double arrow

Ж.Ж. Руссо о природе человека и его воспитании

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) в своем творчестве старался выразить интересы беднейших слоев французского общества, и поэтому в центре его внимания оказалась тема человека и проблема социального неравенства. В истории общественной мысли Руссо известен также своими трактатами по проблемам общественной мора­ли и теории воспитания (роман «Новая Элоиза», трактат «Эмиль, или О воспитании»), интересными суждениями о противоречивости исторического процесса, литературными произведениями. Так, он был убежден в том, что наука, культура и промышленность в своем развитии испортили нравы людей, нарушили естественную гармонию между человеком и природой. Как и все просветители, Руссо полагал, что народы останутся несчастными до тех пор, пока власть и мудрость не вступят наконец-то в союз друг с другом.

В своем произведений «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми» Руссо проанализировал источники социального неравенства в обществе. По мнению философа, он появилось не сразу и не на пустом месте. Происходило совершенст­вование орудий труда и распределение социальных функций в нем. Сформировалась семья, а позже и племена. Затем зародилась част­ная собственность, принесшая с собой раздор и вражду между людьми. Частная собственность на землю привела к имущественно­му неравенству, к появлению богатых и бедных и острому соперни­честву между ними. Сформировалась социальная поляризация в об­ществе, сопровождаемая постоянной войной за передел собственности. Появилось и государство как инструмент силы в руках богатых слоев.

Руссо подчеркивал, что с появлением государства развитие общества стало еще более противоречивым и конфликтным, воедино переплелись экономическое и политическое неравенство, появилось деление на господ и рабов. Сформировалась «цивилизация неравенства», сутью которой стало насилие человека над человеком, враждебность и отчуждение во взаимоотношениях между людьми. Угнетающей силой проявила себя и религия, возникшая в результате прямого обмана народных масс. В такой ситуации лишь антидеспотический переворот или широкое восстание народа смогут восстановить существовавшее ранее «естественное» состояние общества.

Что же нужно сделать, чтобы человек вновь смог обрести свободу? По убеждению Руссо, требуется достижение «гражданского» состояния, основанного на добровольном соглашении (договоре) людей, и правовой организации общества. В этом состоянии должно быть узаконено право каждого индивида на ча­стную собственность, а государство следует превратить в инст­румент защиты этого права. Государство должно быть республикой и не допускать существования ни богачей, ни бедняков. Сувереном в этом государстве станет народ; а его права будут неот­чуждаемы и неделимы ни с кем.

Высшим органом волеизъявления народа явится народное собрание, решения которого будут обяза­тельны для правителя и органов власти. Идея народного сувере­нитета стала ключевой в социальной философии Ж.Ж.Руссо. Под этим суверенитетом он понимал власть народа, власть для народа и осуществление власти самим народом. Излагая такой подход, Руссо тем самым выступал как предшественник Великой фран­цузской революции, идеолог революционно-демократических преобразований.

Будучи просветителем, Ж.Ж.Руссо уделял значительное внима­ние проблеме воспитания, поиску новых педагогических технологий и рекомендаций. Воспитание рассматривалось им как важнейшее средство формирования и развития у индивида высоких граждан­ских качеств и добродетелей. Французский мыслитель подчеркивал особую роль семейного воспитания, где ребенок мог бы быть огра­жден от воздействия негативных сторон социальной среды. Воспи­тание призвано готовить человека в качестве труженика, семьянина и гражданина, способного свято блюсти «гражданское» состояние общества. «У вас будет все, если вы воспитаете граждан», — подчер­кивал Руссо. По убеждению философа, цивилизация развращает нравы людей, и спасение от нее возможно лишь через возврат к «естественному состоянию» общества. Руссо выдвинул лозунг «Назад, к природе!», — призывая воспитывать в людях нравствен­ную неиспорченность, естественность и добродетель, другие поло­жительные качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: