Особенности французского просвещения

Джонатан Свифт

Моль Флендерз

- продолжает традицию плутовского романа

- роман о мошеннице

- просветительский роман

- ведется от лица самой героини

- рассказывает о своих мужьях, но нулевой градус эмоциональности

- ироническое и сатирическое исследование мира

- в «Путешествии Гулливера» Свифт изобразил европейское общество

«Путешествии Гулливера»

- философский роман

- => испытание философской концепции => автор создает экстремальные условия

- Бахтин философский роман возводил к античной Менипповой сатире – проверка ключевых вопросов философии

- 4 части романа

- первые две – путешествия в страну лилипутов и великанов

- причудливая фантастика

- но на самом деле фантастичны только размеры

- у Свифта ТОЧНЫЕ пропорции (не то что в «Гаргантюа и Пантагрюэль»)

- чтобы подчеркнуть реалистичность, дает точные координаты, чтобы читатель не отрывался от реальности

- прием реализованной метафоры

- Свифт сбивает систему координат, подготавливает читателя к событиям

- начинает изучение страны с изучения государственного устройства

- в Лилипутии и стране великанов пародия на европейские системы управления

- ответ на идеи просвещенного монарха

- король великанов – мудрец, но эта мудрость не от просвещения

- у него есть природная мудрость

- в разговоре проявляется характер Гулливера

- Гулливер конечно не личность, а скорее условный персонаж

- у него есть постоянные качества:

1) приспособляемость под любую ситуацию

2) быстро осваивает языки

- в стране великанов становится патриотом

- в образе летающего острова реализованная метафора: власть в прямом смысле оторвана от общества

- жители летающего острова погружены в науку, и это математика – самая абстрактная из всех наук => совсем отрешены от реальности

- жизнь остановлена наукой => Свифт ставит науку под вопрос

- сравнение не в пользу парламента

- идея регресса человечества

- одна из черт менипповой сатиры – разговор с духами мертвых

- в другой стране – тираническая монархия – придворные вылизывают пол у трона короля в прямом смысле

- бессмертие оказывается вечной старостью => ничего привлекательного в этом нет

- изменив таким образом подход к бессмертию, Свифт меняет и отношение к нему

- каждая новая страна демонстрирует недостатки человека => Гулливер разочаровывается в человеке

- в стране лошадей мир наоборот в прямом смысле

- высшие существа – лошади, низшие – ехо, одичавшие люди

- мыслящие лошади разумны

- Свифт комически обыгрывает ситуации: лошади ведут себя как люди

- 0 эмоций

- Великобритания в восемнадцатом веке – эпоха послереволюционная, во Франции – дореволюционная

- при Людовике 14 – религиозность в высшем свете, разнузданность в низшем

- церковь – борьба с вольнодумством

- кризис государства

- ослабление власти

- ослабление авторитета Франции в мире

- следовательно кризис

- в литературе

* сатирическое изображение общества

* публицистичность

* политизированность

- развитие образования: начало обучения искусству, истории,

- просветители пытались создать образ просвещенной оФранции

- взаимоотношения литературы с философией и наукой

- стало нормой, чтобы научные труды писались литературным языком

- и литература должна популяризировать философские идеи

- 1751-1780 – Энциклопедия

- один из активных издателей – Дидро

- основная идея Э – просвещение общества

- сохранение сильных позиций классицизма

- просветительская литература долго на неофициальном положении: издавалась за границей, в основном в Голландии, или распространялась в рукописях

- 1737 – закон о запрете выпуска романов

- также новое направление в литературе и прикладном искусстве: РОКОКО

* ироничный, шутливый взгляд на жизнь

* жизнь воспринимается как игра

* преобладают малые жанры

* тематика частной жизни

* чаще – поэмы, но в поэмах ничего героического, напротив – легкомысленные, фривольные, антицерковные

- рококо – поэмы Вольтера («Орлеанская девственница»), Парни

- неовосточные сказки

Лесаж «Приключения Жиль Бласа»

- Лесаж начинает творческую деятельность не со своих произведений, а с переводов с испанского, что впоследствии иногда использует в своем творчестве

- при этом никогда не был в Испании

- плутовской роман

- смешение черт разных видов романов

- абсолютно оригинальное произведение

- в отличие от традиционного героя плутовского романа, Жиль Блас – нормального происхождения – буржуа (не низкое)

- получает хорошее образование

- проходит через все слои общества, и каждый накладывает на него отпечаток

- сочетаются противоречивые черты характера

- характер остается живым

- поднимается по социальной лестнице

- случаются несчастья

- наконец достигает цели: при дворе занимает пост секретаря первого министра

- но вершина оказывается самой страшной пропастью в нравственном плане

- закрылся от всех человеческих чувств

- отдаляется от друзей

- вторая попытка службы при дворе тоже безуспешна

- идея, частая в литературе восемнадцатого века: от моральных принципов иногда надо отступать

«Хромой бес»

- роман нравов

- студент отпускает беса и тот в благодарность показывает ему обратную сторону Мадрида (Парижа)

А.Ф. Прево «История кавалера …»

- продолжение темы двойственности, начатой в приключениях Жиль Бласа

«Записки знатного человека»

- молодой человек встречается с девушкой

- сначала она идеальна, потом оказывается легкомысленной

- самое интересное и самое сложное – двойственность человеческой натуры

- отец с детства записал в мальтийский орден

- основная загадка: Мануэль и …эль до конца остаются симпатичны читателю, любовь оказывается вне морали

- читатель оказывается над моралью

……………………………………………………………………………………………


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: