Рационализм как тип философствования

Рационалистическая традиция раннего Нового времени наиболее полно была представлена в рамках «континентальной» философии, в от­личие от английского эмпиризма. Рационализм развивался также в твор­честве Б.Спинозы и Г.Лейбница.

Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 — 1677) про­должал учение Р.Декарта. В своем основном философском труде «Этика» он исследовал тему природы человека, его свободы и по­знавательной деятельности. Свои основные идеи Спиноза изложил языком геометрии, ее аксиом и теорем.

Спиноза был убежден, что окружающий человека мир познаваем, а наиболее достоверное знание о нем несут идеи человеческого ума, представленные в математике. Субстанцией (основой) всего является Бог, присутствующий в природе в качестве ее универсаль­ной (всеобщей) причины. Бог и природа слиты и нераздельны. Фи­лософ подчеркивал, что бесконечная природа является причиной са­мой себя. Спиноза выделял в природе прежде всего такие ее корен­ные характеристики («атрибуты»), как мышление и протяженность. Отдельные вещи («модусы») конечны и изменчивы, они существуют благодаря внешним причинам. В природе нет творения, а существу­ет только естественное порождение. Субстанция всего (Бог) есть «природа творящая», а модусы — это «природа сотворенная».

Голландский философ отмечал, что ничто в природе не проис­ходит без причины. «Не существует, — писал он, — ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Все чувства, мысли и действия человека возникают под воздействием внешних причин на тело. Познание мира проходит в своем развитии» три сту­пени.

Первая — это чувственное восприятие внешнего мира, пред­ставления о нем. Второй ступенью являются рассуждения разума и получение мнений. И третья — истинное (интуитивное) и аналити­ческое знание, получаемое непосредственно разумом и независимое от чувственного опыта. Первая ступень характерна для повседнев­ной жизни с ее «беспорядочным» опытом, вторая ступень являет со­бой получение частичного знания, требующего к себе критического отношения, третья ступень предполагает получение целостного зна­ния, которое представлено в общих понятиях и отражает внутрен­нюю сущность вещей. Спиноза подчеркивал, что человеческий ра­зум бесконечен и неисчерпаем в своих проявлениях и возможностях.

В окружающем человека мире все происходит в силу необходимости как закона этого мира. Будучи частицей природы, человек, вынужден полностью подчиниться ее законам, которые обусловли­вают «естественный порядок» в ней. Свободная воля человека не­ возможна, поскольку люди включены в мировую цепь причинно-следственных связей. Эти связи порождают все человеческие аффекты (страсти) — желание, радость, печаль.

Страсти господствуют над людьми, а не наоборот они парализуют волю и подавляют стремление к свободным действиям. Бессилие человека перед свои­ми страстями есть, по определению Спинозы, рабство. Но несмотря ни на что, свобода человека все же возможна. Ее основным услови­ем является познание необходимости (причинно-следственных связей и законов в окружающей природе) средствами разума. Это тре­бует высших и достоверных знаний, что доступно лишь людям с философским складом ума. Важно, по словам голландского философа, «не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Неудивитель­но, что свободные люди всегда живут по разуму, а не по Богу. По убеждению Спинозы, истина находится не в Библии, а в разуме. Не­ свобода всегда порождается невежеством, предрассудками заблу­ждениями. Лишь знание расчищает путь к свободе через преодоление различного рода страхов и суеверий.

В Германии принципов рационализма придерживался Готфрид Лейбниц (1646 — 1717), ученый и философ. Основой его философского творчества было учение о монадах. Под монадой он пони­мал простейшую духовную неделимую частицу, из совокупности, ко­торых якобы и состоит мир. Монада сама по себе есть целый мир, активный и разнообразный. Каждая из них имеет индивидуальные свойства и не повторяет другие. Монады не воспринимаются орга­нами чувств человека. Из их сочетаний образуются предметы при­роды — физические, биологические и иные.

Человек является носи­телем монад-духов, которые наделены сознанием. Верховной монадой является Бог как нечто абсолютно совершенное и деятельное. Каждая монада обладает внутренней активной силой, что обуслов­ливает их самодвижение и развитие. Движение и жизнь, гармония буквально разлиты в окружающем мире. Иначе говоря, окружаю­щий человека мир рационально устроен и являет собой «гармонию сущности и существования».

В своей теории познания Лейбниц подчеркивал, что органы чувств позволяют постигать только лежащее на поверхности, внеш­нее. Законы мира и его причины могут быть по-настоящему позна­ны лишь усилиями разума. В связи с этим имеют место как бы две истины — «истина факта» и «истина разума», — которые выражаю две основные ступени познания — чувственную и рациональную. Особое значение играют логика и математика, в отличие от опи­рающихся на эмпирические факты естественных наук. Логика и ма­тематика (Лейбниц стоял у истоков математической логики) обеспе­чивают высшую степень аналитичности и достоверности знания. Познавательная деятельность представляет собой как бы раскрытие тех интеллектуальных задатков, которые даны человеку от рожде­ния.

Душа — это словно глыба мрамора, прожилки которой пред­ставляют собой прообразы и формы будущей «статуи», т.е. системы. знания. Познание есть творческая (созидающая) деятельность ума, в ходе которой раскрываются все новые и новые тайны окружающей природы. Непременным условием постижения истины немецкий ученый считал соблюдение закона достаточного основания, т.е. подтверждения выводов фактами, опытом.

Учение Г.Лейбница в основном завершает философский рацио­нализм XVII века. Однако дух рационализма того времени имел место не только в философии, но и в естественных науках. Примером этого может быть, в частности, творчество И.Ньютона, ставшего вершиной научного мышления раннего Нового времени.

Исаак Ньютон (1643 — 1727) — выдающийся английский ученый, сделавший в науке ряд крупных открытий (дисперсия света, законы механики и др.). Он явился создателем классической механики, которая объясняла развитие природы движением и столкновением физических тел. Основные направления его научного творчества (оптика, механика и математика, астрономия) были объединены им в единую науку, которую Ньютон называл «натуральной философией», а его девизом был тезис «Домыслов не сочиняю».

Английский ученый создал учение об абсолютном пространстве и абсолютном времени. Материя рассматривалась им как инертная масса, приходящая в движение лишь посредством воздействия внешних сил (земного тяготения). В полном соответствии с духом механицизма Ньютон рассматривал движение лишь как перемещение тел из одной точки пространства в другую.

Абсолютное пространство — это как бы огромное вместилище материальных тел, а абсолютное время представляет собой непрерывный мировой поток событий. Весь космический механизм вечен и неизменен, а запущен в движение он «...по намерению и власти могущественного и премудрого существа». Бог не растворен в природе, как утверждал панте­изм эпохи Возрождения. По Ньютону, Бог есть не душа мира, а его «властитель» и всемогущий «повелитель». В целом творчество английского ученого было примером причудливого сочетания научных наивно религиозных представлений о мире. Что же касается научных взглядов Ньютона, особенно его классической механики, то они в немалой мере способствовали формированию научной картины мира.

Как уже отмечалось, раннее Новое время в философии дало всплеск духа рационализма. Это было вызвано появлением элементов промышленности и началом первой научной революции. Рационализм в философии предстал как культ человека и его мысли тельных способностей. Реакцией же на него явился агностицизм начала XVIII века, представленный в творчестве английских философов Джорджа Беркли (1685 — 1753) и Дэвида Юма (1711 - 1776). Беркли утверждал, что материальный мир независимо от человека не существует, что имеют место лишь ощущения и восприятия человека. Мир являет собой всего лишь «комплекс» наших ощущении их комбинацию. Материя — это «пустое и красивое» слово, опор безбожного атеизма и предмет для «мелочных» дебатов философов.

Что касается идей, то они якобы даны человеку от Бога как высшей и мудрой духовной причины. Как и Беркли, Юм тоже полагал, что человек имеет дело не с внешним миром, а с потоком своих ощущений и представлений. «Нам ничего не известно об окружающем ми ре» — подчеркивал философ. Мы всего лишь соединяем или же разъединяем наши впечатления и тем самым как бы конструируем из них мир. Деятельность разума не выходит за рамки обманчивой видимости вещей, и в силу этого мир для человека остается непознанным.

Своеобразное место в истории философии XVII века занимает творчество французского ученого Блеза Паскаля ( 1623 — 1662). Он был одной из самых крупных фигур в естествознании своего времени. В частности, им было открыто атмосферное давление и сформулирован закон давления в жидкостях, изобретена первая счетная машина. Однако его философским взглядам был присущ скептицизм, переходящий в агностицизм. Паскаль подчеркивал, что мировая действительность явно превосходит познавательные возможности человеческого разума. «Непроницаемая тайна мира» несравненно сильнее безмолвного человеческого созерцания.

Конечное (человек) бессильно объять бесконечное (мир). «Да и что значит сам человек в этом мире?» — вопрошал философ. Его начало и конец неизвестен, а существование лишь краткое мгновение. По определению Паскаля, человек есть всего лишь «мыслящий тростник», «тень, промелькнувшая на миг». Он — слабейшее из всех творений природы, и его существование является хрупким и трагичным. Величие человека состоит лишь в том, что он способен осознать свое бессилие и свою заброшенность в эту «бесконечную бездну». Разум человека - это его главная сила, но и она не спасает перед необъятной властью мира. Единственное, что остается человеку, — так это признать наличие Бога: бесконечного, неизменного и непостижимого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: