Человек в системе социальных связей. Понятие свободы и ответственности личности

Соотношение личности и общества выражается в их противоречивости. Личность и общество можно представить как целое и часть. Личность — это единство физического организма и сознания. Общество — это совокупность индивидов. Личность имеет сознание — мозг. Общество не обладает материальным носителем сознания.

Общественное сознание функционирует на основе общения и деятельности индивидов и их духовности. Личность — это единство физических и социальных качеств физической и духовной культуры. Общество является носителем материальной культуры и духовной, а также носителем социальных качеств. Личность имеет свой внутренний мир, закрытый от других людей и достаточно локальный. Духовность общества есть выражение прежде всего типического в духовном мире его членов. Оно имеет открытый характер.

Личность функционирует и развивается по своим законам. Она имеет физический предел. Общество будет существовать до тех пор, пока будут сохранены природные и социальные условия нормального его функционирования и развития. К закономерностям взаимодействия общества и личности можно отнести:

1. определяющее воздействие социальной среды, опосредованное внутренним психическим миром человека;

2. активное влияние личности на социальную среду, общественные отношения;

3. становление и развитие общественных отношений, происходящее в процессе и на основе человеческой деятельности;

4. зависимость формирования сознания и творческой активности личности от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с другими людьми;

5. единство общения и обособления личности при ведущей роли общения как в процессе формирования, так и в общественной жизни. Взаимосвязь личности и общества в процессе исторического развития существенно менялась. В древних обществах личность была зависима от коллектива. Средневековье определяло взаимосвязь личности и общества сельскохозяйственной и ремесленной общиной, феодальной собственностью и религией. Смысл жизни связывался со стремлением к Богу, избавлением от греховности.

Возрождение провозгласило антропоцентризм и гуманизм как главные принципы взаимодействия общества и личности. Новое время утвердило свободу личности: экономическую, социальную, политическую и духовную. Человек получил широкие возможности для проявления себя в обществе. В каждую историческую эпоху существовала особая совокупность условий, которая определяла социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом. Исторически сложились три основных типа взаимоотношений человека и общества:

отношения личной зависимости; отношения вещной зависимости. Они возникают с образованием индустриального общества; отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в постиндустриальном обществе.

Таким образом, свою жизнедеятельность человек осуществляет в обществе преимущественно на основе сознания. Типовая характеристика личности дополняется признаками различий между людьми. Совокупность характеристик личности выражает ее индивидуальность.

История человечества предстает как процесс становления свободы человека и осмысления им жизни, как процесс все большего развития сущностных сил личности.

Человек как биосоциальное существо стоит как бы на стыке двух миров, двух типов объективной реальности. С одной стороны, будучи биологическим организмом, человек — неотъемлемая часть природы. В этом аспекте человек подчинен естественно-природным закономерностям. С другой стороны, человек благодаря трудовой деятельности создает «социальную природу», человеческое общество, управляющееся специфическими социальноисторическими законами.

Понятие свободы и ответственности

Одну из важных сторон смысла жизни занимает вопрос взаимодействия ее свободы и ответственности. В разговорном языке термин «свобода» имеет несколько значений. Она означает возможность человека мыслить и действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами и целями. Свобода означает личную независимость от кого или чего-либо, возможность действовать без ограничений. В обиходе термин «свобода» используется также для выражения состояния человека, легкости и непринужденности его движений, действий.

В философии свобода отождествляется с познанной необходимостью, закономерностью или движением человека к Богу. Многие мыслители считают свободу результатом преодоления трагизма человеческого существования или способностью принимать решения со знанием дела. Свобода определяется как власть человека над самим собой, а также совокупность разрешительных поступков и действий, выраженных нравственными и правовыми нормами.

Обобщенно можно определить свободу как возможность и способность человека, других субъектов действовать самостоятельно и независимо от других людей и обстоятельств по осуществлению своих интересов и целей, ответственно соотнося их с интересами и целями общества.

Популярность точек зрения на свободу и необходимость выражается в фатализме и волюнтаризме.

Фатализм — это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить 3 основных типа фатализма: бытовой,рационалистический, теологический.

Волюнтаризм — направление в социальной теории и практике, рассматривающее волю в качестве высшего принципа социального бытия и способа социального действия. Термин «волюнтаризм» употребляется для характеристики такой социально-политической практики, которая не согласуется с объективными законами исторического процесса, а определяется субъективными устремлениями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Свобода и необходимость, а также свобода и ответственность не являются антиподами. Их взаимосвязь предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости и ответственности. Социальная природа и сущность свободы наиболее четко выявляются в сопоставлении с ответственностью. Ответственность не является отрицанием свободы, а есть ее естественное дополнение и условие реализации.

Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной человеческой активности. Свобода есть возможность вариативного осуществления целеполагающей деятельности, способность самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели.

Ответственность обусловлена объективными требованиями к определенным действиям, мерой их осознания и субъективно поставленной целью, выбором способа и средств действия, необходимостью активно контролируемой и управляемой деятельности по достижению цели. Свобода порождает ответственность, ответственность «сопровождает» свободу.

Свобода в мышлении содержит 3 важных момента:

познание объективных законов природы, общества и мышления;

принятие решения, выбор цели и средств, ведущих к ее достижению, не в ущерб себе и обществу;

способность и возможность действовать самостоятельно по осуществлению своих интересов и потребностей, ответственно соотнося их с интересами общества.

Одним из проявлений свободы мышления является творчество, социальная значимость творческого мышления может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Достаточно правомерным будет поставить вопрос об ответственности личности за конечный результат ее мыслительной деятельности.

Проявление свободы и ответственности в общении выступает необходимым условием жизнедеятельности человека и представляет собой сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Он включает в себя процесс обмена информацией, выработку стратегии взаимодействия, стремление к сочувствию и пониманию другого человека. Важной характеристикой общения является его организационно-деятельный компонент, который отражает активность общения личности, связанную с взаимодействием людей, с организацией их совместной жизнедеятельности. В этот компонент входят умение выбирать по отношению к каждому человеку такую форму общения, которая наилучшим образом отвечала бы его индивидуальным особенностям, умение правильно воспринимать и учитывать критику, а также в соответствии с ней перестраивать свою жизнедеятельность.

Свобода есть там, где осуществляется осознанный выбор: выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор характера поступков в определенной жизненной ситуации и др.

Сама оценка выбора — это еще не свобода, а лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия, сам факт свободного действия связан с выбором альтернативы в ситуации выбора и ее реализации в деятельности. Выбор альтернативы поведения определяется мировоззренческими и конкретно целевыми установками человека, а они — характером практической деятельности человека и той совокупностью знаний, которой человек располагает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: