Мольер
- блистательный театр – провалы
- влез в долги
- попал в долговую тюрьму
- возможные причины провала театра:
1) ставил только трагедии
2) играл в них сам, несмотря на отсутствие актреского талант
- после долговой тюрьмы в бродячий театр
- довольно успешно, особенно, когда сам стал писать для него комедии
- вернулся в Париж уже триумфатором
- театр Мольера получил приглашение ко двору
- Мольеру начали поступать заказы на комедии для придворных праздников – неофициальный придворный комедиограф фактически (официально ему эту должность не давали)
- типы комедий Мольера по классификации классицистов
Тип комедий | Отличительные особенности комедий |
низкие | - бытовые, фарсовые - комедии положений: смех вызывают нелепые ситуации, стычки, драки, пощечины - написаны в основном прозой - состоят из 1-3 актов, поэтому часто ставились как дополнение к большой постановке |
высокие | - комедии характера - смехом искореняются пороки, исправляются нравы - подчиняются правилам классицизма - триединство времени, места и действия - 5 актов - написаны александрийским стихом |
- комедии высокие и низкие различаются только по этим формальным признакам
|
|
- в середине 60х гг ХVII расцвет творчества Мольера, написаны три его величайшие комедии:
* «Тартюф, или обманщик»
* «Дон Жуан»
* «Мизантроп»
- часто эти произведения называют триадой высоких комедий, но это не совсем точно, т.к. «Дон Жуан» - не высокая комедия, а барочная трагикомедия
«Тартюф»
- тема лицемерия
- Мольер часто затрагивает ее в своих комедиях
- лицемерие – главный порок эпохи
- связь с политической ситуацией – распад фронды
- мораль расшатывается => власть пропагандирует религию
- сочетание противоположностей: роскошная красивая жизнь и религиозные правила => лицемерие, показная религиозность
- Мольер намекает на религиозную организацию того времени – «Общество святых дорог», которое занималось тем же, чем и Тартюф: члены общества внедрялись в «неблагополучные» семьи и разоряли их
- обществу покровительствовала церковь и королева-мать Анна Австрийская
- комедия заказана на придворный праздник
- при дворе была поставлена первая редакция комедии
- ее особенности:
* 3 акта
* Тартюф – священник
* вопреки правилам классицизма полное торжество порока, у Тартюфа все складывается удачно
- по требованию церкви король запретил пьесу
- особенности второй редакции
* изменяется сюжет
* Тартюф – светский человек
* Тартюф переименован, теперь его зовут Панюльф
- разрешена только третья редакция (мало отличается от второй)
- трехактный вариант до нас не дошел
|
|
- в принципе до нас не дошли рукописи Мольера – только его ранние издания
- в доме Аргона Тартюфу доверяют только Аргон и его жена
- остальные оценивают Тартюфа иначе, видят его сущность и из-за этого складываются комические положения
- но Аргон ничего не видит, он не только хочет выдать дочь за Тартюфа, но и переписать на него свое имущество
- первым в комедии наказывается Аргон – за свою доверчивость: закон полностью на стороне Тартюфа, Аргона ждет арест
- ничего не может спасти Аргона
- Мольер использует прием, аналогичный приему античной драматургии «бог из машины»: у Мольера вмешивается не бог, а король
- узнав о его проделках, король приказывает арестовать Тартюфа, а не Аргона
- для персонажей Мольера характерно сочетание гиперболы и психологической достоверности: Тартюф лицемерен от начала и до конца, даже когда он говорит правду, так что правда превращается в ложь
«Дон Жуан»
- минимум два прототипа, один из которых погиб при невыясненных обстоятельствах => Дон Жуан проваливается сразу в ад, второй – ушел в монастырь
- первым образ Дон Жуана ввел в литературу испанский драматург Тирсо де Молина в произведении «Севильский озорник»
- главный герой – Дон Хуан действует в основном обманом или насилием => непривлекательный персонаж
- Дон Хуан – НЕ атеист
- Мольер взял легендарный сюжет, но придал ему новые черты:
* Дон Жуан – современник автора
* не просто циник и безбожник, а вольнодумец (либертен)
NB изначально либертены – это ученики философов, затем этот образ мыслей распространился в обществе, особенно среди молодых дворян => мода на вольнодумство, вольнодумство становится оправданием для безнравственных поступков, хотя на самом деле вольнодумство не предполагало аморализма
- Мольеровский Дон Жуан неоднозначный персонаж:
+ | - |
- храбрый - очень умный и это заметно - искренний: он не обманывает женщин, а скорее завлекает, соблазняет, очаровывает; он всегда искренне влюблен | - распущенный - циничный |
- парадоксальное обаяние порока: подчеркивает это сцена, когда Дон Жуан искусно обводит вокруг пальца своего кредитора
- Гонорель спрашивает Дон Жуана, верит ли он в Бога или дьявола – Дон Жуан смеется в ответ на оба эти вопроса
- тогда Гонорель спрашивает, верит ли он в серого монаха (приведение, которое держало в страхе весь Париж)
- Дон Жуан не верит и в серого монаха и это бесит Гонореля (!), т.е. он допускает неверие в Бога и дьявола, но не допускает неверия в серого монаха
- тогда он спрашивает, во что же верит Дон Жуан
- тот отвечает: «в то что 2х2 – 4, а 2х4 – 8»
- у Дон Жуана и Гонореля есть что-то общее, что их объединяет, что заставляет их вместе идти искать серого монаха
- Дон Жуан – рационалист
- Гонорель – тоже, но он не доходит в своем рационализме до абсолюта, как Дон Жуан
ПРОПУЩЕННАЯ ЛЕКЦИЯ
- Робинзон не наедине с собой, а наедине с Богом
- читает Библию и пытается ее трактовать
- появление Пятницы – символ сотворения человека
- сначала отношения Робинзона и Пятницы складываются в духе просветительского колонизаторства
- иерархия в отношениях: хозяин-раб
- затем господин-слуга
- затем переходят скорее на уровень дружбы
- противопоставление исторического и естественного человека
- Робинзон понимает, что Пятница не чужд цивилизации, у него необычное мышление
- в какой-то степени Робинзона можно считать естественным человеком, так как он оказался в искусственной ситуации
- Робинзон – результат и сын своего общества
- постепенно теряет специфические черты, предрассудки, свойственные его обществу – см сцены с испанцами
- роман настолько популярен, что Дефо написал два продолжения:
1) возврат Робинзона в Великобританию, а затем очередное путешествие на острова
|
|
2) трактат «Серьезные размышления ….» продолжение религиозно-философской темы