Жан Расин

- последователь Корнеля

- НО новые тенденции в его творчестве

- принадлежал к секте янсенистов, которые поддерживали концепцию предопределения

- Корнель же был сторонником концепции свободы воли

- Расин – нравственно этические пьесы более психологического характера

- для Расина важно движение души

- четко соблюдены все правила классицизма

- в частности проблема единства времени решена оригинальным способом: действие пьесы разворачивается в день развязки конфликта

- Корнель в пьесах первой манеры конфликт решает в пользу долга

- у Расина же накал страстей, эмоции, чувства

«Андромаха»

- одна из ранних трагедий

- 4 центральных персонажа:

1) Пирр (Сын Ахиллеса)

2) Андромаха (вдова Гектора и мать Астионакса)

3) Гермиона (дочь Елены и Менелая)

4) Орест (сын Агамемнога и Клинтемнестры)

- Пирр духовно подчинен Андромахе, фактически он ее пленник, а не она его

- Пирр чтобы добиться расположения Андромахи, шантажирует ее тем, что отдаст ее сына Оресту

- Андромаха встает перед выбором: лишиться сына или лишиться верности Гектору

- выбор Расина не такой, как у Корнеля

- у Корнеля выбор между чувством и долгом, а здесь выбор иной в корне

- у Андромахи нет проблемы долга и чувства

- решается на трагический компромисс: выйти замуж за Пирра

- в пьесе двое центральных персонажей гибнут физически (Гермиона и Пирр), один гибнет духовно (Орест) – этим Расин показывает, как пагубна игра страстей

- судьба решает за Андромаху: она становится вдовой Пирра и царицей

- Андромаха оказывается подчинена судьбе

- любовь не подчиняется сознанию

- если любовь безответна, то герои не могут вызвать ответной реакции

- всех героев связывает троянская война, хотя не все они в ней участвовали лично

- для них она еще не закончена

- Пирр хочет стать мужем Андромахи, стать отцом ее сына, одним словом хочет заменить ей Гектора

«Британик»

- проблема личности и государства

- за основу взят древнеримский исторический сюжет – начало правления императора Нерона

- чтобы Нерон стал императором многое сделала его мать Агриппина

- но она хотела управлять государством сама при помощи сына

- Нерон влюбляется в невесту своего сводного брата Британика, Юнию

- чтобы добиться взаимности угрожает Юнии убить Британика

- Юния подчиняется ему и бросает Британика

- но полюбить Нерона она не может, поэтому сбегает от него

- одна из центральных сцен – сцена беседы Агриппины с Нероном: она рассказывает ему о предках и о том, что она сделала для того, чтобы он стал императором, желая тем самым подчинить его себе

- но на самом деле преступления праотцов становятся для него предметом подражания, и Агриппина фактически развязывает руки сыну, а не сковывает его, как она того хотела

- Нерона воспитывают два придворных: философ Сенека (которого Нерон впоследствии убивает) и Нарцисс

- убийство Нарцисса вызывает радость народа, но истинный злодей, собственно Нерон, остается незамеченным и у власти

- Расин называл своего Нерона чудовищем в зачатке

- показывает, как развивается безнравственность в человеке, как неограниченная власть превращает человека в чудовище

- поражает смелость Расина: публикует свою пьесу, во время правления Людовика XIV, когда после смерти Мазарини он отказывается от должности премьер-министра при своем дворе и фактически сосредотачивает всю власть в своих руках => «Британик» звучит как намек

- яркость света скрывает безнравственность, от которой бегут Британик и Юния

«Федра»

- полностью классицистическая пьеса

- сюжет практически полностью копирует сюжет «Ипполита» Еврипида

- но Расин переосмыслил сюжет, и вот что он ИЗМЕНИЛ:

1) отсутствие богов => любовь Федры не имеет божественного происхождения, связанного с местью богов

- Афродита только упоминается

2) показан следующий этап развития Ипполита: теперь он чуждается Федры не потому что чуждается всех женщин, а потому что у него есть девушка, Арикия,

- при этом он еще целомудренен

- Арикия – последняя из рода афинских царей, ей сохранили жизнь, но запретили выходить замуж, чтобы она не восстановила род

- => Ипполит и Арикия скрывают свою любовь

- мотив родового проклятия: родовое проклятие над родом Федры – проклятие преступной любви

- ее мать переспала с быком и родила Минотавра

- Федра не может побороть любовь к Ипполиту

- связаны темы любви и власти: Федра предлагает Ипполиту править вместе

- но этот альянс невозможен, равно как и альянс Ипполита с Арикией

- наперсница подталкивает Федру, клевещет на Ипполита, т.к. она незнатная и ей можно совершать подлость во имя любви к своей госпоже

- т.к. Артемиды нет, то Федра сама должна признаться Тесею в своем преступлении

- => другой вид самоубийства: не вешается, а принимает яд, и пока он действует, рассказывает правду

- проклятие Федры – аналогия с первородным грехом всего человечества

- Федра религиозна, хочет наказать себя, как только открывается Ипполиту

- публика в отличие от критики признавала Расина

- роковое обещание Расина не писать трагедий

- иной поворот, чем у Корнеля, но сохранение идеи главенства разума

- можно провести параллели между Расином и Еврипидом:

1_ психологичность

2_на первый план выходят женщины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: