Тема 7. Обмен веществ и энергии

Цель лекции – изучение обмена веществ и энергии.

Ключевые слова – обмен веществ, энергия.

Основные вопросы:

1. Содержание обмена веществ и энергии.

2. Роль обмен веществ и энергии в развитии школьников.

Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельно­сти организма. Обмен веществ - характерный признак всех жи­вых существ. В процессе обмена веществ проис­ходят два противоположных и взаимосвязанных процесса; анабо­лизм и катаболизм.

Энергетические затраты организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток уровня обменных процессов, назы­вают основным обменом.Основной обмен у де­тей интенсивнее, чем у взрослых. У детей 8-9 лет основной об­мен в 2-2,5 раза больше, чем у взрослого. Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков.

Нормальная жизнедеятельность организма воз­можна только тогда, когда весь этот расход компенсируется ве­ществами, поступающими с пищей. Источником органических веществ служат питательные вещества. Питательным веществам относят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Эти вещества организм по­лучает в виде пищевых продуктов (мясо, молоко, хлеб, крупа, овощи и др.).

Обмен веществ и энергии - особенность живой природы и основной функция организма. В процессе обмена веществ в организм поступают различные энергосодержащие питательные вещества и выделяются продукты распада. Из вновь поступивших химических веществ организм строит новые клетки и их составные части. Это пластические процессы, или процессы ассимиляции. Одновременно с этим в организме происходят процессы разрушения старых клеток и их составных частей, т. е. идут процессы диссимиляции, или распада. В результате этих процессов организм освобождается от «изношенных, негодных своих частей» и получает энергию, необходимую для его жизнедеятельности.

Основные особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков. Процессы ассимиляции и диссимиляции в здоровом взрослом организме находятся в динамическом равновесии. В детстве, когда происходит усиленный рост, преобладают процессы ассимиляции, в старости — процессы диссимиляции. Эта закономерность может нарушаться в результате различных заболеваний и действия других экстремальных факторов окружающей среды.

Энергетически затраты организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток уровня обменных процессов, называют основным обменом.

Основной обмен определяют у человека:

- в состоянии мышечного покоя – лежа;

- натощак;

- при температуре окружающей среды 18-200 С

Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. Динамика основного обмена с возрастом тесно связано с энергетическими затратами на рост. Энергетические затраты тем больше, чем моложе ребенок.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых?

2. Как влияет голодание на обменные процессы?

Рекомендуемая литература:

1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.:Просвещение, 1990.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высш. шк., 1985.

3. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.

4. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.

6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.

7. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.

8. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.

9. Физиология развития ребенка /под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.

10. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 1999.

11. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб., 2000.

12. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2000.

13. Физиология сенсорных систем /Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Я.А. Альтмана. – СПб., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: