Общественно-правовой идеал Просвещения

Во французском Просвещении преобладало идеалистическое понимание истории общества, кратко выраженное в тезисе Ф.Вольтера: «Мнения правят миром». Принимая этот тезис за истинный, Гольбах относил к числу важнейших причин социальной дисгармонии в обществе ложные взгляды в виде религии. По его убеждению, религия воспитывает «самовластных и безнравственных тиранов», а также «покорных и забитых рабов». Она освящает и оправдывает деспотичную власть как якобы данную свыше от Бога и отвечающую лишь перед ним, а не перед народом. Гольбах подчеркивал, что религия для того и придумана, чтобы порабощать народы и отдавать их во власть жестоких и безответственных правителей. Религиозный дурман гасит просвещение, подавляет разум и само желание человека быть свободным.

В обществе будущего частная собственность должна быть сохранена как экономическая основа существования человека, но нельзя допускать чрезмерного социального расслоения. Роскошь расслабляет тела и души, уничтожает нравственность и разрушает культуру общества. Справедливые законы призваны обеспечить свободу слова и печати, ведь любовь к свободе — это самая сильная, по убеждению Гольбаха, страсть любого человека.

Просвещенное правление в обществе возможно лишь при деятельном участии философов, которые будут воспитывать в людях лучшие человеческие и гражданские качества. Сам же государь должен быть всего лишь «уполномоченным» от граждан и выполнять их волю.

За народом должно быть закреплено право на неповиновение власти, если та проводит деспотичную политику Насилие и бунт по отношению к власти — это, конечно же, крайние средства в руках народа, если он доведен до несчастья и отчаяния, поэтому самый приемлемый путь становления справедливого общества — гражданский мир и согласие всех.

Просвещенное правление — это и есть такая модель общественного устройства, которая основана на принципе социальной гармонии, и поэтому она отвечает интересам всех членов общества. Счастье человека будет возможным не в одиночку, а лишь при условии благополучия других людей. Именно сотворение добра друг другу является подлинной дорогой к счастью. Гольбах подчеркивал особое значение таких гражданских качеств, как законопослушание, любовь к Отечеству. Настоящий гражданин должен бороться с предрассудками и социальным угнетением, которые мешают утверждению счастья всех людей. Торжество принципов «просвещенного» общества (разумность, свобода, справедливость) невозможно без активной позиции каждого гражданина. Счастье возможно лишь через альтруизм, т.е. бескорыстное служение людей друг другу, взаимопомощь и сострадание. Высокой человеческой моралью (верность, любовь, забота) должна быть пронизана и семейная жизнь — взаимоотношения между супругами, родителями и детьми.

Гуманизм на деле представляет собой «сгусток» таких добродетелей, как милосердие и доброжелательность, щедрость, доброта, терпение и снисходительность. Гуманизм также должен составлять основу взаимоотношений между правителями и подданными. И политика, и законы в обществе должны нести с собой дух человеколюбия и справедливости, утверждать добро и социальную гармонию.

Вместе с тем, французскому Просвещению, кроме достижений, были присущи определенные недостатки и слабости. В целом для него было характерно метафизическое (недиалектическое) понимание окружающей природы. Сам человек рассматривался как «плод» природной и социальной среды, некая сложная «думающая машина» со своими «мнениями». Просветители смотрели на исторический процесс с позиций идеализма, наивно полагая, что «мнения правят миром». Но несмотря на эти слабости, философия просветителей несла в себе большой познавательный и социально-критический потенциал. Это был последовательный и развитый для своего времени философский материализм, подчеркивавший свою противоположность религиозным суевериям и предрассудкам.

Проводя тезис о человеке как «продукте» окружающей среды, просветители тем самым призывали к радикальному изменению общественных порядков и устройству их «по-человечески», т.е. разумно и гуманно. «Ведь человек, — учили они, — рождается от природы ни добрым и ни злым, он становится таковым лишь в обществе».

Французское Просвещение исповедовало дух гуманизма и свободы человека от всех форм угнетения и деспотизма. Неудивительно, что учение французских материалистов о человеке и обществе явилось одним из идейных источников марксизма как теории революционного пре­образования мира в интересах человека труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: