Дени Дидро

- младший современник Вольтера

- писатель, философ

- в большей степени философ,чем писатель, его художественные произведения были менее известны

- большинство его литературных произведений были изданы после его смерти, а некоторые намного позже, в первой половине 19 века

- главное дело жизни Дидро – Энциклопедия (толковый словарь наук, искусств и т.п.)

- был вдохновителем и автором идеи энциклопедии, основным организатором и автором

-именно Дидро с первого и до последнего тома занимался организацией издания энциклопедии

- сначала ему многие помогали, потом их меньше, т.к. гос-во и церковь пытались ему помешать

- но Дидро довел благополучно до конца

- по своим взглядам Дидро был материалистом и атеристом

- это отразилось в его философских произведениях

- из литературных – в первую очередь в его романе «Монахиня»

- хотя больше похож по построению на повесть

- история, которая легла в основу романа: один из друзей Дидро уехал в путешествие, и чтобы он поскорее вернулся, друзья решили его разыграть: начали писать письма от имени знакомой ему монахини, она ему помогала связаться с судом, с нотариусами

- Дидро писал от имени этой монахини

- друг все больше заинтересовывался этой монахиней

- она ему казалась все более и более умной и даже захотел с ней встретиться

- тогда они ему написали, что она скоропостижно умерла

- роман представляет собой ОДНО БОЛЬШОЕ письмо некоему маркизу, который тоже однажды ей помог с ее светскими делами

- главная героиня Сюзанна Симоне, девушка из буржуазной семьи, начало ее истории напоминает сказку: младшая нелюбимая дочь в семье

- особенно эта ситуация обостряется, когда они взрослеют и им начинают подыскивать женихов

- родительский выбор - монастырь

- сначала она уехала в монастырь пожить

- что очень распространенно

- потом оказалось, что ее хотят постричь

- когда она начала отказываться, раскрылась истинная причина: она незаконно рожденная дочь

- две составляющие:

1) тема общественной несправедливости и неестественности уклада и монастырской жизни

2) характер главной героини, которая рассказывает о своей жизни сама и ее смелость и твердый характер поражают читателей

- в начале романа совсем юная девушка и у нее нет ни жизненного опыта, ни опоры в жизни, а бороться приходится: семья, общество, стоящее за семьей, заставляет принять монашеский обет

- она не соглашается, потом заствляют

- в сам момент пострига теряет сознание

- Дидро описывает три разных варианта монастыря

- сама сюзанна побывала в двух

1. – самый щадящий вариант

- добрая, благородная, искренней веры настоятельница, которая помогала монахине служить Христу

- монастырь как он был задуман

- но эта первая настоятельица, склонная к религиозным экстазам заболевает и умирает

- повышенная религиозность по мнению Дидро разрушает человека как физический организм: душа разрушает тело, в котором находится

- новая настоятельница устанавилвает чуть ли не полицейский режим

- все монахини следят друг за другом, доносят, становятся врагами

- тут Дидро показывает, что монастырская жизнь, противоречащая жизненному укладу, проявляет не лучшие, а худшие качества человека

- обязанность подчиняться и т.п. – все это побеждает личность

- тут Сюзанна начинает выполнять долг монахини, как это должно быть

- соблюдает все обеты и т.п., следовательно становится скоро ненаистной всему монастырю

- ее жизнь хотят превратить в ад: оскорбления, унижения и т.п.

- проявляется самая низкая стопрона человеческой натуры

- но чем сильнее давление на нее – тем сильнее противодействие

- характерен эпизод, когда она, устав от издевательств, начинает думать о самоубийсте

- заброшенный колодец

- но наследющий день замечает, что калитка к колодцу открыта => кто-то понял ее идею и начинает подталкивать ее к самоубийству.

- тогда она бросает эту мысль о самоубийство

- СЮзанна не хочет оставаться в монастыере не потому, что она не верит в бога

- вся скрытая критика церкви идет от автора

- Сюзанна верующая девушка, но она хочет быть сободнее

- единственная ее цель – свобода

- за эту свободу она сначала пытается бороться законными стсредствами, подавая иск в суд

- но дело проиграно

- тогда попадает в другой монастырь

2. – еще одно искажение человеческой натуры

- к сюзане относятся добродушно и доброжелательно

- но оказыается, что настоятельница – лесбиянка

- монастырская жизнь калечит не только духовно, но и физически

- сюзанна решает бежать, т.к. законные способы освобождения исчерпаны

- наконец окаывзывается в миру, осовбождается от монатсырских оград

- рассказ о побеге обрывочный

- в финале она жвет в бедном квартале в Париже. Рабоатет прачкой.

- жинь ее тяжелая, но она рада, что освободилась от монастыря

- критики считают по разному

- крах: отринув зависимость от моанстыря, она оказалась в завсимости от общества

- с друогой стороны она добилась чего хотела – свобода

= пишет маркизу не только рассказать о своей жизни, но и попросить помощи у маркиза найти место служанки подальше от Парижа

- довольствутеся той свободой, которая есть

- финал остается открытым

- но эту битву она выиграла

«Диалог о …. Племянник Рамон»

- трактат написан в форме диалога

- в античной форме

- в названии имя одного из персоанжей

- разговор между персонажем, философом, которы й напоминает самого Дидро, и племянник, которйц наверное был собеседником

- сам рамон тоже нзанимается музыкой, но давно не пишет и что за дядюшкой не угнатиься

0 в диалоге две составляющие

\об- харктер крайне проитворечив

- описыая его, диро наинает с противоречий

0 смесь высокго и низкого, в его ааа

- противоречие – главная характеристика образа

- ведет праведную жизнь

-ведет себя низменно

- тщестолюбие тщеславие поравителей философов начинает упрекать Рамоа, как он ведет такую жизньо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: