Робинзон Крузо

Мольер

- блистательный театр – провалы

- влез в долги

- попал в долговую тюрьму

- возможные причины провала театра:

1) ставил только трагедии

2) играл в них сам, несмотря на отсутствие актреского талант

- после долговой тюрьмы в бродячий театр

- довольно успешно, особенно, когда сам стал писать для него комедии

- вернулся в Париж уже триумфатором

- театр Мольера получил приглашение ко двору

- Мольеру начали поступать заказы на комедии для придворных праздников – неофициальный придворный комедиограф фактически (официально ему эту должность не давали)

- типы комедий Мольера по классификации классицистов

Тип комедий Отличительные особенности комедий
низкие - бытовые, фарсовые - комедии положений: смех вызывают нелепые ситуации, стычки, драки, пощечины - написаны в основном прозой - состоят из 1-3 актов, поэтому часто ставились как дополнение к большой постановке
высокие - комедии характера - смехом искореняются пороки, исправляются нравы - подчиняются правилам классицизма - триединство времени, места и действия - 5 актов - написаны александрийским стихом

- комедии высокие и низкие различаются только по этим формальным признакам

- в середине 60х гг ХVII расцвет творчества Мольера, написаны три его величайшие комедии:

* «Тартюф, или обманщик»

* «Дон Жуан»

* «Мизантроп»

- часто эти произведения называют триадой высоких комедий, но это не совсем точно, т.к. «Дон Жуан» - не высокая комедия, а барочная трагикомедия

«Тартюф»

- тема лицемерия

- Мольер часто затрагивает ее в своих комедиях

- лицемерие – главный порок эпохи

- связь с политической ситуацией – распад фронды

- мораль расшатывается => власть пропагандирует религию

- сочетание противоположностей: роскошная красивая жизнь и религиозные правила => лицемерие, показная религиозность

- Мольер намекает на религиозную организацию того времени – «Общество святых дорог», которое занималось тем же, чем и Тартюф: члены общества внедрялись в «неблагополучные» семьи и разоряли их

- обществу покровительствовала церковь и королева-мать Анна Австрийская

- комедия заказана на придворный праздник

- при дворе была поставлена первая редакция комедии

- ее особенности:

* 3 акта

* Тартюф – священник

* вопреки правилам классицизма полное торжество порока, у Тартюфа все складывается удачно

- по требованию церкви король запретил пьесу

- особенности второй редакции

* изменяется сюжет

* Тартюф – светский человек

* Тартюф переименован, теперь его зовут Панюльф

- разрешена только третья редакция (мало отличается от второй)

- трехактный вариант до нас не дошел

- в принципе до нас не дошли рукописи Мольера – только его ранние издания

- в доме Аргона Тартюфу доверяют только Аргон и его жена

- остальные оценивают Тартюфа иначе, видят его сущность и из-за этого складываются комические положения

- но Аргон ничего не видит, он не только хочет выдать дочь за Тартюфа, но и переписать на него свое имущество

- первым в комедии наказывается Аргон – за свою доверчивость: закон полностью на стороне Тартюфа, Аргона ждет арест

- ничего не может спасти Аргона

- Мольер использует прием, аналогичный приему античной драматургии «бог из машины»: у Мольера вмешивается не бог, а король

- узнав о его проделках, король приказывает арестовать Тартюфа, а не Аргона

- для персонажей Мольера характерно сочетание гиперболы и психологической достоверности: Тартюф лицемерен от начала и до конца, даже когда он говорит правду, так что правда превращается в ложь

«Дон Жуан»

- минимум два прототипа, один из которых погиб при невыясненных обстоятельствах => Дон Жуан проваливается сразу в ад, второй – ушел в монастырь

- первым образ Дон Жуана ввел в литературу испанский драматург Тирсо де Молина в произведении «Севильский озорник»

- главный герой – Дон Хуан действует в основном обманом или насилием => непривлекательный персонаж

- Дон Хуан – НЕ атеист

- Мольер взял легендарный сюжет, но придал ему новые черты:

* Дон Жуан – современник автора

* не просто циник и безбожник, а вольнодумец (либертен)

NB изначально либертены – это ученики философов, затем этот образ мыслей распространился в обществе, особенно среди молодых дворян => мода на вольнодумство, вольнодумство становится оправданием для безнравственных поступков, хотя на самом деле вольнодумство не предполагало аморализма

- Мольеровский Дон Жуан неоднозначный персонаж:

+ -
- храбрый - очень умный и это заметно - искренний: он не обманывает женщин, а скорее завлекает, соблазняет, очаровывает; он всегда искренне влюблен - распущенный - циничный

- парадоксальное обаяние порока: подчеркивает это сцена, когда Дон Жуан искусно обводит вокруг пальца своего кредитора

- Гонорель спрашивает Дон Жуана, верит ли он в Бога или дьявола – Дон Жуан смеется в ответ на оба эти вопроса

- тогда Гонорель спрашивает, верит ли он в серого монаха (приведение, которое держало в страхе весь Париж)

- Дон Жуан не верит и в серого монаха и это бесит Гонореля (!), т.е. он допускает неверие в Бога и дьявола, но не допускает неверия в серого монаха

- тогда он спрашивает, во что же верит Дон Жуан

- тот отвечает: «в то что 2х2 – 4, а 2х4 – 8»

- у Дон Жуана и Гонореля есть что-то общее, что их объединяет, что заставляет их вместе идти искать серого монаха

- Дон Жуан – рационалист

- Гонорель – тоже, но он не доходит в своем рационализме до абсолюта, как Дон Жуан

ПРОПУЩЕННАЯ ЛЕКЦИЯ

- Робинзон не наедине с собой, а наедине с Богом

- читает Библию и пытается ее трактовать

- появление Пятницы – символ сотворения человека

- сначала отношения Робинзона и Пятницы складываются в духе просветительского колонизаторства

- иерархия в отношениях: хозяин-раб

- затем господин-слуга

- затем переходят скорее на уровень дружбы

- противопоставление исторического и естественного человека

- Робинзон понимает, что Пятница не чужд цивилизации, у него необычное мышление

- в какой-то степени Робинзона можно считать естественным человеком, так как он оказался в искусственной ситуации

- Робинзон – результат и сын своего общества

- постепенно теряет специфические черты, предрассудки, свойственные его обществу – см сцены с испанцами

- роман настолько популярен, что Дефо написал два продолжения:

1) возврат Робинзона в Великобританию, а затем очередное путешествие на острова

2) трактат «Серьезные размышления ….» продолжение религиозно-философской темы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: