца до окончания дей­ствующей сметы. Судовладелец в течение одного месяца со дня представления проекта сметы обязан известить менеджера о принятии (acceptance) и утверждении (approval) новой годо­вой сметы. Если такого извещения не поступит, менеджер впра­ве считать смету принятой. Менеджер готовит и направляет судовладельцу расчет потребности судна в оборотном капита­ле с правом ежемесячного уточнения. Руководствуясь годовой сметой и расчетом оборотного капитала, менеджер ежемесяч­но запрашивает судовладельца о переводе ему средств, необхо­димых для эксплуатации судна, включая также покрытие вне­плановых расходов: на аварийный ремонт, дополнительные страховые премии, топливо и продовольствие.

Ст. 19 регулирует вопросы общего руководства, которое, в принципе, обычное, действующее для любого физического лица, принимаемого на должность управляющего. Менеджер обязуется улаживать любую претензию, связанную со своей деятельностью, а также информировать судовладельца о лю­бом известном ему происшествии, способном вызвать пре­тензии и споры, затрагивающие третьи лица. Судовладелец вправе давать указания менеджеру возбуждать или оспари­вать дела в суде, предъявлять иски или производить иные процессуальные действия в связи с делами, возложенными на менеджера по данному соглашению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: