Сущность просветительства

XVIII столетие принято называть эпохой Просвещения в исто­рии общественной мысли и культуры человечества. Пафосом этого, времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого разума, в способности научного знания создать все предпосылки для существенного прогресса и решения острых социальных проблем. Это был век разума и света, осознававший себя эпохой расцвета науки и культуры, преодоления религиозного невежества и фанатизма, становления подлинной свободы человека. Передовые мыслители XVIII века видели в человеческом разуме основное орудие преобразования общества на началах социального равенства, справедливости и солидарности. Философия Просвещения носила оптимистический характер, что отвечало умонастроениям буржуазии как восходящего класса, обретавшего власть, силу и уверенность. Примечательно, что в эту эпоху философствования протекало не в форме трактатов академичных ученых, а с помощью популярных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, художественных произведений.

Просветительская философия была по преимуществу материалистической, если иметь в виду трактовку человека и окружающей его природы. Она развивалась в условиях зародившейся в то время в Европе промышленной (индустриальной) цивилизации. Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Наибольший размах это движе­ние получило во Франции, идейно подготовив французскую революцию (1789 — 1794) Идейные истоки французского материализма эпохи Просвещения находились в творчестве таких философов и ученых, как Демокрит, Ф.Бэкон и Р.Декарт, Д.Локк, в естествознании своего времени. Основной теоретической установкой француз­ских материалистов было стремление объяснить материальный мир из него самого, естественными причинами.

Материализм во французском Просвещении существовал в двух формах. Во-первых, это деизм, допускавший существование Бога, который якобы после сотворения им мира уже не вмешивается в его дальнейшее развитие. Это непоследовательный («половинчатый») материализм (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Э.Кондильяк). Во-вторых, имел место и последовательный («радикальный») материализм (Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах). Это воин­ствующий, атеистический материализм, который получил широкое распространение в то время. Следует заметить, что непоследовательность французского материализма проявлялась прежде всего в трактовке им исторического процесса. История общества объяснялась им преимущественно как порождение причин духовного порядка: «Мнения правят миром» (Ф.Вольтер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: