double arrow

Тема 10. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся


Цель лекции – изучение влияния условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся.

Ключевые слова –условия обучения, здоровье.

Основные вопросы:

1. Школьная мебель и ее использование.

1.1. Посадка за партой (учебным столом).

1.2. Подбор мебели.

1.3. Расстановка мебели.

Школьная мебель и ее использование. С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой (столом) от 4 до 6 ч в младших классах и от 8 до 10 ч в старших классах. Вместе с тем статическая выносли­вость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5—7 мин, а у второклассников через 9—10 мин сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и неподвижное стояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5—7 мин. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе, пио­нерском лагере, а также рабочей позой при обработке древесины и металла.




Большая статическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника. В этих случаях учащийся также не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается и осанка.

Специальными антропометрическими исследованиями было выявлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые используются для установления функциональных размеров мебели и их оптимального соотношения, при колебаниях длины тела детей и подростков в пределах 10—15 см существенно не отличаются. В начале 70-х годов для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой изготов­лялись парты и комплекты ученических столов со стульями пяти групп: А, Б, В, Г, Д. В 1985 г. разработан и принят стандарт СЭВ «Мебель школьная». Введена новая нумерация и цветовая маркировка мебели. Предусмотрено изготовление шести номеров парт и комплектов ученических столов со стульями (табл. 1). ГОСТ обязывает все фабрики, мебельные комбинаты и другие производства при изготовлении мебели выдерживать установленные размеры, тип и отделку мебели.

При ремонте парт, столов и стульев школы также обязаны руководствоваться раз­мерами, указанными в ГОСТе на парты, ученические столы и стулья.

1.1. Посадка за партой (учебным столом). Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой — нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение — создаются при правильной посадке. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку стула (скамьи), ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство в 3—4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобед­ренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе.



Антропометрические и физиологические исследования указы­вают, что несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы наклона звеньев корпуса и положения конечностей облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему школьников. Правильная поза учащихся во время занятий должна вырабатываться с первых дней посещения школы. О правильной позе следует постоянно напоми­нать учащимся в школе и дома, и не только в I—IV, но и V—IX классах.

1.2.Подбор мебели. Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3—4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту. Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и асимметрия плеч, как показали исследования, отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за столы более низкие, чем требуется, асимметрия плеч регистрировалась у учащихся в 70% случаев. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной асимметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половин тела. Изменения такого же характера наблюдались при использовании мебели, имеющей прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.



В случаях несоответствия мебели анатомическим параметрам в пределах 3—4 см наибольшие функциональные сдвиги, частые резкие нарушения позы и жалобы на неудобство мебели наблюдаются у школьников при использовании меньших размеров мебели по сравнению с требуемыми по длине тела, нежели при обратном соотношении. Поэтому если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, номера.

Изготовление парт предусмотрено только для оборудования I—IV классов. Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты, скамейки или другую мебель без спинок (разрешается только в мастерских).

Ориентировочно для оборудования учебных помещений однокомплектных школ, как показали измерения учащихся в городах, рабочих поселках и сельской местности II—IV климатогеографических зон, требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Для начальных классов ориентировочно требуется двухместных столов; в I классе группы (номера) А — 12 и группы В — 3, во II классе соответственно 10 и 5, в III — 7 и 8, в IV классе группы Б — 12 и группы В — 3.

Учебные кабинеты для учащихся V—XI классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столов каждой группы (номера) определяется количеством кабинетов на предмет.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы: II—III, III—IV, V—VI и т. д. При этом в помещение, предназначенное для II—III классов, ставят 2—3 парты группы А, 15—16 группы Б и 2—3 группы В. Такое соотношение мебели трех групп позволит рассадить большинство детей как II, так и III класса в соответствии с ростом.

Измерение роста учащихся для определения требуемого номера мебели. Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см начиная от 130 см. В промежутках между делениями последовательно проставляют все группы (номера) ме­бели: до 130 см наносят группу А, от 130 до 145 см — группу Б, от 145 до 160 см — группу В, от 160 до 175 см — группу Г и от 175 см и выше — группу Д.

Произведя измерение роста с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около рейки. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 1—2 см на обувь.

1.3. Расстановка мебели. Мебель меньших размеров (групп, номеров) ставят ближе к классной доске, а мебель больших размеров— дальше. Например, первой во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, второй — группы Б, третьей — мебель группы В и т. д.

В тех случаях, когда возникает необходимость ближе к классной доске поставить мебель больших групп (номеров), ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду.

Рабочие места в классах и учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями слуха. Необходимо помнить и о правильной расстановке мебели для учащихся с пониженной остротой зрения.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во второй половине года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Между рядами столов (парт) и степами учебного помещения соблюдаются установленные расстояния.

В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие:

1) от наружной стены до первого ряда столов (парт) – 0,5 м;

2) от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) – 0,5м;

3) от задней стены до последних столов(парт) — 0,65 м;

4) от классной доски до первых столов (парт) — 2 м;

5) между рядами – 0,6 м.

За соблюдением расстояния между наружной стеной и первым рядом парт требуется следить особенно строго. Ведь обе стороны тела ученика, сидящего в первом ряду, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые условия, и это отрицательно сказывается на механизме терморегуляции. Пульс ученика, сидящего около горячего радиатора, учащается, температура тела повышается. Количество острых респираторных заболеваний и ангин среди учащихся, сидящих в первом от окон ряду, в 3 раза больше, чем среди школьников, рабочие места которых находятся в глубине помещений.

В классных комнатах и кабинетах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м. Только в этом случае при длине доски 3 м учащимся, сидящим за первыми столами в первом и четвертом рядах, может быть обеспечен «угол рассматривания» не менее 30°. Другие расстояния в таких учебных помещениях должны быть следующие: от окон до первого ряда столов — 0,5 м, ширина проходов между рядами — не менее 0,6 м, от последних столов до шкафов, расположенных вдоль задней стенки,—0,8 м.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что относят к школьной мебели?

2. В чем особенность посадки за партой (учебным столом)?

3. По каким критериям необходимо подбирать школьную мебель?

4. Как необходимо расставлять в аудитории мебель?

Рекомендуемая литература:

1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.:Просвещение, 1990.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высш. шк., 1985.

3. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.

4. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.

6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.

7. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.

8. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.

9. Физиология развития ребенка /под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.

10. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 1999.

11. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб., 2000.

12. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2000.

13. Физиология сенсорных систем /Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Я.А. Альтмана. – СПб., 2003.

Тема 11. Гигиенические требования к зданиям, классам, воздушной среде, освещению учебных помещений и оборудованию школ

Цель лекции – изучение гигиенических требований к зданиям, классам, воздушной среде, освещению учебных помещений и оборудованию школ

Ключевые слова –воздушная среда, учебное помещение, школьное оборудование

Основные вопросы:

1. Гигиенические требования к организации труда учащихся.

2. Гигиенические требования к инструментарию в школьных мастерских.

3. Гигиенические требования к инструментарию в школьных мастерских.

4. Гигиенические требования к ранцам и сумкам.

5. Гигиенические требования к письменным принадлежностям.

Гигиенические требования к организации труда учащихся. Знакомство детей с оборудованием для занятий по труду следует сопровождать указаниями о правилах их безопасного использования.

Основным колющим и режущим инструментарием для выполнения учащимися I—IV классов разных поделок служат:

А) ножницы 118—120 мм длиной с закругленными концами, с длиной режущей поверхности 70 мм. Рычаги ножниц должны двигаться свободно без усилий, а режущие поверхности должны быть хорошо отточенными.

Б) нож массой 75 г, длина клинка 60 мм, ширина 18 мм. Лезвие хорошо заточено. Ручка 85 мм из дерева твердой породы или пластмассы, хорошо отполирована;

В) шило стальное длиной до 40 мм. Длина ручки 85 мм, а диаметр утолщенной части 3о мм. Ручка должна изготовляться из отполированного дерева или пластмассы.

Для выполнения картонажных работ следует использовать картон толщиной не более 0,5 мм, легко поддающийся резанию по прямым и закругленным линиям; для лепки лучше использовать пластилин. Освоение учащимися навыков пиления, строгания, долбления также лучше начинать на податливой древесине: сухих без сучков досках и брусках из мягких пород дерева (липа, сосна, ель).

Столярная мастерская оборудуется столярными верстаками и станками по обработке дерева (токарный, сверлильный и др.). Устройство верстаков должно допускать приспособление их по высоте не менее чем для трех групп роста учащихся. Установлено, что для учащихся ростом до 127 см высота верстака должна быть 65 5 см, для учащихся ростом до 128—133 см — 70,5 см, а для учащихся ростом до134-141 см - 77,5 см.

Слесарно-механические мастерские оборудуются многомест­ными верстакам и станками: токарно-винторезным, настольно-сверлильным, заточным и др. Высота слесарных верстаков до губок тисков в соответствии с тремя группами роста учащихся предусматривает 75, 80,5 и 88 см.

В случаях несоответствия высоты верстаков или станков росту учащихся используют специально сделанные подставки с изменяющейся высотой.

Правильное положение тела в зависимости от характера выполняемой физической работы достигается:

1) прямым положением* корпуса и небольшим наклоном головы;

2) симметричным положением тела, а в случаях необходимости асимметричного положения - частым изменением этой позы;

3) одинаковой нагрузкой на правую и левую половину тела;

4) равномерным упражнением обеих половин тела;

5) устойчивым положением;

6) недопущением сдавливания органов грудной и брюшной полости;

7) отсутствием перенапряжения органов зрения.

Станки и верстаки размещают в мастерских с учетом педагогических требований и правил по технике безопасности. Минимальное расстояние между станками допускается 0,8 м, а между рядами станков 1,2 м. Движущиеся части станков во избежание травматизма учащихся закрывают защитными приспособлениями. Заточный станок должен иметь защитный экран. По задней стенке слесарных верстаков устанавливают металлическую сетку с мелкими ячейками. Высота сетки 0,75 м. Сетка предохраняет от осколков, отлетающих при обработке деталей.

В числе оборудования мастерских предусматривается аптечка с перевязочным материалом и медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи при ожогах и ранениях (стерильные бинты, марля или индивидуальные пакеты, вата, йодная настой­ка, перманганат калия, перекись водорода, раствор бриллиантовой зелени).

Особое внимание должно быть уделено кабинетам, где производится обучение учащихся машинописи. Используются специальные столы (62, 66 и 69 см) соответственно росту учащихся (150— 159, 160—169, 170 см и выше). Длина крышки стола 90 см, ширина 50 см. Ширина пространства для ног 40—45 см. Высота стульев должна соответствовать высоте столов (41, 44 и 47 см).

Гигиенические требования к инструментарию в школьных мастерских. Инструментарий, которым пользуются в школьных мастерских при освоении простейших навыков обработки дерева и металла, по массе и размерам должен соответствовать размерам рук школьников и размахам рабочих движений. Использование инструментария, не отвечающего возрастным особенностям и возможностям, приводит к быстрому утомлению детей и подростков, отрицательно влияет на их осанку, не обеспечивает освоения правильных движений, неблагоприятно отражается на сердечно-со­судистой системе и вынуждает затрачивать большую силу. Во время занятий ручным трудом рекомендуется пользоваться специаль­ным инструментарием.

Гигиенические требования к садово-огородному инвентарю. Садово-огородный инвентарь, применяемый при работах на пришкольном участке или на сельскохозяйственных работах, по массе и размерам также должен соответствовать основным пропорциям тела учащихся и их возрастным возможностям. Во избежание возникновения у школьников асимметрии плечевого пояса им рекомендуется переносить тяжесть одновременно в двух руках.

Ведра и лейки изготовляют емкостью 2—3 л или 4 и 6 л. Для детей 8—9 лет должны быть лейки малой емкости, а если их нет, то используют 4-литровые лейки, только воды в них нали­ают на 1,5 л меньше, чем для детей 11 —13 лет, для чего на корпусе наносят соответствующую метку.

Для вскапывания почвы используют лопаты, имеющие различную режущую грань (прямая, полукруглая и остроугольная) с толщиной лотка 2 мм. Для учащихся младшего, среднего и стар­шего возраста установлены определенные размеры лопат: для учащихся 8—9 лет длина ручки 600—650 мм, ее диаметр 30 мм и размер лотка 210X140 мм, а для 15—17-летних школьников соответственно 770—800 мм, 32—35 мм и 250x170 мм.

Грабли железные и деревянные рекомендуется применять двух размеров: для учащихся младшего школьного возраста 8-зубовыежелезные и 7-зубовые деревянные, а для учащихся среднего и старшего возраста 10-зубовые железные и 9-зубовые деревянные. Мотыги также применяют двух размеров: размер бойка для учащихся младшего возраста 100x90 мм, для учащихся среднего и старшего возраста 125x100 мм. Ручки делают овальной формы: их удобнее держать и при работе они не выскальзывают из рук. Длина мотыг должна соответствовать росту учащихся: для уча­щихся младшего школьного возраста длина ручки не должна пре­вышать 110 см, а для учащихся среднего и старшего школьного возраста 140 см.

Помимо указанных размеров, необходимо, чтобы масса используемых детьми младшего школьного возраста лопат, мотыг, метел, щеток, граблей не превышала 400—600 г.

Носилки и тачки, которые школьники используют при переноске и перевозке груза, также должны своими габаритами и массой соответствовать возможностям учащихся младших классов. Предельная общая масса переносимого груза вместе с носилками для младших школьников 6—8 кг. Учащихся младших классов нужно приучать правильно переносить груз на носилках: согласо­ванно двигаться во время ходьбы и одновременно, переворачивая носилки, высыпать груз.

В случаях необходимости выполнения работ с переносом и передвижением тяжестей (уборка фруктов, овощей и их погрузка) необходимо соблюдать следующие гигиенические требования: такая работа не должна занимать более 1/3 рабочего времени, а переносимые тяжести не превышать: для подростков и юношей 14 лет — 6 кг, 15 лет —8,2 кг, 16 лет—12 кг и 17 лет—16,4 кг, а для девушек соответственно 6 кг, 6,8 кг, 8 кг и 9 кг.

Гигиенические требования к ранцам и сумкам. Ранцы служат школьникам для переноски книг и тетрадей. Ранцы (заплечные сумки) являются более гигиеничными, потому что при их ношении нагрузка распределяется равномерно на плечевой пояс, а это сохраняет симметричное положение тела. Размеры ранца для учащихся I—IV классов должны быть следующими: длина 300—360 мм, высота передней стенки 220—260 мм, ширина 60—100 мм, длина плечевого ремня 600—700 мм, ширина плечевого ремня в верхнем отрезке 35—40 мм, масса не более 700 г.

Для изготовления ранцев используют легкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой материал, яркий по цвету, хорошо поддающийся очистке, морозоустойчивый.

Гигиенические требования к письменным принадлежностям. Специальные исследования гигиенистов и наблюдения педагогов подтвердили целесообразность применения учащимися, в том числе начальных классов, школьных ручек с автоматической подачей чернил. В этом случае увеличивается скорость письма, что позволяет выполнить больший объем упражнений и тем самым способствует лучшему усвоению материала.

Ручки и карандаши изготовляют определенной длины и диаметра, с тем чтобы учащемуся было удобно писать. Ручки диаметром менее 7 мм вынуждают делать сильный нажим, что утомляет учащихся, а диаметром более 10 мм — выскальзывают из рук и осложняют движения. Школьные авторучки с автоматической подачей чернил изготовляют из пластмассы. Длина их 142—150 мм, диаметр не более 10 мм, масса не более 10 г, перо предусматривается открытое, средней жесткости. Разрешается пользоваться также круглыми ручками с шариковыми стержнями. Из карандашей более всего отвечают гигиеническим требованиям круглые карандаши средней твердости, оставляющие на бумаге четкую, неразмазывающуюся линию. Длина ученического карандаша около 180 мм, диаметр 7—8 мм.

Чернила применяют интенсивно-черного, темно-фиолетового или темно-синего цвета, легко стекающие с пера и быстро высыхающие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы гигиенические требования к организации труда учащихся?

2. Каковы гигиенические требования к инструментарию в школьных мастерских?

3. Каковы гигиенические требования к ранцам и сумкам?

4. Каковы гигиенические требования к письменным принадлежностям?

Рекомендуемая литература:

1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.:Просвещение, 1990.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высш. шк., 1985.

3. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.

4. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.

6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.

7. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.

8. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.

9. Физиология развития ребенка /под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.

10. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 1999.

11. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб., 2000.

12. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2000.

13. Физиология сенсорных систем /Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Я.А. Альтмана. – СПб., 2003.







Сейчас читают про: