Может происходить в условиях различных ситуаций
Юрист в своей деятельности
Особенности делового общения сотрудника ОВД
Профессиональное общение (Деловое общение)
- Всегда целевое.
- Высокий уровень ответственности за не/достижение профессионально значимых целей.
- Один из самых массовых видов общения в мире
- Самая важная особенность – наличие определенных задач и целей
- Нельзя прекратить в любой момент без потерь в получении информации для обеих сторон
- Можно разделить на прямое (устная форма) и опосредованное (письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).
Проф. общение – процесс установления и поддержания прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию, между сотрудником и лицом, вовлеченным в сферу его профессиональных интересов.
цели и задачи общения
Цель ДО – достижение конкретного результата, решение определенной задачи.
|
|
определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности →
составляет законопроекты,
ведет дознание,
оформляет гражданские сделки,
выносит приговоры,
защищает права подсудимых,
следит за законностью судебных решений.
Деятельность юриста по производству следственных и судебных действий, по оформлению различных гражданских правоотношений связана с составлением:
÷ процессуальных актов, содержащих в себе определенное решение по делу или констатирующих ход и порядок следственных действий;
÷ различных гражданско-правовых документов.
сферы и ситуации общения, участники общения
Деловое общение сотрудников ОВД как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами,
1. Повседневное служебное общение:
1) беседы, встречи, переговоры;
2) прием посетителей;
3) совещания, собрания, заседания, конференции;
4) посещение организаций, учреждений;
5) посещение граждан по месту жительства;
6) дежурство, патрулирование, охрана;
2. Специфические формы служебного общения:
1) общение в служебном коллективе:
а) субординированные формы общения;
б) общение между коллегами;
2) общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;
3) деловые контакты с иностранными гражданами.
3. Экстремальные формы служебного общения:
1) в условиях конфликтной ситуации;
2) с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;
3) с задержанными, во время проведения следственных действий;
4) со спецконтингентом.
4. Невербальные и неспецифические формы общения:
1) публичные контакты с журналистами, интервью;
|
|
2) выступления по радио, телевидению, в печати;
3) телефон, телетайп, радиосвязь;
4) деловая переписка, резолюции.
Характеристики профессиональной деятельности
На стиль общения и поведенческие тактики сотрудника ОВД оказывает влияние характер проф. деятельности
Эти характеристики являются общими для всех профессионалов, работающих в сфере правоохранительной деятельности.
а) Нормативная регламентация
б) Властный характер профессиональных полномочий
в) Временные ограничения
г) Вынужденный характер общения
д) Ролевой характер общения
е) Повышенная стрессогенность
а) Нормативная регламентация –
Деятельность сотрудника ОВД четко регламентирована различными нормативными документами (УПК, Закон о полиции, Закон об ОРД, ведомственные нормативные акты).
→ определяют стереотипы поведения и общения
«+» фактор дисциплинирующий
«–» фактор, осложняющий выполнение проф. обязанностей –
· постоянный контроль за своими действиями,
· принятие решений в четко определенные сроки
→предполагает наличие определенных личностных характеристик и умения эффективно строить процесс общения и управлять им.
б) Властный характер профессиональных полномочий
Реализация властных полномочий нередко приобретает конфликтный характер
→ требует
· способности анализировать и прогнозировать последствия своих действий;
· эмоциональной уравновешенности, и в то же время решительности;
· при необходимости жесткости в действиях
· в то же время уважительного отношения к людям.
«–» может провоцировать на роль «хозяина положения», человека, определяющего и диктующего ход общения. В такой позиции сотрудник ОВД не видит личности собеседника или видит ее крайне односторонне.
в) Временные ограничения
Время на решение профессионально значимых целей и задач определено нормативными актами.
Временные и нормативные рамки ограничивают свободу маневра в общении, предполагают повышение его интенсивности.
→
«–» С отрудник ОВД может начать относиться к актам профессионального общения формально, в пределах «стандартных» бесед, не учитывая особенности личности собеседника.
«!» Профессионал же при дефиците времени, способен определить и реализовать наиболее эффективную для данной ситуации тактику общения.
г) Вынужденный характер общения
Ситуации проф. общения сотрудника ОВД носят, в основном, вынужденный характер для его собеседников.