Упаковка и маркировка

Применение стандартов ИСО.

Международная организация по стандартизации ИСО, существующая с 1947 г., приступила в конце 70-х гг. к разработке единых международных стандартов качества, получивших название серии ИСО 9000 (внедрение систем качества на всех стадиях производства).

ИСО 9000 устанавливает единые требования к системе управления качеством в любой производственной или сервисной компании, определяет общие методы, которые используются при построении системы качества, чтобы гарантировать по возможности максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Эти стандарты применяются именно к системе управления качеством той или иной компании, а не к конечному продукту или услуге. Такая задача реализуется в зависимости от задач, продукции, процессов и индивидуальных особенностей конкретной организации.

Основной принцип эффективной работы системы управления качеством в компании – непрерывное улучшение, совершенствование с учетом предполагаемого роста потребностей клиентов. Персоналу компании необходимо постоянно анализировать текущие производственные и коммерческие процессы, фиксировать недостатки, своевременно корректировать действующие процедуры и политику компании в области качества, для чего требуется эффективная система обучения и переподготовки кадров.

Сертификация на соответствие требований ИСО 9000 является добровольной для любой компании. Но на мировом рынке покупатели предпочитают иметь дело с компаниями, прошедшими такую сертификацию. В настоящее время в мире уже более 400 тысяч таких компаний, на них приходится не менее ¼ всех товаров, поименованных в ТН ВЭД.

В России ведется большая работа по совершенствованию национальных стандартов и приведению их в соответствие с международными. Основные требования, предъявляемые современными стандартами к изделиям – это их безопасность, совместимость или взаимозаменяемость. По ряду других параметров стандарты носят рекомендательный характер.

В начале 2000-х гг. в РФ около 40% стандартов было гармонизировано с международными, в некоторых областях машиностроения, в информационных технологиях – 50%.

В некоторых случаях, например, в области надежности техники, российская сторона предлагает свои стандарты в качестве международных.

Российские стандарты, являющиеся международными, носят название ГОСТ Р ИСО или ГОСТ Р МЭК.

Стандарты ИСО приняты в качестве национальных более чем в 80 странах мира.

В контракте условия качества в широком смысле включают также упаковку и маркировку, но чаще эти условия излагаются в отдельных статьях контракта. Термин «упаковка» вообще имеет двоякое значение:

- это материал, в который помещен товар, и в этом смысле его синонимом можно считать тару, хотя тара – это преимущественно внешняя упаковка;

- это процесс затаривания, укладки, укупорки товара, завершающий обычно весь производственный цикл.

Упаковка, тара выполняет несколько функций:

- обеспечение сохранности товара после его изготовления – при складировании, перемещениях, перевозках, погрузочно-разгрузочных работах вплоть до доставки товара Покупателю. Упаковка должна быть достаточно прочной, чтобы уберечь товар от возможной порчи, повреждений, хищений, неблагоприятного воздействия атмосферных осадков;

- характер упаковки должен создавать необходимые удобства для обращения с товаром в процессе его доставки в конечный пункт назначения, а при необходимости при демонстрации товара покупателям и установке (монтаже) технического изделия у потребителя. Поэтому упаковка должна быть оптимальной по весу и объему, снабжаться приспособлениями для переноски и т.д.

- упаковка может являться носителем рекламы и другой информации, особенно это значимо для потребительских товаров. Хорошо продуманная упаковка придает товару определенный имидж, облегчает его узнаваемость, помогает отличить данный товар от конкурирующих. На ней может содержаться информация о товаре. Сведения о его составе, способе употребления, сроках хранения.

Различают 2 основных вида упаковки:

- внутренняя – неотделимая от товара: флакон с духами, тюбик с кремом, бутылка с напитком, банка консервов и т.д.);

- внешняя – пакеты, коробки, ящики, пленки, пергамент, брезент. Самая надежная внешняя упаковка – это контейнер, широко применяемый при грузовых перевозках.

Для ряда товаров характерна многослойная упаковка. Например, при экспорте хрустальных ваз каждое изделие заворачивается и вкладывается в малую коробочку соответственно размеру изделия, несколько таких коробочек помещаются в короба большего размера, а затем несколько коробов упаковываются в наружную тару.

Некоторые виды тары (бочки, бутыли, контейнеры) годятся для многократного использования. В таких случаях в контракте необходимо согласовать, является ли тара возвратной. Следует уточнить обязанности Покупателя по возврате тары, указав в контракте способ и сроки ее возврата и т.д.

Применяется еще пакетирование и специальная обработка некоторых бестарных грузов, - антикоррозионное покрытие металлоконструкций, смазка машинотехнических изделий, что условно можно назвать особого рода «упаковкой».

В определенных случаях устанавливаются в законодательном порядке обязательные требования к таре (упаковке). Тогда Продавец обязан передать Покупателю товар в такой таре, которая соответствует этим обязательным требованиям.

Выбор конкретных упаковочных средств зависит от характера товара, согласованного базиса поставки, действующих в стране контрагента законодательных норм, предписаний государственных органов, предписаний государственных органов, рекомендаций международных организаций относительно упаковки тех или иных товаров с учетом современных требований по безопасности упаковочных материалов.

Как общее правило, требования к таре и упаковке определяются в договоре купли-продажи. Но если такое условие в договоре не предусмотрено, товар должен быть затарен или упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового – способом, обеспечивающим сохранность товара при обычных условиях хранения и транспортировки.

ГК РФ предусматривает также последствия передачи товара без тары или упаковки либо в ненадлежащей таре (упаковке). В случаях, когда подлежащий затариванию товар передается Покупателю без тары либо в ненадлежащей таре, Покупатель вправе потребовать от Продавца затарить (упаковать) товар либо заменить ненадлежащую тару (упаковку), а также предъявить Продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества.

В импортные контракты целесообразно включить положение о том, что обнаруженные дефекты тары или нарушения упаковки считаются дефектом всего товара, и соответственно предусматривать обязанности Продавца незамедлительно их устранить либо заменить товары с применением штрафных санкций в порядке возмещения Покупателю понесенных убытков.

Продавцу целесообразно выяснить и по возможности учесть разумные дополнительные требования Покупателя в отношении упаковки поставляемого товара, особенно если это вытекает из сложившихся традиций, устоявшихся вкусов в стране назначения. А если Продавец заинтересован постоянно сбывать данный товар этому Покупателю, желательно удовлетворять его запросы по характеру упаковки в максимальном объеме.

Маркировка – это текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) продукции.

Объекты маркировки – товарный знак, торговая марка, фирменное наименование, данные о товаре. Адрес производителя и т.д.

В России нанесение маркировки производится в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов». Маркировка наносится на внешнюю упаковку товара или самой продукции.

Как и упаковка товара, маркировка несет многофункциональную нагрузку:

- она обеспечивает идентификацию товара, поэтому содержит информацию о его наименовании, его весе брутто/нетто, указание номера места и общего количества мест во всей партии товара, обычно в виде дроби, в числителе – порядковый номер места, в знаменателе – число мест в данной партии. Также может быть указан Продавец, его товарный знак, номер контракта, объем грузового места и т.д.

- обозначение транспортных реквизитов и условий обращения с грузом при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и складировании. Это необходимо для обеспечения своевременной и сохранной доставки товара в пункт назначения.

Обычно обозначается страна назначения, конкретный пункт (станция, город или иной населенный пункт), наименование получателя и при необходимости маршрутные знаки.

Указания по обращению с грузом (предупредительная маркировка) наносятся в виде надписей («осторожно», «не кантовать», «стекло», «верх»), манипуляционных знаков – условных графических изображений (зонтик, рюмка и т.д.). при необходимости обозначаются центр тяжести, места захвата погрузчиком и стропами.

- Экомаркировка., свидетельствующая об экологической безопасности. В Германии экологически чистые продукты маркируются знаком «Голубой ангел».

Стороны контракта обязательно калькулируют стоимость упаковки и маркировки, а в контракте указывается, включены ли расходы по упаковке и маркировке в цену товара или оплачиваются дополнительно по согласованным ставкам в абсолютной величине или в процентах от цены товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: