- последователь Корнеля
- НО новые тенденции в его творчестве
- принадлежал к секте янсенистов, которые поддерживали концепцию предопределения
- Корнель же был сторонником концепции свободы воли
- Расин – нравственно этические пьесы более психологического характера
- для Расина важно движение души
- четко соблюдены все правила классицизма
- в частности проблема единства времени решена оригинальным способом: действие пьесы разворачивается в день развязки конфликта
- Корнель в пьесах первой манеры конфликт решает в пользу долга
- у Расина же накал страстей, эмоции, чувства
«Андромаха»
- одна из ранних трагедий
- 4 центральных персонажа:
1) Пирр (Сын Ахиллеса)
2) Андромаха (вдова Гектора и мать Астионакса)
3) Гермиона (дочь Елены и Менелая)
4) Орест (сын Агамемнога и Клинтемнестры)
- Пирр духовно подчинен Андромахе, фактически он ее пленник, а не она его
- Пирр чтобы добиться расположения Андромахи, шантажирует ее тем, что отдаст ее сына Оресту
- Андромаха встает перед выбором: лишиться сына или лишиться верности Гектору
|
|
- выбор Расина не такой, как у Корнеля
- у Корнеля выбор между чувством и долгом, а здесь выбор иной в корне
- у Андромахи нет проблемы долга и чувства
- решается на трагический компромисс: выйти замуж за Пирра
- в пьесе двое центральных персонажей гибнут физически (Гермиона и Пирр), один гибнет духовно (Орест) – этим Расин показывает, как пагубна игра страстей
- судьба решает за Андромаху: она становится вдовой Пирра и царицей
- Андромаха оказывается подчинена судьбе
- любовь не подчиняется сознанию
- если любовь безответна, то герои не могут вызвать ответной реакции
- всех героев связывает троянская война, хотя не все они в ней участвовали лично
- для них она еще не закончена
- Пирр хочет стать мужем Андромахи, стать отцом ее сына, одним словом хочет заменить ей Гектора
«Британик»
- проблема личности и государства
- за основу взят древнеримский исторический сюжет – начало правления императора Нерона
- чтобы Нерон стал императором многое сделала его мать Агриппина
- но она хотела управлять государством сама при помощи сына
- Нерон влюбляется в невесту своего сводного брата Британика, Юнию
- чтобы добиться взаимности угрожает Юнии убить Британика
- Юния подчиняется ему и бросает Британика
- но полюбить Нерона она не может, поэтому сбегает от него
- одна из центральных сцен – сцена беседы Агриппины с Нероном: она рассказывает ему о предках и о том, что она сделала для того, чтобы он стал императором, желая тем самым подчинить его себе
- но на самом деле преступления праотцов становятся для него предметом подражания, и Агриппина фактически развязывает руки сыну, а не сковывает его, как она того хотела
|
|
- Нерона воспитывают два придворных: философ Сенека (которого Нерон впоследствии убивает) и Нарцисс
- убийство Нарцисса вызывает радость народа, но истинный злодей, собственно Нерон, остается незамеченным и у власти
- Расин называл своего Нерона чудовищем в зачатке
- показывает, как развивается безнравственность в человеке, как неограниченная власть превращает человека в чудовище
- поражает смелость Расина: публикует свою пьесу, во время правления Людовика XIV, когда после смерти Мазарини он отказывается от должности премьер-министра при своем дворе и фактически сосредотачивает всю власть в своих руках => «Британик» звучит как намек
- яркость света скрывает безнравственность, от которой бегут Британик и Юния
«Федра»
- полностью классицистическая пьеса
- сюжет практически полностью копирует сюжет «Ипполита» Еврипида
- но Расин переосмыслил сюжет, и вот что он ИЗМЕНИЛ:
1) отсутствие богов => любовь Федры не имеет божественного происхождения, связанного с местью богов
- Афродита только упоминается
2) показан следующий этап развития Ипполита: теперь он чуждается Федры не потому что чуждается всех женщин, а потому что у него есть девушка, Арикия,
- при этом он еще целомудренен
- Арикия – последняя из рода афинских царей, ей сохранили жизнь, но запретили выходить замуж, чтобы она не восстановила род
- => Ипполит и Арикия скрывают свою любовь
- мотив родового проклятия: родовое проклятие над родом Федры – проклятие преступной любви
- ее мать переспала с быком и родила Минотавра
- Федра не может побороть любовь к Ипполиту
- связаны темы любви и власти: Федра предлагает Ипполиту править вместе
- но этот альянс невозможен, равно как и альянс Ипполита с Арикией
- наперсница подталкивает Федру, клевещет на Ипполита, т.к. она незнатная и ей можно совершать подлость во имя любви к своей госпоже
- т.к. Артемиды нет, то Федра сама должна признаться Тесею в своем преступлении
- => другой вид самоубийства: не вешается, а принимает яд, и пока он действует, рассказывает правду
- проклятие Федры – аналогия с первородным грехом всего человечества
- Федра религиозна, хочет наказать себя, как только открывается Ипполиту
- публика в отличие от критики признавала Расина
- роковое обещание Расина не писать трагедий
- иной поворот, чем у Корнеля, но сохранение идеи главенства разума
- можно провести параллели между Расином и Еврипидом:
1_ психологичность
2_на первый план выходят женщины