Внешний долг РФ

III

4.4

4.3

4.2

4.1

IV

3.4

3.3

3.2

3.1

III

II

D. Технические барьеры

C. Налоги

B. Контроль за безопасностью ввозимых товаров

A. Квотирование и лицензирование

D. Тарифные преференции

C. Порядок установления страны происхождения товара

B. Определение таможенной стоимости

A. Принципы формирования таможенной пошлины

  1. Нетарифные методы регулирования в РФ.

I

Методы – способы воздействия на объект с помощью определенных инструментов.

Существует несколько групп методов регулирования ВЭД:

1. Экономические методы – регулирование с помощью стоимостных рычагов и инструментов: цены, таможенные тарифы, налоги, сборы, надбавки за экспорт, импортные депозиты (сумма на расчетном счете к оплате этого импорта), кредиты, валютные фонды.

2. Административные методы – методы непосредственного вмешательства государства в процессы внешней торговли, базируются на силе государственной власти и выделяют: запрет, разрешение и принуждение.

Существуют также и другие классификации методов регулирования, например, в системе ГАТТ ВТО выделяются тарифные и нетарифные методы. Согласно классификации ЮНКТАТ - конференция по торговле и развитию - все меры делятся следующие категории:

Ø Тарифные

Ø Паратарифные – меры, которые повышают стоимость импортного товара на дополнительную величину по сравнению с таможенным тарифом. В РФ это сборы за таможенное оформление, сборы за хранение, сборы за сопровождение. Надо отметить, что статья 8 ГАТТ требует, чтобы эти сборы взимались в размерах необходимых для покрытия расходов по ним и не представляли бы дополнительных барьеров. Вторая группа паратарифных методов – дополнительные сборы – налоги на перевод иностранной валюты, гербовый сбор, сбор за импортную лицензию, статистический налог, налог на транспортное оборудование, на фонд развития экспорта. Третья группа паратарифных методов – статистические налоги. Четвертая группа – декретированная таможенная оценка – практика административного установления таможенной стоимости.

Ø Контроль над ценами. Выделяют: административное фиксирование цен импортных товаров, добровольное ограничение экспорта, антидемпинговые меры, компенсационные меры.

Ø Финансовые методы – ограничение использования иностранной валюты импортерами.

Ø Меры автоматического лицензирования – свободно выдаваемое разрешение на импорт.

Ø Меры количественного контроля – квотирование.

Ø Монополистические меры – представляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов.

Ø Технические меры – основаны на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символику, проверку, методы проверки, требования к упаковке, маркировке, этикетке.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов, Андрей Юрьевич.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459 на ФТС возложены следующие основные функции:

ü ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)

ü выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела

ü определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля

ü классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств

ü правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела

ü некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета. Так, за январь 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей.

Территориальная структура ФТС России:

Ø Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам Российской Федерации)

Ø Региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам Российской Федерации)

Ø Таможенные посты

Ø Таможни центрального подчинения (например, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.)

Основными направлениями развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2010 года являются использование системы управления рисками, предварительного информирования, электронного декларирования, выборочность таможенного контроля на основе широкого применения автоматизированных систем сбора, хранения и обработки информации. В этих условиях автоматизация технологий таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной и иной деятельности таможенных органов является приоритетным направлением совершенствования таможенного администрирования.

Проводимая работа невозможна без широкого обмена мнениями между специалистами таможенных органов, представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций, ведущих фирм - производителей технических средств и программного обеспечения.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Существуют следующие принципы формирования таможенной пошлины:

1. Рассмотрение таможенной пошлины как элемента налогообложения, т.е. величина таможенной пошлины должна учитывать величину внутренней пошлины на импортные товар и не носить законодательного характера.

2. Введение о снижении или повышении пошлины на товары, не имеющие отечественных аналогов, а также социально значимых товаров.

3. Зависимость величины пошлины от страны происхождения товара.

4. Тарифная эскалация – таможенная пошлина растет по мере роста степени обработки ввозимого товара.

5. Четыре уровня таможенных пошлин (5%, 10%, 15%, 20%) + 0%

Таможенная стоимость – служит для исчисления и взимания таможенной пошлины, суммы налогов, сборов и других платежей; а также для осуществления валютного контроля и ведения таможенной статистики. Определяется декларантом. Контроль осуществляет – таможенный орган.

Осуществляется следующими методами:

  1. По цене сделки с ввозимыми товарами
  2. По цене сделки с идентичными товарами
  3. По цене сделки с однородными товарами
  4. Вычитание стоимости
  5. Сложение стоимости
  6. резервный метод

Критерии установления страны – происхождения товара определяется Киотской конвенцией:

1. Товары, полностью произведенные в данной стране – полезные ископаемые, добытые на её территории; продукция растительного и животного происхождения, животные, растительная продукция, продукты охотничьего, рыболовного и морского промысла; вторичное сырье и отходы от производства в данной стране.

2. Критерии достаточной переработки - > 25% денежной стоимости – адвалорная доля, если в коде изменилась одна из четырех первых цифр – та, где произошло изменение.

3. Операции, которые не могут служить признаком для изменения страны происхождения – обеспечение сохранности товаров, простые сборочные операции, смешение компонентов без предания характеристик, отличающихся от исходных.

Документом, подтверждающим является – сертификат о происхождении товара:

v Предусмотрено в контракте

v Претендент на получение льготы или преференции

v Ограничен к ввозу

Тарифные преференции – льготы по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами – предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

Тарифные льготы:

· Возврат ранее уплаченной стоимости

· Освобождение от уплаты от уплаты пошлины

· Снижение ставки таможенной пошлины

· Тарифные квоты на преференциальный ввоз/вывоз

  1. Освобождение от пошлины:

ü Наименее развитые страны

ü Транспортные средства и их снаряжения, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа, пассажиров.

ü Предметы материально – технического снабжения для обеспечения российских или арендованных российскими лицами судов, ведущих промысел в мировом океане.

ü Товары для личного или официального использования представителями иностранных государств.

ü Валюты РФ, иностранная валюта, ценные бумаги.

ü Товары гуманитарной помощи для ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для государственных дошкольных бесплатных учреждений.

ü Товары для безвозмездной помощи, для технического содействия.

ü Транзит для третьих стран.

ü Товары физических лиц, не предназначенные для производственной и коммерческой деятельности.

  1. Тарифные преференции:

ü Для стран, входящих в свободную таможенную зону

ü Для группы развивающихся стран (0,75)

  1. Возврат ранее уплаченной стоимости – возврат НДС на экспортные товары.
  2. Таможенные квоты – за рамками квоты тариф может возрастать в два раза.

Система тарифных преференций основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией и странами, экономика которых, поддерживается Российской Федерацией. Преференциальные льготы на отдельные виды товаров, произведенных или глубоко переработанных в таких странах, предоставляются в виде полного освобождения от таможенных пошлин, или значительного снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Руководящим документом, позволяющим применять ставки ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации, является приказы ФТС России, определяющие список стран и коды ТН ВЭД товаров, на которые распространяется таможенные льготы. К списку таких стран относятся также страны СНГ, заключившие с Россией соглашения о свободной торговле. Документальным свидетельством, подтверждающим получение преференций, является сертификат происхождения, выписанный по особой, международно-согласованной форме – сертификат формы «А» или «СТ-1». Согласно Таможенного кодекса России таким сертификатом для иностранных производителей является сертификат формы А. Аналогичный документ, подтверждающий страну происхождения товара для стран СНГ называется сертификатом формы СТ-1

Квоты устанавливаются:

  1. На специфические товары, т.е. товары, определяемые отдельными ведомствами и министерствами (лекарственное сырье растительного и животного происхождения; дикие животные и дикорастущие растения; коллекционные материалы по минерологи, палеонтологии; полудрагоценные камни; информация о недрах; интеллектуальная собственность).
  2. требуют особого разрешения, т.е. согласно списку президента – товары двойного назначения (порох, наркотики, атомные технологии, оборудование, отходы, взрывчатые вещества, оружие, драгоценные камни, металлы и изделия из них, произведения старины и искусства).

Квотирование импорта – по этим же группам.

Лицензирование экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом товаров, а для экспорта или импорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства. 13 октября 1995 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Квотирование и лицензирование являются административными инструментами регулирования внешней торговли. В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности.

Количественные ограничения экспорта и импорта (квоты) могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ, выполнение международных обязательств РФ и др.

В соответствии с Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации можно выделить общие квоты: для государственных нужд, региональные, для аукционной продажи. Как правило, общие квоты устанавливаются Министерством экономики РФ по согласовании с соответствующими министерствами и ведомствами Российской федерации, а затем распределяются по регионам.

Контроль за безопасностью ввозимых товаров – был введен с 1.01.1993г. по следующим группам товаров:

§ Предметы одежды и обуви детского ассортимента

§ Детские игрушки

§ Парфюмерия, косметические средства

§ Посуда и товары, контактирующие с продуктами

§ Мебель

§ Стрелковое оружие

§ Строительная техника, материалы

§ Обувь для взрослых

§ Химические средства

Оценка безопасности и качества продукции осуществляется с помощью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов или стандартов.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоги:

Ø По отношению к экспорту – НДС возвращается

Ø По отношению к импорту – устанавливается НДС =>

НДС = [ (ТС + ТП) * НАЗ] * ННДС

Налогооблагаемая база на импортные товары выше, чем на отечественные на величину таможенной пошлины. Ставки одинаковы для отечественных и импортных товаров, также одинаковы списки льготного обложения НДС.

Согласно ФЗ «Об акцизах»: ставки на отечественные и импортные товары - разные; перечень товаров – одинаков.

До 2006г. налогоплательщики могли выбрать, когда им начислять НДС. Это можно было сделать на дату отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг либо на дату их оплаты. С 2007г. моментом определения налоговой базы является наступившая ранее из дат: день отгрузки или день оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг или передачи имущественных прав. Законом N 117-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2010г., предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Российские плательщики налога для обоснования правомерности применения нулевой ставки обязаны будут представить в налоговые органы подтверждающие документы. Отметим, что указанные дополнения не изменили порядка применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт. Налоговые вычеты по-прежнему производятся на основании счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значимость и величина существования технических барьеров повышается. Выделяют следующие барьеры:

· Санитарного характера (ветеринарные, радиационный контроль и т.д.)

· Экологизация продукции (уровень шума, вредные вещества в выхлопных газах)

· Административные процедуры прохождения товаров (несовпадение режимов работы таможен, процедуре оформления документов сопровождения товаров, осмотров)

Тема 6: Валютный рынок. Факторы формирования валютного курса.

План:

  1. Понятие и виды валютных рынков.
  2. Валюта. Валютный курс и его разновидности.
  3. Факторы, определяющие валютный курс.

I

Международная валютная система – форма организации международных денежных отношений, закрепленная межгосударственными договоренностями.

Мировая валютная система включает:

o Мировой денежный товар

o Валютный курс

o Валютные рынки

o Международные валютно-финансовые организации

o Межгосударственные договоренности

Валютный рынок – система экономических отношений по купле-продаже иностранной валюты. Выделяют:

Ø Глобальные валютные рынки (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт – на - Майне, Париж, Токио, Сингапур)

Ø Региональные (Европейский рынок – Цюрих, Американский – Чикаго, Нью-Йорк и т.д., Азиатский – Токио, Сингапур, Бахрейн)

Валютные рынки (организационно-техническая т.зр.) – современные системы средств телекоммуникаций и связи, компьютерных сетей, связывающие банки и биржи разных стран, осуществляющие валютные операции и обслуживающие международные расчеты.

Функции валютного рынка:

1) Обслуживание международного оборота товаров, услуг, капитала

2) Формирование валютного курса под влиянием спроса и предложения, причем валютный курс определяется последними крупнейшими торговыми сделками (не менее 1 млн. $)

3) Предоставление механизмов защиты от валютных рисков, от движения спекулятивных капиталов и их инструментов для целей денежно-кредитной политики Центрального Банка (банковские переводы, акцепты, чеки, векселя, аккредитивы)

По субъектам, оперирующим с валютой, выделяют следующие виды валютных рынков:

Межбанковский – прямой или брокерский

Клиентский

Биржевой (валютные биржи)

В странах с ограниченным валютным законодательством официальный валютный рынок дополняется: нелегальным черным и сырым валютными рынками (операции с неконвертируемой валютой).

II

Валюта – это способ функционирования денег, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения.

Котировка – фиксирование курса: прямое – за единицу принимается иностранная валюта.

Резервная валюта – это иностранная валюты, в которой Центральные Банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям.

Классификация валют:

Критерии Виды валют
По статусу Национальная, международная, иностранная, региональная
По отношению к валютным запасам других стран Резервная и прочие валюты
По режиму применения Свободно-конвертируемая, частично-конвертируемая, неконвертируемая
По видам валютных операций Валюта цены контракта; валюта платежа, кредита, клиринга, векселя
По отношению к курсам других валют Сильная (твердая) и слабая
По материально-вещественной форме Наличная и безналичная
По принципу построения Корзинная и обычная

Международная валюта – SDR – веса, которой отражают роль каждой валюты в международной торговле и платежах. Оценивается по величине экспорта товаров и услуг в каждой из стран и по величине активов в данной валюте, которые использовались странами-участницами МВФ.

Резервные валюты – опосредуют международную ликвидность, т.е. возможность страны обеспечивать свои краткосрочные внешние обязательства приемлемыми платежными средствами (официальные валютные резервы страны; официальные золотые резервы; резервная позиция в МВФ, т.е. право сраны-участницы автоматически получать безусловные кредиты в иностранной валюте в пределах 25% от её квоты; запасы золота и драгоценных металлов, если используются в международных операциях или заложены под получение валюты.

Валюта клиринга – функционирует только в безналичном виде, а источником является взаимное кредитование поставок странами-участницами платежного соглашения.

Валюта векселя – валюта, в которой выставили вексель. В международном обороте это обычно валюта кредитора или должника.

Сильная валюта – легко обращаются в другие виды валют.

Выделяют 2 группы факторов, определяющих валютный курс: Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).

  1. Долгосрочный характер:
    1. Базируются на денежно - количественной теории. Спрос на деньги определяется: М = , где V – ВВП, v – скорость обращения денежной единицы, р – цена. Спрос на деньги, прежде всего, определяется объемом производства(V), уровнем цен(p) и поведенческими коэффициентами(k), т.е. . Спрос на деньги – это величина подвижная.
    2. Теория о паритете покупательной способности – в условиях обмена происходит выравнивание цен на товары, тогда разница цен определяется курсом валют, тогда курс валют – соотношение цен в этих странах.

Pf = P$ * Ч => Ч$/f =

Из формулы количественного обращения денег, следует: P$ = M$ / (V$ * K$)

Pf = Mf/ (Vf * Kf)

Ч$/f = [Mf/ (Vf * Kf)] * [M$ / (V$ * K$)] = (Mf/ M$) * (V$/ Vf) * (K$/ Kf)

К структурным факторам относятся:

· Конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение;

· Состояние платежного баланса страны;

· Покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции;

· Разница %-х ставок в различных странах;

· Государственное регулирование валютного курса;

· Степень открытости экономики.

  1. К конъюнктурным факторам относят:
    1. Состояние платежного баланса – определение состояния расчетов страны с другими странами. Составляющим является торговый баланс.
    2. Процентная ставка (r): к примеру, в Лондоне – 4%, в Нью-Йорке – 3%.
    3. Фондовый рынок – рынок ценных бумаг.
    4. Политика Центрального Банка, а также высказывания и заявления первых лиц государства.

Тема 7: Платежный баланс.

План:

  1. Платежный баланс. Значение. Принципы построения. Основные понятия..
  2. Структура платежного баланса.
  3. Платежный баланс РФ: основные проблемы:

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: