Тема 3 Этика приветствия, представления и титулирования

1 Этические правила приветствия и представления.

2 Титулы и титулирование в деловом мире

Согласно общим правилам вежливости, первым приветствует:

• мужчина - женщину;

• младший - старшего;

• проходящий - стоящего;

• опаздывающий - ожидающего;

• входящий - находящихся в помещении.

Эти нормы, конечно, сохраняются и в деловом этикете, одна­ко деловая сфера вносит свои поправки: здесь пол и возраст, как критерии того, кто кого должен приветствовать первым, отступа­ют на второй план, а на первый план выступает должность.

Например, секретарь (женщина) первым приветствует своего руководителя (мужчину), стоящие и беседующие возле дверей высшего учебного заведения студенты первыми приветствуют проходящего мимо ректора и т.п., т.е. на первом месте должность: нижестоящий по должности первым приветствует вышестояще­го. Однако и здесь могут быть отступления от правил: например, молодой генеральный директор (мужчина), если он хорошо вос­питан, не станет дожидаться приветствия от своего заместителя по финансовым вопросам (женщины), а поздоровается с ней пер­вым, хотя она ниже его по должностному рангу.

Вообще, стоит заметить, что нет строгих правил того, кому с кем следует здороваться первым; обычно в повседневной деловой практике первым здоровается тот, кто первым другого увидел -если нет уж слишком большой разницы и в должностном ранге, и в возрасте.

Приветствуя женщину или старшего по должности или возра­сту, мужчина обычно встает - это предписывает светский этикет. Деловой этикет и тут вносит свои поправки: женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника (сотрудни­цу) вставая, - если входящий значительно выше по должности. То есть в данном случае неважно, кто приветствует - мужчина или женщина, и неважно, кого приветствует - мужчину или женщину; важно другое - лицо нижестоящее приветствует лицо вы­шестоящее вставанием.

При приветствии лучше всего пользоваться традиционным официальным "Здравствуйте".

"Доброе утро" принято говорить до 12.00 часов, "Добрый день" - до 18.00 часов, "Добрый вечер" - после 18.00 часов. (Три последних приветствия не рекомендуется обращать к вышестоя­щим лицам, хотя последние могут таким образом адресоваться к нижестоящим.)

Если обстоятельства таковы, что приветствие голосом неце­лесообразно - слишком большое расстояние или между здорова­ющимися есть стоящие или проходящие по коридору другие со­трудники, имеет смысл лишь обменяться поклонами.

Поклон - это не кивок головой, при поклоне голова фиксиру­ется в наклоненном состоянии на 1-2 секунды.

Поклон может быть формальным, вежливым, заискивающим, пренебрежительным, холодным, теплым, полным уважения, изящ­ным, глубоким.

На улице сотрудники приветствуют друг друга, руководству­ясь теми же правилами, однако мужчине следует приподнять шля­пу или хотя бы прикоснуться к ней рукой. Это правило не касает­ся других головных уборов.

Приветствие может сопровождаться рукопожатием, однако заметим, что при ежедневном общении каждый день пожимать руки друг другу не принято, обычно это делается, если сотрудни­ки не виделись какое-то время (например, рукопожатие после воз­вращения из отпуска).

При рукопожатии мужчина перчатку снимает, женщина - нет.

Первым руку протягивает:

• женщина - мужчине;

• старший по возрасту - младшему.

Но снова эти общепринятые правила этикета уступают в сфе­ре деловых отношений первенство другим, где главный крите­рий - должностной статус, т.е. руку первым протягивает стар­ший по должности. Отступления есть и здесь - президент компа­нии (мужчина) на деловом совещании должен первым протянуть руку рядовому сотруднику рекламного отдела (женщине), одна­ко он, будучи светским человеком, может не воспользоваться своим правом старшего по должности и помедлить с протягива­нием своей руки, давая возможность женщине первой сделать это, и лишь тогда пожать ей руку.

Для тех, кому трудно запомнить, кто и кому первым протяги­вает руку, сделаем маленькую подсказку: руку первым протяги­вает тот, кто "снисходит" до партнера, а "снисходит" тот, у кого более привилегированный статус в обществе, - это "прекрасный пол", человек более старшего возраста, или занимающий более высокую должность.

Рукопожатие не должно быть ни слишком сильным, ни слиш­ком слабым. Нельзя трясти или встряхивать чужую руку, сжимать ее двумя своими руками, протягивать лишь пальцы руки.

Что касается представления, то здесь в основе делового этике­та также лежат правила этикета светского.

Согласно деловому этикету представить кого-либо - значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает.

Для того чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий обязан быть знакомым с обеими сторонами.

Представляют:

• мужчину - женщине;

• младшего по возрасту - старшему по возрасту;

• имеющего более низкий должностной статус - имеющему более высокий должностной статус;

• одного сотрудника - группе сотрудников.

Назвав имя представляемого, следует назвать и того, кому представляем.

Если первое лицо (президент компании, директор, ведущий собрание или совещание) хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен это сделать следующим образом: идет на­встречу вновь прибывшему, они обмениваются рукопожатием, после чего президент (директор и пр.) говорит присутствующим: "Позвольте вам представить - господин Сергеев". Новоприбыв­ший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь при­бывший этого не делает, так как его уже представил президент компании. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно,чтобы не было необходимости переспрашивать.

При большой разнице в служебном положении представление проходит так: представляющий говорит: "Господин директор, позвольте Вам представить нашего нового молодого сотрудника в отделе рекламы - Сергея Кузнецова".

Представляющий, знакомя лиц одного пола, близких по воз­расту и служебному положению, может воспользоваться форму­лировкой: "Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги", не акцентируя внимание на том, кто кому представлен.

После представления, для подтверждения знакомства, обыч­но принято обменяться несколькими любезными общими фраза­ми, или непродолжительно побеседовать. Инициатива при этом -у женщины или лица более высокой должности, т.е. у того, кому представляли. Однако, если фразы, произносимые при представ­лении, носят отчетливо "верноподданнический" характер, их мо­жет произнести и тот, кого представляли - например, представля­емый не может удержаться от радостного восклицания: "Я так давно мечтал познакомиться (вариант - мечтал быть представ­ленным) с руководителем такой уважаемой фирмы!"

Однако хотелось бы предостеречь от произнесения дежурной формулировки "Очень приятно познакомиться". Ваш новый зна­комый волен подумать: "А почему, собственно говоря, приятно?"

Еще один нюанс: бывают случаи, когда представляющее лицо просто не нужно, его услуги не требуются. Вообще, представляю­щий нужен как гарант для обеих сторон, гарант достоверности данных, порядочности представляемых друг другу людей - его роль определяется правилами, идущими из глубины веков. Но в сегодняшнем деловом мире роль гаранта может выполнить орга­низация, в которой работают (или встретились на деловом мероп­риятии) сотрудники.

Пример: на совещание в головную фирму приглашены заве­дующие филиалами фирмы. Некоторые из них не знакомы друг с другом. Чтобы познакомиться, им совсем не надо искать кого-то, кто бы представил их друг другу, - они являются сотрудниками организации, которая и выступает в данном случае гарантом. Следует просто сказать: "Мы с Вами не знакомы, хотя и сидим уже час на этом совещании; позвольте представиться" (или: "Не возражаете, если мы с Вами познакомимся?"). Далее - обмен ви­зитными карточками.

Еще одна нетипичная ситуация: у Вас завязался разговор с незнакомым лицом, и это не сотрудник организации, однако Вы пришли к выводу, что хотите продолжить знакомство; протяните руку и назовите себя, предложите визитную карточку.

Еще одна деталь представления и знакомства. В прежние вре­мена (еще в начале XX в.) замужняя женщина считалась более уважаемым членом общества, чем незамужняя, поэтому незамужнюю женщину представляли замужней, пользовавшейся званием и титулом мужа. В современном деловом общества эта традиция не действует, она устарела. Незамужняя женщина, да к тому же еще и молодая по возрасту, тем не менее будет пользоваться ува­жением сообразно своему служебному положению (например, гла­вы фирмы), а есть ли у нее муж с определенными заслугами - не имеет значения.

Титул отражает положение человека в общественной и слу­жебной иерархии:

1. Титулы, связанные с занимаемой должностью, - господин министр, господин президент, господин директор, господин рек­тор. Можно отметить, что при личных контактах деловой этикет допускает употребление имени и фамилии сотрудника без титула. Однако если имеет место деловое мероприятие или письменное деловое общение, рекомендуется использовать при обращении титул.

Титулирование по должности целесообразно до того момен­та, пока человек данную должность занимает, - в отличие от на­учных титулов.

2. Титулы, связанные с научными званиями. Научные звания (доцент, профессор) присваиваются на основании соответствую­щих документов (аттестатов) пожизненно, поэтому таким титу­лом можно пользоваться по отношению к данному человеку по­стоянно. Например, если у сотрудника есть профессорский аттес­тат, к нему можно соответственно обращаться, используя титул "господин профессор", - независимо от того, какую должность он занимает, - в отличие от титулов, определяемых должностью.

Еще одна "милая" деталь титулирования в современном на­учном мире - титул "господин доцент" не применяется, если у че­ловека научное звание "доцент", по отношению к нему принято использовать титул "господин профессор".

3. Куртуазные титулы, которые применяются по отношению к членам королевских семей (король, принцесса), по отношению к лицам, осуществляющим управление страной или ее представля­ющим в других странах путем реализации функций дипломати­ческой службы (премьер-министр, министр, посол). Отметим, од­нако, что использование куртуазных титулов по отношению к перечисленным группам лиц не является обязательным, и в неко­торых странах подобные титулы вообще не употребляются.

Сохранились и используются в настоящее время куртуазные титулы, являющиеся принадлежностью к иерархии римско-като­лической церкви (Ваше святейшество, Ваше преосвященство).

Еще один куртуазный титул, дошедший до нас из глубины ве­ков, из времен первых студиозов, обучающихся в университетах, и обучающих их профессоров, - магнециций. Этим титулом обо­значается первое лицо высшего учебного заведения - ректор. Этот титул применяют в особо торжественных обстоятельствах.

Титулы помогают продемонстрировать уважение к тому, кого титулируют, и хорошие манеры того, кто титулирует. Однако из­быточное титулирование говорит как раз о плохих манерах, так как желание проявить подобострастие, заискивание не относится к числу лучших черт личности. Если при личном контакте подчи­ненный почти в каждой фразе употребляет титул "господин ди­ректор", это может выглядеть как "провинциализм" - в худшем смысле слова - и уж во всяком случае - как недостаток хорошего воспитания.

Но умеренное титулирование и даже иногда самотитулирова-ние приносит пользу, информируя присутствующих при личных контактах о наличии у данного лица прав на тот или иной титул.

Приведем пример уместного самотитулирования. Допустим, что секретарю ректора некоего университета звонит некто Джон­сон. Ректор, выслушав сообщение секретаря, не имеет ни малей­шего представления о том, какие вопросы могут быть у господи­на Джонсона к нему, ректору. Но если звонящий называет себя: "Говорит Генри Джонсон, профессор Мичиганского университе­та", - ректору сразу становится ясно, что круг интересов звоня­щего к нему, ректору, находится, скорее всего, в профессиональ­ной сфере. Здесь, как видим, самотитулирование и самопредстав­ление очень близки.

Что касается письменного делового общения, здесь титулиро­вание обязательно при обращении: "Господин профессор", "Гос­подин министр", "Господин главный редактор". Сокращения в титулировании при обращении недопустимы - нельзя написать "Господин проф." или "Господин дир-р".

При повседневных деловых контактах, особенно если они про­текают на примерно равном должностном уровне, титулы обыч­но опускаются, а к начальнику отдела или директору обращают­ся по имени и отчеству - без прибавления титула.

Интересно следующее требование современного делового этикета: если деловая женщина вышла замуж и поменяла фа­милию на фамилию мужа, она должна разослать письма-уве­домления своим деловым партнерам с указанием того, как те­перь следует к ней обращаться, т.е. какой должен быть исполь­зован титул.

4. Анонимное титулирование - это применение титула без обо­значения должностного, научного и проч. статуса.

В настоящее время принято использовать следующие аноним­ные титулы:

• в Германии - "Герр", "Фрау";

• в Великобритании и других англоязычных странах -"Мистер", "Миссис", "Мисс";

• во Франции и других франкоговорящих странах -"Месье", "Мадемуазель", "Мадам".

В России до 1917 года общеупотребительными в деловых кру­гах (и при устном, и при письменном общении) были титулы "Гос­подин", "Госпожа"; в последующие годы - "Товарищ", без раз­личения полов. В настоящее время, когда Российская Федерация вошла в мировое сообщество, приняв социально-рыночную сис­тему отношений, появились отчетливые желания и их практичес­кое воплощение вернуться к традициям дореволюционной Рос­сии, т.е. использовать в деловых контактах (а нас интересуют толь­ко они) титулы "Господин" и "Госпожа". В начале 90-х годов эту "новую старую" форму радостно приветствовали многие, а в де­ловых кругах - практически все. В настоящее время при письмен­ном деловом общении, в большей части случаев, вышеуказанная форма анонимного титулирования употребляется в сочетании с должностным титулом или фамилией: "Уважаемый господин ди­ректор!" или "Госпожа Киселева!".

Можно только приветствовать возврат к традициям. Ведь ано­нимное титулирование используется и между совершенно незна­комыми друг с другом людьми - для выражения взаимного ува­жения, установления доброжелательных, дружеских контактов, даже если они мимолетны.

В целом, используя титулы, в том числе и анонимные, следует придерживаться золотой середины: и отсутствие титулирования, и избыточное применение титулов равно нежелательны и не явля­ются демонстрацией хороших манер.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: