РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Контрольные вопросы
1. Законы науки, способы их открытия и обоснования.
2. Знание и вера. Перечислите основные формы вненаучного познания.
3. Какова роль научной деятельности и ее роль в жизни общества?
4. Перечислите формы научного познания.
5. Когда и в связи с чем появилось понятие «философия техники»?
6. Основные виды научной рациональности.
7. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.
8. Какое явление И.В. Бестужев-Лада называет «киборгизация личности»?
9. Техника в контексте глобальных проблем современности. Как влияет развитие техники на формирование личной ответственности человека?
10. Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.
11. Духовные катастрофы в свете современной философии знания.
12. Каковы основные характеристики общества, основанного на знаниях?
13. Выявите положительные и отрицательные стороны виртуальной коммуникации.
14. Рассудите: А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро); Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. «Иду на грозу»). Дайте развернутый ответ.
|
|
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Наука и закономерности ее развития.
2. Преемственность в развитии научного знания и научные революции
3. Место творчества в научном познании.
4. Технологический детерминизм и технократизм.
5. Коммуникация и взаимопонимание в философских течениях.
6. Что такое «постматериальная» духовность информационного общества?
7. Какой тип коммуникации доминирует в современном обществе? Ответ обоснуйте.
8. Информационная культура личности.
9. Этика в технологическом обществе.
10. Проанализируйте проблему: человечество и сверхчеловечество: конец истории как обретение человечеством своего предназначения? (философские концепции XIX-XX вв.)
11. Социальная ответственность ученого.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. – Гл. 1, 2, 3, 4.
2. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.
3. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1996.
4. Кун Т.С. Структура научных революций /Пер. с англ. – М., 1975.
5. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
6. Фейерабенд П. Избр. Труд по философии науки /Пер. с англ. – М., 1974.
7. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 1977.
8. Пригожин И. Конец определенности: Время, хаос и новые законы природы /Пер с англ. – Ижевск, 1989.
9. Поликарпов В.С. История науки и техники: Учеб. Пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.
|
|
10. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ в. – М., 1997.
11. Сб. статей: Философия техники в ФРГ /Пер. с немец. – М., 1989.
12. Никифоров К.А. Наука. Технология: проблемы современного общества. / Изд. 2-е, доп. – Улан - Удэ, 1997.
13. Очиров Д.-Д.Э. Историко-методологическая реконструкция процесса формирования фундаментальных физических теорий. – С Пб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
14. Рациональность на перепутье. – М.: Росспэн. Кн.1. Рациональность. 1999.
15. Ускеев С.Ш. Время и пространство в социальной технологии саморазвивающегося человека и общества: Человечество на пути к постэкономическому состоянию. – Улан - Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.
16. Иноземцев В.Л. За десять лет к концепции постэкономического общества. – М., 1998.
17. Коробейникова Л.А.Метаморфозы техногенной культуры. – Томск, 1997.
18. Сб.: Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
19. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. – М., 1986.
20. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. – М., 1989.
21. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.
- Образ и трактовка человека в истории философии. Представление о совершенном человеке.
- Сущность и природа человека. Смысл его жизни. Проблема смерти и бессмертия.
- Человек в системе социальных связей. Понятие свободы и ответственности личности.
- Ценности человека и человечества. Роль духовных ценностей в жизни человека
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.
- Этика ненасилия и этика «благоговения перед жизнью».
- Культура как способ бытия человека в мире