Супранациональное регулирование ВЭО

Законы более общего характера, имеющие в той или иной части отношение к ВЭД.

Эта группа законов более обширна. Данные законы содержат нормы, регламентирующие те или иные стороны ВЭД в увязке с более общими хозяйственными, финансовыми, социальными, транспортными, информационными и другими вопросами. В частности, сюда относится Гражданский кодекс РФ, в котором содержится немало глав, касающихся как внутрихозяйственных, так и внешнеэкономических вопросов: В частности:

Глава 9 Сделки (понятие. Виды и формы сделок, их недействительность).

Главы 21-26. Понятие и стороны обязательства. Исполнение обязательств.

Главы 27-29 Понятие и условия договора. Заключение договора. Изменение и расторжение договора.

Главы 30-31. Купля-продажа. Мена.

Глава 34. Аренда.

Главы 37-42. Подряд. Выполнение НИОКР и технологических работ. Возмездное оказание услуг. Перевозка. Транспортная экспедиция. Заем и кредит.

Главы 46-49. Расчеты. Хранение. Страхование. Поручение.

Главы 51-54. Комиссия. Агентирование. Коммерческая концессия.

Для практической реализации принятых ФЗ принимается огромное количество подзаконных нормативных актов. Это постановления и распоряжения Правительства РФ, межведомственные и ведомственные инструкции, правила, приказы, распоряжения, указания, положения, письма и др. нормативные акты, издаваемые Минэкономразвития, ФТС, ЦБ по отдельным вопросам ВЭД.

Характерный пример межведомственного нормативного акта, имеющего непосредственное отношение к ВЭД, являются рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме ВТ контрактов, утвержденные 29 февраля 1996 г. МВЭС по согласованию с ГТК. Они были разработаны во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16.01.1996. А ЦБ РФ письмом от 15.07.1996 г. предложил всем уполномоченным банкам учитывать положения рекомендаций при принятии контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов сделок, а также рекомендовать клиентам банков руководствоваться Рекомендациями при заключении внешнеторговых сделок.

Наряду с федеральными нормативными актами во многих субъектах РФ приняты законы и постановления региональных органов власти по вопросам ВЭД.

Регулирование процессов осуществления ВЭО может проводиться на нескольких уровнях:

- национальный уровень – регулирование осуществляют национальные органы страны, резидентом которой является участник ВЭД;

- межгосударственный уровень – регулирование посредством межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений;

- международный уровень – деятельность и регламентации международных организаций, носящие универсальный характер.

Разработкой единообразных правил общего характера относительно заключения и исполнения внешнеторговых сделок занимаются 3 группы организаций:

1. Межправительственные – ЮНИСТРАЛ (Комиссия ООН по правам международной торговли), ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, УНИДРУА – Международный институт унификации частного права, МВФ, ГАТТ/ВТО, ВТаО и др.

2. Региональные – ЕС, НАФТА и др.

3. Неправительственные – например, МТП.

Конвенции и соглашения, регламентирующие исполнение ВЭО, включают:

- Двусторонние межгосударственные соглашения, - например, Общие условия поставок товаров (ОУП), регулирующие особенности заключения и исполнения ВТ контрактов между сторонами и представляющие собой международные межведомственные соглашения диспозитивного характера. Положения данных соглашений могут иметь оговорку, что их положения подлежат применению только в том случае, если стороны договорились об этом в контракте или в отдельных соглашениях. Применительно к России, наибольшее практическое значение имеют договоры, заключенные с Китаем, Финляндией, странами СНГ – Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной.

Одним из обязательных международных актов в области ВТ является Венская конвенция (Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров). На ее основе осуществляется примерно 2/3 всех международных торговых операций. Хотя в ней отдается предпочтение диспозитивным нормам, ее положения обязательны для толкования условий ВТ сделок, заключаемых российскими участниками ВЭД.

-Унифицированные правила заключения и исполнения договоров международной купли-продажи;

- Конвенции по конкретным видам заключаемых сделок: например, Оттавская конвенция по международному факторингу, Оттавская конвенция по международному финансовому лизингу;

- Унифицированные правила и нормы регулирования отдельных сторон ВЭД, в том числе: международные расчеты, международное инвестирование; международные перевозки; международный торговый арбитраж.

Проблема унификации международных правовых норм состоит в преодолении различий, существующих в национальном законодательстве государств, а также в создании единой системы стандартов используемых терминов и торговой документации. Международное правовое регулирование отдельных аспектов ВЭД осуществляется на основании следующих документов:

Международные расчеты:

- Унифицированные правила по инкассо;

-Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов;

- Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе.

Интеллектуальная собственность:

- Евразийская патентная конвенция (1994 г.);

- Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем (1989);

-Всемирная конвенция об авторском праве (1952);

-Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883);

-Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков (1891).

Международный арбитраж:

-Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961);

-Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958).

Международные перевозки:

- Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980);

- Соглашение о международных ж/д перевозках (КОТИФ), 1980;

-Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), 1978;

-Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа (1973);

-Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), 1951;

-Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944);

-Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929);

-Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (1924).

Как уже отмечалось, кроме официальных регламентаций в отношении ВЭ практики действуют и внеправовые средства регулирования – так называемые торговые обычаи и обыкновения, т.е. сложившиеся на практике правила поведения, за которыми компетентными государственными органами признается юридически обязательный или в некоторых случаях рекомендательный характер.

Торговые обычаи имеют большое значение в сфере международной торговли и торгового мореплавания. Роль торгового обычая возрастает в регламентации тех сфер ВЭ сотрудничества, которые не регулируются законами. Торговый обычай играет решающую роль при разрешении споров между сторонами в арбитраже.

Торговый обычай должен отвечать следующим требованиям:

- иметь характер общего правила;

- быть известным в соответствующей области торговли;

-быть определенным по своему содержанию;

-быть разумным.

Условием применения торгового обычая является знание его сторонами, совершающими сделку. При наличии в контрактах неясностей и неточностей в некоторых случаях торговые обычаи могут определять содержание некоторых условий контрактов.

Чем более разнообразна и развита торговля, тем сильнее в ней влияние обычая, быстро приспосабливающегося к изменчивым условиям жизни, чего не в состоянии достигнуть ни одно законодательство.

Наибольшее значение торговому обычаю придается в Англии и Голландии, где при торговых спорах не делается существенного различия между обычаями и законом и где суды при рассмотрении торговых дел применяют торговые обычаи всего торгующего мира.

Весьма распространены торговые обычаи и в США, где множество торговых дел и отношений всецело регулируется только ими. Затем по значению обычая в торговле идут Германия, Австрия и Бельгия.

Во Франции, стране правительственного вмешательства, с малоразвитой биржевой торговлей, влияние торговых обычаев значительно слабее. Это же касается и России. А румынское право совершенно не знает торговых обычаев как дополнения законов.

Можно привести ряд документов, при создании которых авторитетными международными организациями использовались обобщенные и систематизированные данные, извлеченные из наиболее часто отмечаемых в практике осуществления международных бизнес – операций обычаев и обыкновений:

- Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс – 2000;

-Унифицированные правила по инкассо (1995, МТП);

-Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993, МТП);

- Унифицированные правила для договорных гарантий (1978, МТП);

-Правила регулирования договорных отношений (1979, МТП);

И др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: