Джонатан Свифт
Моль Флендерз
- продолжает традицию плутовского романа
- роман о мошеннице
- просветительский роман
- ведется от лица самой героини
- рассказывает о своих мужьях, но нулевой градус эмоциональности
- ироническое и сатирическое исследование мира
- в «Путешествии Гулливера» Свифт изобразил европейское общество
«Путешествии Гулливера»
- философский роман
- => испытание философской концепции => автор создает экстремальные условия
- Бахтин философский роман возводил к античной Менипповой сатире – проверка ключевых вопросов философии
- 4 части романа
- первые две – путешествия в страну лилипутов и великанов
- причудливая фантастика
- но на самом деле фантастичны только размеры
- у Свифта ТОЧНЫЕ пропорции (не то что в «Гаргантюа и Пантагрюэль»)
- чтобы подчеркнуть реалистичность, дает точные координаты, чтобы читатель не отрывался от реальности
- прием реализованной метафоры
- Свифт сбивает систему координат, подготавливает читателя к событиям
|
|
- начинает изучение страны с изучения государственного устройства
- в Лилипутии и стране великанов пародия на европейские системы управления
- ответ на идеи просвещенного монарха
- король великанов – мудрец, но эта мудрость не от просвещения
- у него есть природная мудрость
- в разговоре проявляется характер Гулливера
- Гулливер конечно не личность, а скорее условный персонаж
- у него есть постоянные качества:
1) приспособляемость под любую ситуацию
2) быстро осваивает языки
- в стране великанов становится патриотом
- в образе летающего острова реализованная метафора: власть в прямом смысле оторвана от общества
- жители летающего острова погружены в науку, и это математика – самая абстрактная из всех наук => совсем отрешены от реальности
- жизнь остановлена наукой => Свифт ставит науку под вопрос
- сравнение не в пользу парламента
- идея регресса человечества
- одна из черт менипповой сатиры – разговор с духами мертвых
- в другой стране – тираническая монархия – придворные вылизывают пол у трона короля в прямом смысле
- бессмертие оказывается вечной старостью => ничего привлекательного в этом нет
- изменив таким образом подход к бессмертию, Свифт меняет и отношение к нему
- каждая новая страна демонстрирует недостатки человека => Гулливер разочаровывается в человеке
- в стране лошадей мир наоборот в прямом смысле
- высшие существа – лошади, низшие – ехо, одичавшие люди
- мыслящие лошади разумны
- Свифт комически обыгрывает ситуации: лошади ведут себя как люди
- 0 эмоций
- Великобритания в восемнадцатом веке – эпоха послереволюционная, во Франции – дореволюционная
|
|
- при Людовике 14 – религиозность в высшем свете, разнузданность в низшем
- церковь – борьба с вольнодумством
- кризис государства
- ослабление власти
- ослабление авторитета Франции в мире
- следовательно кризис
- в литературе
* сатирическое изображение общества
* публицистичность
* политизированность
- развитие образования: начало обучения искусству, истории,
- просветители пытались создать образ просвещенной оФранции
- взаимоотношения литературы с философией и наукой
- стало нормой, чтобы научные труды писались литературным языком
- и литература должна популяризировать философские идеи
- 1751-1780 – Энциклопедия
- один из активных издателей – Дидро
- основная идея Э – просвещение общества
- сохранение сильных позиций классицизма
- просветительская литература долго на неофициальном положении: издавалась за границей, в основном в Голландии, или распространялась в рукописях
- 1737 – закон о запрете выпуска романов
- также новое направление в литературе и прикладном искусстве: РОКОКО
* ироничный, шутливый взгляд на жизнь
* жизнь воспринимается как игра
* преобладают малые жанры
* тематика частной жизни
* чаще – поэмы, но в поэмах ничего героического, напротив – легкомысленные, фривольные, антицерковные
- рококо – поэмы Вольтера («Орлеанская девственница»), Парни
- неовосточные сказки
Лесаж «Приключения Жиль Бласа»
- Лесаж начинает творческую деятельность не со своих произведений, а с переводов с испанского, что впоследствии иногда использует в своем творчестве
- при этом никогда не был в Испании
- плутовской роман
- смешение черт разных видов романов
- абсолютно оригинальное произведение
- в отличие от традиционного героя плутовского романа, Жиль Блас – нормального происхождения – буржуа (не низкое)
- получает хорошее образование
- проходит через все слои общества, и каждый накладывает на него отпечаток
- сочетаются противоречивые черты характера
- характер остается живым
- поднимается по социальной лестнице
- случаются несчастья
- наконец достигает цели: при дворе занимает пост секретаря первого министра
- но вершина оказывается самой страшной пропастью в нравственном плане
- закрылся от всех человеческих чувств
- отдаляется от друзей
- вторая попытка службы при дворе тоже безуспешна
- идея, частая в литературе восемнадцатого века: от моральных принципов иногда надо отступать
«Хромой бес»
- роман нравов
- студент отпускает беса и тот в благодарность показывает ему обратную сторону Мадрида (Парижа)
А.Ф. Прево «История кавалера …»
- продолжение темы двойственности, начатой в приключениях Жиль Бласа
«Записки знатного человека»
- молодой человек встречается с девушкой
- сначала она идеальна, потом оказывается легкомысленной
- самое интересное и самое сложное – двойственность человеческой натуры
- отец с детства записал в мальтийский орден
- основная загадка: Мануэль и …эль до конца остаются симпатичны читателю, любовь оказывается вне морали
- читатель оказывается над моралью
……………………………………………………………………………………………