double arrow

Запрос и заказ


Понятия акцепта и оферты. Виды и содержание оферт.

Тема 7. Способы заключения сделок.

1.Понятия акцепта и оферты. Виды и содержание оферт.

2. Запрос и заказ.

3. Проработка поступивших оферт и заказов.

4. Порядок подписания ВТ сделок.

На мировых рынках товаров, услуг и капиталов многовековой хозяйственной практикой выработаны определенные правила подготовки и заключения договоров, представляющих собой соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Существует несколько способов заключение ВТ сделок.

1. Безоговорочное подтверждение (акцепт) покупателем (адресатом) полученного предложения (оферты), если продавец (оферент) выступает с инициативой заключения сделки.

2. Подтверждение (акцепт) продавцом поступившего заказа, когда инициатива заключения сделки исходит от покупателя (заказчика).

В тех случаях, когда покупатель не готов сразу разместить заказ у определенного продавца, либо стороны недостаточно известны друг другу, сначала покупатель направляет продавцу запрос на интересующий товар.

Из положений Венской конвенции (ст.18) вытекает, что акцептом считается заявление или иное поведение адресата, выражающее согласие с офертой.




Оферта – коммерческое предложение, направляемое одному или нескольким конкретным лицам, если оно достаточно определенно и выражает намерение считать себя связанным в случае его принятия.

При этом оно должно содержать информацию о товаре, который предлагается как объект возможного договора, его количестве и цене. Если количество и цена не указаны четко, должен быть обозначен порядок их определения. Поэтому рассылка, например, рекламных проспектов не может считаться офертой, а рассматривается только как приглашение делать оферты. Однако такое правило действует в России, но за рубежом в практике некоторых стран подобное предложение может рассматриваться в качестве оферты. Следовательно, перед направлением коммерческих предложений фирме в ту или иную страну целесообразно проконсультироваться со специалистами по хозяйственному праву данной страны.

Согласие адресата может быть выражено путем совершения какого-либо действия, в частности. Относящегося к отправке товара или уплате цены. Например, продавец может без формального акцепта заказа известить покупателя об отправке товара, выслать ему счет и отгрузочные документы. В свою очередь, покупатель без специального предложения оферты может открыть аккредитив в пользу продавца на оплату товара, произвести авансовый платеж путем высылки чека, денежного перевода и т.д.

Такого рода поведение адресата называется конклюдентными действиями, которые считаются равносильными заключению сделки.



Сделки могут заключаться в результате ознакомления покупателя с рекламными объявлениями продавца, размещенными в СМИ, получения покупателем проспектов, каталогов, прейскурантов и иной информации продавца, свидетельствующих о его намерениях продать тот или иной товар. Многие продавцы товаров массового производства организуют широкие рекламные кампании в стране потенциальных покупателей. Еще до заключения сделки сторона, заинтересованная в покупке определенного товара, может сообщить продавцу о намерениях провести переговоры о покупке, направив письмо о намерениях. В порядке подтверждения достигнутой устной договоренности между сторонами практикуется обмен письмами, подтверждающими факт заключения сделки.

Широко практикуется совершение сделок на международных, национальных, отраслевых, фирменных выставках и ярмарках, в результате ознакомления покупателя с представленными продавцом образцами, экспонатами, каталогами, проспектами и иными информационными материалами.

Существуют специфические особенности заключения сделок на специальных рынках – биржах, аукционах и торгах, - об этом отдельная тема.

Многие российские и зарубежные участники ВЭД считают наиболее удобным способом заключения сделок подписание сторонами одного документа – контракта.

Контракт или договор международной купли-продажи (по определению Венской конвенции) – это договор купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, и поэтому при его исполнении предполагается перемещение товара через государственные границы.



Подписание контракта целесообразно также после подтверждения оферты или заказа и является обязательным условием оформления сделок на специальных рынках.

Место заключения сделки может находиться в стране продавца, стране покупателя, в третьей стране. Обычно местом заключения сделки является тот пункт, где проходила заключительная фаза переговоров между сторонами. Однако по взаимному желанию в контракте может быть указано иное место заключения сделки.

Итак, оферта в общем виде – это коммерческое предложение на продажу и поставку определенного товара 9услуги), которое потенциальный продавец направляет одному или нескольким покупателям в целях заключения сделки. Сторона, предлагающая товар, называется оферент.

Вместе с тем, в мировой коммерческой практике оферта (предложение) трактуется и в более широком смысле, - как заявление о намерении заключить контракт. Такой подход к сути оферты предопределяет, что ее может направлять не только продавец, но и покупатель, и она должна содержать как минимум все существенные условия контракта.

В соответствии со ст. 432 и 435 ГК РФ оферта должна содержать:

- условия о предмете договора;

-условия, оговоренные в законе или иных правовых актах как существенные ила необходимые для договоров данного вида;

- все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Можно выделить следующие реквизиты оферты:

- предмет предложения с точным обозначением товара или услуги (при необходимости с конкретизацией качественных показателей, технических характеристик, описанием товара и т.д.);

- количество предлагаемого товара в принятых единицам измерения;

- цена за единицу измерения товара в определенной валюте с обязательным указанием базиса поставки;

- срок поставки;

- условия платежа (с возможным предоставлением кредита);

- срок действия предложения.

Помимо данных реквизитов, оферта может содержать дополнительные условия:

- характер упаковки;

- предоставление гарантий;

-техническая документация;

-форс-мажорная и арбитражная оговорка;

- встречные обязательства и т.д.

Формулировать предлагаемые в оферте условия следует четко и предельно лаконично. Однако должны быть изложены все условия, необходимые для заключения сделки. Оферта, направляемая новому адресату, должна быть более подробной, чем для традиционного контрагента.

В ст. 437 ГК РФ зафиксировано понятие публичной оферты.

Публичная оферта – содержащее все условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Таким образом, оферта должна отвечать следующим требованиям:

- должна быть направлена одному или нескольким конкретным лицам;

- содержание предложения должно быть четко и ясно сформулировано, в нем должна содержаться вся необходимая информация о наиболее существенных условиях возможной сделки;

- в ней должно быть выражено твердое намерение выполнить обязательства, налагаемые на инициатора предложения (оферента) в случае принятия адресатом всех содержащихся в ней условий, т.е. акцепта.

Оферты бывают нескольких видов и различаются по содержанию и форме.

Исходя из своих намерений в каждом конкретном случае, оферент может выдавать твердую или свободную оферту. В зависимости от того, какая из сторон выступает с инициативой заключения сделки, различают инициативные и пассивные оферты. Если инициатива заключения сделки исходит от покупателя, заявление последнего, направляемое продавцу, принято называть запросом или заказом.

Твердая (безотзывная) оферта связывает оферента определенными обязательствами, а именно:

предлагающая сторона не вправе ни отозвать оферту, ни изменить ее условия, если иное прямо не оговорено в самой оферте, причем продолжительность этих обязательств исчисляется с момента вступления оферты в силу до истечения срока ее действия (предельный срок принятия оферты) или до получения определенного ответа другой стороной.

В самом тексте оферты целесообразно указывать, что товар предлагается твердо с ответом до определенного срока (дата, час). Это позволяет сторонам сделки избежать неоднозначного понимания характера оферты.

Оферта признается твердой, если в ней прямо не указано иное.

Твердую оферту на имеющуюся конкретную партию товара возможно выдать только одному покупателю.

Получение оферентом подтверждения контрагента о принятии оферты без каких-либо оговорок в пределах установленного срока (безоговорочный акцепт оферты) означает заключение сделки. Однако поскольку оферент вынужден в течение определенного срока ждать ответа адресата, который необязательно акцептует оферту, это лишает продавца возможности гибко маневрировать в этот период, что может замедлить реализацию данной партии товара.

Свободная (нетвердая) оферта не налагает прямых обязанностей на продавца. В ее тексте указывается, что оферент готов предложить товар «не твердо» или «без обязательств предлагающей стороны» либо «при условии ее окончательного подтверждения».

Такая оферта на одну и ту же партию товара может направляться одновременно нескольким адресатам в целях ускорения запродажи товара. Однако в этом случае покупатели могут предположить, что предлагаемый товар имеется в избыточном количестве, и попытаются воспользоваться этой ситуацией для снижения цены и получения иных уступок по коммерческим условиям предложения. В связи с этим оференту следует взвешивать свои действия, чтобы не допустить ухудшения условий реализации товара.

В современных условиях интенсификации мирохозяйственных связей и активного развития информационного обеспечения солидные и хорошо известные друг другу торговые партнеры сравнительно редко применяют свободные оферты. Однако нецелесообразно сразу направлять твердую оферту малознакомому покупателю. Предпочтительнее его сначала информировать о возможностях оферента, в этом случае свободная оферта может быть использована в качестве носителя определенной информации.

Инициативная оферта – применяется по усмотрению оферента в тех случаях, когда он не опасается раскрыть свое намерение заключить сделку.

Пассивная оферта н6аправляется в ответ на полученный запрос контрагента. Нередко продавец воздерживается от проявления инициативы и ожидает поступления запроса покупателя, чтобы не создавать чрезмерной заинтересованности в продаже товара и таким путем достичь более выгодных условий сделки.

В международной практике оферты выдаются в различных формах:

- устно – по телефону или личной встрече. Во многих странах устное предложение расценивается как твердое обязательство. Но во многих случаях оно сопровождается письменным подтверждением;

- письменно – в виде делового письма, направляемого адресату по почте или вручаемого лично, сообщения по телеграфу, факсу, электронной почте, путем вручения проекта контракта, подписанного оферентом.

- в смешанной форме – т.е. частично письменно и дополнительно в устной форме, либо первоначально устно с последующим письменным подтверждением. Например, сначала оферент передает адресату стандартные общие условия продажи, а затем устно стороны согласовывают индивидуальные условия конкретной сделки.

Для российских участников ВЭД имеет юридическую силу только письменное предложение. Вместе с тем, если коммерсант дорожит своей деловой репутацией, он не допускает отказа от своего слова или устной договоренности, достигнутой с торговым партнером.

При подготовке оферты важно уделять внимание не только содержанию ее текста, но и внешнему оформлению. Оферты обычно печатаются на бланке фирмы-продавца установленного формата, желательно с обозначением товарного знака (бренда). Придается значение также качеству используемой бумаги, применяемым шрифтам и т.д.

Коммерческий запрос (вызов на оферту) – это обращение потенциального покупателя к продавцу, содержащее просьбу предложить определенный товар.

По ряду реквизитов запрос сходен с офертой. Однако текст запроса обычно существенно короче оферты, причем в нем, как правило, не указываются цена, поскольку приоритетное право назначать исходную цену остается за продавцом. Количество товара в запросе может быть первоначально указано меньше, чем намечено к закупке, в расчете на то, что последующее увеличение объемов закупки позволит выторговать лучшую цену и другие условия сделки. Вместе с тем, наличие отдельных подробностей в запросе может свидетельствовать о серьезности намерений запрашивающей стороны.

Покупатель, имеющий целью получить предложение на возможно более выгодных условиях, тщательно отрабатывает содержание запроса, стремясь при этом, чтобы у продавца не создалось впечатления о повышенной заинтересованности покупателя в закупке (например, нежелательно запрашивать предложение со срочной поставкой товара).

Запросы можно направлять одновременно нескольким продавцам. Это позволяет лучше использовать конкуренцию между продавцами и сэкономить время на заключение сделки. В результате анализа и сопоставления полученных конкурентных предложений покупатель выбирает наиболее выгодные из них для продолжения и завершения переговоров о заключении сделки.

В ряде случаев запрос направляется не с целью заключения сделки, а для получения информации о ценах. Если неоднократные запросы не завершаются заключением сделки (тем более, если оферент вообще не получает ответа на свои предложения), у продавца складывается впечатление об отсутствии реального намерения запрашивающего закупить товар и утрачивается интерес к дальнейшей переписке с этим коммерсантом. В такой ситуации трудно рассчитывать на получение от продавца коммерчески достоверных предложений.

Направление запроса не порождает обязательств по заключению сделки. В целях ускорения ее заключения покупатель может направить продавцу заказ, содержащий достаточный минимум существенных условий сделки.

По степени обязательности заказ равносилен твердой оферте. Получение покупателем от продавца безоговорочного подтверждения заказа считается заключением сделки (размещением заказа).

Выдача заказа целесообразна известному, надежному продавцу, когда покупатель уже располагает достаточной информацией об условиях продажи интересующего его товара, проанализировал их и счел приемлемыми.







Сейчас читают про: