Вольтер. Идеи свободомыслия и атеизма в философии

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694— 1778) был одной из самых ярких и талантливых фигур во французском Просвещении. Писатель и драматург, философ и историк, психолог публицист, он везде выступал страстным противником религиозного фана­тизма, борцом за веротерпимость и свободу людей. В своих мно­гочисленных произведениях Философические письма», «Рас­суждения о человеке» и других — всего 70 томов) он проявил себя в качестве разностороннего и смелого мыслителя. Термин «воль­терьянство» в последующем стал символом свободы мышления и гражданской смелости.

Главным объектом критического мышления Вольтера был рели­гиозный фанатизм (слепая вера в авторитеты и догмы) и связанная с ним идейная нетерпимость («ксенофобия»). Именуя религиозный фанатизм «гадиной», он страстно призывал «раздавить» его совме­стными усилиями всех просветителей. Люди вовсе не должны нахо­диться во власти невежественных предрассудков, они ведь вправе быть свободными.

В своем понимании материи Вольтер не был атеистом, а стоял на позициях деизма. Философ полагал, что сотворив однажды этот мир и наделив его законами, Бог в дальнейшем уже не вмешивается в существование мира. Именно Бог как верховное существо «вложил в планеты ту силу, с коей они передвигаются с запада на восток; именно он заставил планеты и солнца вращаться вокруг собствен­ной оси». Бог также начертал для всех тел единый закон, согласно которому все они одинаково тяготеют к своему центру. Наконец, он сотворил живые существа, коим даровал активную силу, с помощью которой они приходят в движение. В представлении Вольтера, Бог есть некий сверхъестественный механик, запустивший всемирный ме­ханизм, который далее функционирует уже по собственным законам. В последующем деизм Вольтера стал решительно преодолеваться в произведениях более радикальных французских просветителей (Ламетри, Дидро).

Материализм Вольтера проявился, в частности, в признании им большой роли ощущений и органов чувств в познавательной дея­тельности человека. Окружающий мир материален (вещественен), и самым надежным средством его познания является точное естество­знание. Оно дает сведения о множестве свойств материи и «скрытых пружинах» природы. Сам же человекэто произведение природы, венец ее эволюции. Он является телесным существом, способным чувствовать и мыслить, а его повседневная деятельность напрямую зависит от органов чувств, нервов и мозга. Без них психика человека невозможна, она угаснет, а затем и вовсе умрет.

Вольтер подчеркивал, что несмотря на свою биологичность и телесность, человек в большей степени является существом все же социальным, более утонченным даже в сравнении с высшими жи­вотными. Он способен с помощью своего разума познавать при­роду и практически преобразовывать ее, создавать цивилизован­ное сообщество. «Инстинкт деятельности» — это весьма совер­шенное и эффективное орудие для достижения человеком благо­получия и счастья. Человек оказался способен создать коллек­тивный образ жизни, предметы культуры и законы, семью и го­сударство, разнообразные формы искусства. Одним словом, он сотворил цивилизованный мир.

Французский мыслитель внес большой вклад в философское осмысление истории общества (его считают автором термина «философия истории»). Он полагал, что в центре внимания должна быть жизнь и деятельность простых людей, а не частная жизнь правителей. Важно исследовать и объяснить естественными при­чинами духовную культуру народов, их религию и мораль, искус­ство и философию.

История должна рассматриваться как всемирная, т.е. единая целостная, не сводящаяся к изображению якобы «богоизбранных» народов. Она представляет собой не­умолимый процесс развития материального производства, орудий труда и ремесел, торговли. История – это также и борьба мнений, как истинных, так и ложных (суеверия, предрассудки, фан­тазии). «Мнения правят миром», -подчеркивал Вольтер.

Они (идеи, идеологии) и приводят в движение исторический процесс, упорядочивают весь хаос событий и явлений в нем. Философ резко негативно относился к средневековой церкви, считая ее воплощением невежества и суеверия, мошенничества и варвар­ства, узурпации власти в обществе. По его оценке, христианская религия — это как бы сеть, с помощью которой мошенники уже более семнадцати веков опутывали глупцов; это кинжал, кото­рым слепые фанатики убивали своих собратьев свыше четырна­дцати столетий.

Несмотря на противоречивость и даже трагизм человеческой ис­тории, Вольтер все же верил в грядущее торжество сил разума и ци­вилизации. Новое состояние общества он связывал с развитием наук и ремесел, овладением гражданами знаниями и преодолением на этой основе суеверий и предрассудков. Вольтер мечтал о том, что наступит день, когда к управлению обществом придут философы, и тогда утвердится «царство разума». С помощью мудрого и просве­щенного государя общество избавится от несчастий и глупостей, от социальной несправедливости и неравенства. Вот тогда наступит эра свободы человека и веротерпимости («толерантности»), разум­ных общественных порядков и отношений между людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: