Значение средневековой философии

Полемика номинализма и реализма.

Средневековая схоластика не была монолитным единым учением, в ее недрах шла борьба между реализмом и номинализмом, двумя основными направлениями философии феодального общества. Это борьба велась вокруг проблемы общих понятий (универсалий). Фома Аквинский дает один из вариантов умеренного реализма. Он доказал, что общее, универсалии существует до вещей как индивидуальные прообразы предметов в божественном разуме. Номиналисты: Иоган Расцелин, Пер Абеляр, Дункан Скотт, в противоположность реалистам утверждают, что реально существуют только конкретные вещи с их качествами и свойствами, а общие понятия связаны лишь с человеческим сознанием. Номинализм представляет собой зародыш, характеризует направления в схоластике. Вместе с тем он лишь обнаруживает тенденцию материализма, но не отрицает Бога и его всемогущество.

Период поздней схоластики датируется XIV-XV веками. Критическое направление поздней схоластики развивал Вильям Оккам, его называет последним схоластиком. Он считал, что философия должна опираться не на догматическое Священное Писание, а на науку и разум. Ее предметом является не знание, а религиозная вера - это предмет теологии.

Этот английский мыслитель известен также формулировкой принципа мышления, названное " бритвой Оккама ". Он звучит так: "Сущности не следует умножать без необходимости применять против умозрительных схоластических суждений и построения, против "словесной мудрости". Оккам внес заметный вклад в развитие логики и методологии научного познания.

При анализе средневековой философии необходимо избегать высоко­парных и крайних суждений. Будет несправедливо отметить существенное развитие онтологии, логики, антропологии и теорию познания (гносеологию).

В чем ее значение:

- средневековая философия стала связующим звеном между Античной философией и философией ее времени, сохранила и развила ряд Античных философских идей, поскольку возникла на основе Античной философии;

- философия средних веков усилила интерес к теме человека, обратив особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание, а также разработала правила практического поведения христианина в мире, «измени не внешний мир, а самого себя, свою душу» - таково требование предъявляе­мое к человеку. Так же характерным является психологическая самоуглубленность философии;

- в творчестве ряда мыслителей, философия обрела более тесную связь с естественными науками: астрономией, физикой, математикой, меди­циной. Поэтому в позднем Средневековье и раннем Возрождении появляются обширные системы подобного знания;

- философия средних веков положила начало появления в будущем эмпирического знания и рационализма. Это явилось результатом практики номиналистов. Опирается на опыт (ведет к эмпиризму) и повышенного интереса к самопознанию (ведет к рационализму;

- в средневековой философии было обозначено немало идей получивших позже более широкое развитие (например: средневековье пробудило интерес к осмыслению исторического процесса, выдвинуло идею прогресса в истории и идею противоречий, двойственной сущности человека (тело и душа), идею оптимизма (вера в победу добра над злом и воскрешение);

- средневековая философия способствовала окончательному разделению идеализма на объективное и субъективное;

- способствовала расчленению философии на новые сферы и области знания, помимо онтологии оформилась гносеология как самостоятельное учение о познании. В теории познания была разработана методология познания, а также приемы и средства обучения и получения знаний. Также развитие получило герменевтика (истолкование смысла текстов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: