Язык закона
Знание языка занимает особое место
– умение грамотно и профессионально строить общение и речевое взаимодействие
→ успешность проф. деятельности совр. юриста и профессионально важное качество.
Культура речи → престижность и статус ОВД в сознании общества
Общение в правовой сфере в соответствии с требованиями правовой культуры =
эффективность предварительного следствия и гражданских сделок,
престиж органов правосудия,
выполнение юристом его общественной функции.
Юрист – практический деятель в области права.
Юрист, не умеющий точно формулировать свои мысли облекать их в языковую форму, не может
четко строить систему доказательств,
делать логические выводы,
структурировать мысль.
Речевая деятельность представляет собой сложный процесс
Язык – средство
передачи информации
общения
воздействия
выражения эмоций
самовыражения.
1. Средство передачи информации: мы заключаем собственную мысль в языковую форму и постигаем мысль уже оформленной языковыми средствами.
2. Средство общения: язык обслуживает все сферы общественно-политической, официально-деловой, научной и культурной жизни.
несет на себе дополнительную нагрузку, выполняя:
1. конструктивную функцию – формулируя, выражая волю законодателя.
2. коммуникативную функцию – доводя волю законодателя до сведения лиц, органов и организаций – участников общественных отношений.
3. функцию повеления (волеизъявления, предписания) – которая определяется назначением права регулировать общественные отношения.
Культура письменной речи юриста предполагает нормативность и точность.
В уголовном судопроизводстве применительно к языку
понятию точность соответствует
принцип законности,
который заключается в том,
чтобы письменная речь следователя и судьи
отвечала требованиям процессуальных норм:
правильное наименование документа,
употребление формулировок и юридических терминов в предписанном законом значении.
Общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении.
В деловой жизни большинства людей процессы общения занимают 70–85% их рабочего времени
Виды общения:
1. межличностное и массовое общение
Межличностное общение - связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение - множество непосредственных контактов незнакомых людей; коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
2. межперсональное и ролевое общение
Межперсональное общение – участники общения - конкретные личности со специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и совместных действий.
Ролевое общение – участники - носители определенных ролей Человек не индивидуальность, а социальная единица с определенными функциями, действия диктуются исполняемой ролью.
3. доверительное и конфликтное
Доверительное общение – передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак многих видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
Конфликтное общение – характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
4. прямое и опосредованное
Прямое (непосредственное) - непосредственно между участниками и обладает возможностями эмоц. воздействия и внушения. Речевое диалог. / монолог. общение (беседы, переговоры, совещания, посещения публичных выступлений).
Опосредованное (косвенное) – непрямое взаимодействие при помощи доп. средств (письма, аудио- и видеотехники). + все внеречевые (и невербальные) каналы информации (жесты, мимику, позы, пространств. расположение, качество голоса, диапазон, тональность), темп речи, паузы, смех.
5.личное и деловое (информационное и целевое)
Информационное (личное) - обмен неофициальной информацией, люди общаются, чтобы обменяться информацией, получить удовольствие от общения: разговоры в гостях, в кругу друзей или родственников
Целевое (деловое) - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность, обычно профессиональную. Всегда направлено на достижение определенного результата, на решение задачи.