Демпинговые и антидемпинговые мероприятия

Демпинг- торговля по ценам ниже нормального уровня. Так фиксирует статья ГАТТ ВТО. Возникает неоднозначность в понимании нормального условия торговли: один принимает за нормальный уровень- существующий уровень цен на мировом рынке(биржевые котировки), другие – уровень цен в стране- экспортёре на величину большую на 20 %.

Цель демпинга: экспансия рынков.

Страны – участницы ВТО могут обжаловать факт демпинга в арбитражных органах ВТО. Ответные меры на демпинговые цены – введение дополнительных антидемпинговых пошлин.

Источником демпинга может являться – дискриминация цен, при которых внутренние цены выше мировых вследствие введения низких мировых цен за счёт высоких внутренних, т.е. распределение дохода(Япония).

Другим источником являются более низкие издержки производства (РФ, Украина - стальная продукция, цветные металлы, удобрения).

Демпинг является распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке и используется как метод захвата внешних рынков. Обычно речь идет о продаже экспортером своего товара на зарубежном рынке по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может быть в следующих формах:

Спорадический демпинг - эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и компания решает: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешний рынок по более низкой, чем внутренняя, демпинговой цене.

Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров, по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой.

Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко, обычно в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить

антидемпинговые пошлины - временный сбор разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга. Этому должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: