Кунсткамеры

Такие же представительные функции как и у галереи – у кунсткамеры.

Существовало представление, что художник свои творения подражая природе. В итоге появляется вторая «украшенная» природа. Композиции кунсткамер воспринимались как арена, где соревнуются природа и искусство, т.е. как театр мира (по латыни – театруммунди). Кунсткамера – от герм.произведения искусств.

Императорские и княжеские кунсткамеры (к. появлялись только при их дворах) имели смысловую нагрузку:
- владение микрокосмом кунсткамеры символизировало власть в реальном мире. Кунсткамеры посещали в основном главы и послы иностранных государств, иногда знаменитые путешественники, ученые, художники. Вообще доступ к собраниям кунсткамеры зависел от хозяина кунскамеры.

Первая кунсткамера появилась в Вене в 1550 году. Создал её император Фердинант 1 Габсбург. Вторая – в 1560 г. – Дрезденская кунсткамера Курфюрста Августа 1. Это саксонский герцог.

Мюнхенская кунсткамера (1565г.) отличалась большей либеральностью, её могли посещать и «любопытствующие», но они обязательно должны были выразить свою благодарность каким-нибудь дорогим подарком. Основана она была Альфредом 5.

Самая знаменитая к. принадлежала императору Рудольфу 2. Все свои сокровища и картинная галерея, и кунсткамера помещались в замке Градчаны. Рудольф 2 сделал одну из лучших собраний редкостей.

Известна и знаменитая кунсткамера Фердинанда 2, располагавшаяся в замке Амбрасе.

Что содержалось в этих кунсткамерах? Содержание к. – это прежде всего образцы, не укладывающиеся в рамки представлений о простом и заурядном. Неординарность предмета заключалась в его красоте или уродстве, в оригинальной технике изготовления, размере, нетрадиционной форме или окраске, либо материале. Почетное место занимали природные редкости. Т.е. образцы флоры и фауны. Также ценились предметы, которым приписывались медико-магические свойства. Например – безоаровые камни (это следствие болезни жвачных животных). Они считались сильнейшим противоядием. Их добывали, обрамляли в золото и носили на цепочке. Особо мощные – те, которые были найдены в черных козлах. Также особо желанным был рог единорога – он был ещё и магическим средством от убийц. Ещё рог Нарвала – из семейства дельфиновых, его выдавали за рог единорога. Также экспонировались анатомические аномалии - коллекция Рюйша (подкрашены ногти, румянец на щеках нарисован, и все эти ферменты до сих пор остаются, с 18 века).

Наша кунсткамера – музей антропологии и этнографии им.Петра Великого. (коллецияНэцки). В башне находится круглая аудитория. Гаторский глобус – там проводились лекции, Петровская камера сразу стала научной. Когда открылась наша кунсткамера открылась – посетителям предлагалась чарка водки, это всё было для душевной анестезии, чтобы не падать в обморок от всего того, что видишь.

Анатомические театры – это публичные вскрытия. Так как раньше не знали что же такое человек? Что это за сосуд такой и что у нас внутри и почему мы болеем. Рюйш – не извращенец, все ради науки. Эстетика того времени не предполагала устрашения от видов всего этого. Порки, публичные казни.

Почетное место в кунсткамерах отводилась миниатюрам. В Дрездене была миниатюра на вишневой косточке со 180 человеческими лицами. Много было одежды, предметов быта, предметов религиозной принадлежности, большей частью мало исследованных стран – африканских и др. Позднее в состав кунсткамеры стали включаться научные приборы – математические инструменты (компасы первые, глобусы), оптические, химические инструменты. Все эти предметы имели смысловую нагрузку – способность человека покорять природу.

16-17 века – естественно научные кабинеты

Лекция 4. Продолжение протомузеев.

Естественно-научные кабинеты.

К середине 16 века появляется такое движение, которое в корне изменило представление о мире – «Научная революция». В науке особую роль начинают играть опыт, знания, которые получаются в результате эксперимента.

Возникает потребность в спец. хранилищах подобных опытов – кабинетах и ботанических садах. Другой причиной развития естественно-научных компонентов – естественная история становится важнейшим элементов образовательных программ.

Самый известный е-н. кабинет принадлежал Конраду фон Генсеру. Он являлся автором первой зоологической энциклопедии, которая называлась «История животных».

Второй известный в Европе кабинет – кабинет естествоиспытателя Ульиса Альдорованди. Он занимался естественно-научными исследованиями, поэтому несколько комнат в своем дворце в Болонье он отвел под кабинеты. Также он известен как первый челок, который додумался первые образцы которых не хватало в его коллекции заменить картинками или гербариями.

Среди учреждений аналогичного характера выделяются кабинеты Франческо Кальчоларе в Пероне, МикеляМирканти в Риме, ФерантеИмперато в Неаполе и многие другие. Общей для всех этих владельцев была цель создания: профессиональная деятельность владельцев и их интеллектуальные запросы. Принципиальным отличием естественно-научных кабинетов от других учреждений этой эпохи был метод экспонирования. Не было идеологического подтекста, аллегорий, какие были в кунсткамерах. Вместо этого использовалась классификация, принятая в ренессансной науке. Сходство этих учреждений проявлялась в том что демонстрация образцов подчинялась эстетическим принципам. Коллекции распределялись особыми группами, тематически, были правила экспонирования – к примеру правило микро-симметрии.

Вторая половина 17 в. сформировалось представление о том, каким должно быть научное собрание. Ярким примером является кабинет копенгагенского врача Оле Ворма. Вторая половина – конец 17 в. появляются анатомические театры, где проводились публичные вскрытия и анатомические кабинеты. Связано это с развитием медицины.

За 18 веком закрепился эпитет Эпоха Просвещения, потому что в это столетие появилось и набрало силу такое учение, движение Джона Локка. В основе учения лежала мысль о том что правда свободы, равенства и частной собственности вытекают из самой природы человека. Во главе государства должен стоять просвещенный монарх, народ просвещен, они должны были обеспечить новый миропорядок, более разумный и более справедливый. Просветители были уверены что не существует каких-то врожденных идей, все протекает из опыта. Поэтому главной задачей просветители считали пропаганду знаний.

Именно в русле идеологии просвещения с её акцентами на равенство образовательных возможностей стала формироваться концепция музея, доступного широкой публике. С этого момента превращение частных собраний в общедоступные музеи получило необратимый характер, так как этот процесс был теоретически обоснован.

Пионером в области создания общественных музеев считают Англию (1-й появился в конце 17 в. в 1683г. был открыт музей Эш-мола, созданный с образовательными целями. Размещался он в здании химической лаборатории. Основой коллекции было собрание отца и сына Трейдесканта). Джон Трейдескант старший занимался разбивкой садов при королевском дворе – ландшафтный дизайнер. Часто ездил в командировки и привозил различные растения. За свою жизнь он собрал огромную коллекцию растений, и не только (монеты, этнические). Его дом пользовался успешностью и назывался в научных кругах «ковчегом». Его сын продолжил дело отца – выпустил первый каталог всего этого. ЭрисЭшмол помогал Джону Трейдесканту младшему. Именно он передал все это оксфордскому университету.

Публичный музей национального масштаба открылся через 70 лет. Его основателем был врач, лейб-медик Хендс-Слоун. Он собрал 43 тыс. книг, множество рукописей, образцы растений, кучу гербариев, монеты и медали, произведения искусств. Всю свою коллекцию ХендсСлоун завещал английской короне. С условием выплаты компенсации его дочерям всего лишь в размере 20 тыс. фунтов стерлингов. В 1753 г. парламент учредил совет попечителей, который должен был заниматься коллекцией Стоуна. Они собирали деньги на создание здания для музея. Купили здание за 40тыс. фунтов стерлингов особняк Монтегю-Хаус. За все это время (время поиска здания, его реставрации) коллекция дополнилась монетами и манускриптами (Коттон), множество рукописей наследника Карли (лорда Оксфордского). В 1759 г. торжественно был открыт Британский музей. В окрестности Лондона – Блумсбери.

В музее был принят Устав, Устав посещений музея. Он был расчитан на ученых, писателей и художников. Это ограничивало круг посетителей.вход был платным. Для того чтобы прийти в музей и получить билетик соискатели за 3 месяца отправляли просьбу о посещении музея. Осмотр разрешался только в составе организованных групп в составе не менее 10 человек. И все это было ориентировано на элитарную публику. Сохранилось воспоминание современника Уильяма Хаттона (продавец книг): «мы собрались на месте в количестве 10 человек… стали идти довольно быстро и с удивление спросил не будет ли нас кто-то информировать?.. «Уж не хотите ли вы чтобы я рассказал вам обо всем что есть в этом музее. Это не возможно. К тому же есть таблички… Примерно через 30 минут мы закончили осмотр, хотя нужно было осматривать 30 дней. Я покинул его с тем же багажом с которым и зашел». Такой опыт проведения экскурсий не был из ряда вон выходящим.

В Англии большинство музеев возникают на основе частных коллекций. То в континентальной Европе публичные музеи появляются в результате «открытия» для широкой публики собраний монархов. Точно так же в ряде галерей установилась практика показа композиций квалифицированной публики (специалисты).

В 1722г. саксонский Курфюрст Фридрих Август I размещает знаменитую богатейшую коллекцию на 2 этаже так называемых «Конюшен на Юденхофе». В будущем это здание отошло к дрезденской художественной галереи. (Дрезденская художественная галерея). Расцвет дрезденской худ.галереи приходится на период правления следующего короля Августа 3. Именно при нем в ней появились экспонаты, принесшие ей мировую известность. В том числе МадонаСантиста. С 1765 г. эта галерея была открыта для квалифицированной публики.
В 1777г. открыла доступ в свои залы Мюнхенская пинакотека.

Самый интересный пример превращения из чатсной коллекции в общественную – коллекция Габсбургов. В 17 в. австрийским габсбургам принадлежала одна из величайших худ.коллекций. Уже в начале 18 века любители искусств могли посещать это собрание выставленное в Штальбурге. В Штальбурге для этого было перестроено здание арсенала. Посещение платное. Революционные изменения произошли в годы правления Марии Терезии и её сына соправителя Иосифа 2. В 1770-е годы вся коллекция была перевезена в специально купленный для неё дворец «Верхний Бельведер». Разрешили 3 дня в неделю бесплатно посещать его. Принципиально новым был принцип экспонирования. До этого в 18 в. господствовал принцип шпалерной развески и декоративного комплекса. Они присутствовали во всех картинных галереях, во всех музеях. Принцип шпалерной развески – это картины покрывают все пространство стены одним единым полотном, складывается впечатление что это единое полотно. Главный принцип комплектования – цвет и свет, поэтому декоративный комплекс. Картины могли надрезать, подставить, могли отрезанную часть картины отрезать и куда-нибудь ещё вставить. Считали что главным было эстетическое восприятие картины – по колеру хорошо подходят и не важно что это разные времена, разные авторы. Мария Терезия принимает революционный принцип экспонирования – принцип исторической систематизации. Т.е. картины группировали по национальным школам. В рамках каждой школы – по хронологии их создания. До сих пор все худ.музеи строят свою работу по такого принципу. Были противники этого принципа – те кто считал что все таки эстетика выше, мол что за методическая разработка. Но к 19 в. все же стали доминировать именно принцип исторической систематизации, а в 19 в. его стали применять все музеи.

Италия. Стала известна всему миру после галереи Уфици. в 18 в. там открываются ещё музеи, известные под названием «музеи Ватикана». В 1734 г. папа римский Климент 12 торжественно открывает Капитолийский музей. В основу собрания к. м. вошла коллекция капитолийского антиквария. В начале 70-х гг. 18 века римский папа Климент 14 и кардинал Баски – будущий папа Пий 6 реконструировали помещение Ватикана, к старому антикварию пристроили Отторанский портик, и в 1773 г. здесь открылся музей античной скульптуры «Пио-Клементино». Но оба этих музеев можно назвать общедоступным очень условно – т.к. посещать могли только католики и высшие звания католической церкви.

Один из старейших музеев был открыт при флоренцийском университет. Был открыт зоологический музей «Ла-Спекола»(по ит. это очки или стекло). Это зоологический музей, в котором присутствовали заспиртованные животные и живые. Также в этом музее находилась восковая лаборатория. Помог открыть этот музей герцог тасканский Петр Леопольд.

Французская монархия. Коллекции монархов превращаются в музеи в результате революции. К 18. в. им принадлежали огромные художественные богатства. Они украшали такие резиденции как Фонтеблон. Лувр, Версаль и Тюильри. После того как Людовик 14 оставил свою резиденцию и перенес её из Версаля в Лувр, там обосновалась академия живописи и скульптуры. Эта академия устраивала выставки художников и своих учеников, эти выставки назывались Солоны. Вообще академия живописи и скульптуры была местом где общались умы. В 1765 г. Дени Дидро излагает свой проект превращения Лувра в храм науки и искусства. Созданием национальной галереи художественной занимался Людовик 16. Но не успел её открыть. Французская революция, смела монархию и национальную галерею открывало республиканской правительство. В 1792 г. Конвент (респ. орган правления) принял решение об открытии в Лувре музея Франции. Открытие решили приурочить к годовщине республики и открыли в 1793г. В тот же год, 1793, был открыт музей национальных памятников. Там экспонировалась скульптура, отражавшая историческое прошлое Франции. В Версале также был открыт музей – особой французской школы (живописи). Кроме этих 3 худ.. было открыто ещё 2 естественно-научных. Музей естественной истории (открыт в Парижском ботаническом саду); и на тот момент это был первый в мире музей науки и техники «Консерватория искусств и ремесел», открыт был в здании монастыря Сен Мартин де Шамп.

Таким образом можно сказать, что к концу 18 в. окончательно складывается концепция публичного музея. Открытие музея для публики в каждой стране имело свои особенности. В Англии музеи открывались на основе коллекций частных лиц. В континентальной Европе благодаря «открытию» собраний монархов. Во Франции – как следствия революционных событий. Эти музеи несли отпечаток дворцовых галерей и частных кабинетов периода ренессанса. – большинство экспозиций было рассчитано на профессионалов. Но именно в конце 18 в. были сделаны первые шаги к созданию экспозиций понятных простому обывателю.

Возникновение российских музеев:

Процесс появления музея как института общества начался в России на 2 столетия позже, чем в Западной Европе. Это связано с тем, что в Московском государстве не получила развития ренессансная культура, с её гуманистическими идеями. Т.е. российские цари долгое время не коллекционировали а копили сокровища, т.е. лежала печать средневековья. В ср. века в России появляются спец. хранилища – арсеналы, для доспехов, для оружия. В дальнейшем в этих арсеналах стали храниться и реликвии. Самым крупным хранилищем является оружейная палата. Истоки её возникновения относятся к 14 в., к времени правления Ивана Калиты. А первое упоминание (письменное) встречается в 16 в в 1537 г. – запись в к-й говорится о том что в оружейной палате не только изготовлялось и хранилось оружие, но там были и различные трофеи, позже там хранились различие регалии.

В 16-17 веках постепенно выделяются предметы, которые обладают исторической ценностью, и мемориальные предметы. Им создавались особые условия хранения, их выделяли из остальных, раскладывались по категориям.

В России были и другие протомузейные сооружения. К примеру – культурные сады (14 век), далее (15 век) – аптекарские огороды, которые в будущем перерастут в ботанические сады. Будущие зоопарки также появились в средние века – берут начало от частных зверинцев, появившихся в 16 веке.

В 16-17веках появляются первые коллекции. В связи с чем? Стало известно что древности можно найти путем раскопок. Первые древности принадлежали известным лицам – Борису Годунову, князю Милославскому и князю Хетрово.

Для формирования исторического сознания и возникновения музеев необходимо было освобождение от религиозного сознания. Впервые стали появляться светские жанры живописи – парсуна, гравюра, именно в кремлевских мастерских. Где церковь не имела такого тотального контроля. Сложились первые коллекции и началось робкое знакомство с европейским опытом.

К концу 17 века.была подготовлена почва для возникновения музеев, но радикальные изменения произошли при Петре 1.

Лекция 5. Возникновение российских музеев.

В России запаздывали гуманистические взгляды, поэтому позже развивались музеи.

Предшественники – арсеналы, царские, княжеские сокровищницы, культурные сады и даже частные зверинцы. Но формирование музеев связано с Петром 1.

Первое знакомство Петра1 с западноевропейской культурой состоялось во время заграничного путешествия (которое известно как «великое посольство), длилось целый год – 97-98 годы Во время этой поездки Петр 1 путешествовал как Петр Михайлов, как плотник, посетил Англию, Голландию, Австрию, Пруссию. И понял что Россия сможет разговаривать с Европой на равных только при условии своего развития (промышленности и торговли). Всё это зависело от образования народа. Тогда же у Петра появилась идея создать музеи, говорящие более понятным языком вещей. Во время своей поездки Петр 1 закупал много вещей, и все приобретения вошли в состав личного собрания монарха «Государев кабинет». Но Петр 1 не ограничился этой поездкой и продолжал коллекционировать, наладил связи с зарубежными любителями коллекций, и вскоре его коллекция стала пополняться и не умещалась только в государевом кабинете. В результате этого пополнения коллекция была разделена на 2 части – естественно научные экспонаты и книги поместили в здании московской главной аптеки (на Красной площади), а коллекции оружия, изделий художественного ремесла, инструментов(медицинских, оптических), посольские дары были перенесены в Кремль. Датой основания первого в России музея – кунсткамеры принято считать 1714 год. Государев кабинет переезжает из Москвы в Петербург и размещается в Летнем дворце Петра 1. Эту дату принято считать началом музейного дела в России. Коллекция сразу начала пополняться. В 1715 г. известный горнозаводчик (владелец заводов на Урале) Акинфий Демидов подарил Екатерине 1 коллекцию скифских золотых изделий и украшений. Она до сих пор хранится в Эрмитаже. Коллекция особенно ценная – поэтому хранится в особой кладовой №2 (всего их 2). А №1 – это сокровища рода Романовых.

1716-1717 года Петр1 привозит готовые и известные в Европе собрания – кабинет Фредерика Рюйша, естественно научные коллекции врача Готвальда, и большая коллекция рыб, птиц и пресмыкающихся Амстердамского аптекаря Альберта Сэбэ. Также коллекцию Петра 1 активно пополняли находки и материалы экспедиций (это картографические экспедиции – экспедиции для описывания границ государства, и геодезические – недра земли). Материалы оттуда тоже пополняли коллекцию.

В 1718 г. был издан указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». А вообще в правление Петра 1 было выпущено около 10 указов о сохранении древностей. О чем это говорит? То есть произошел качественный скачок в отношении к древностям. Начался их поиск для музеев. В массовое сознание стала внедрятся мысль что это интересно, необычно и достойно внимания.

Первая композиция Кунсткамеры состоялась в 1719г. Кунсткамера – российский музей, отражает менталитет. Открылся в так называемых Кикиных палатах - в доме конфискованном у опального боярина Кикина. Экспонаты были сгруппированы в занимательные экспозиции, первое время демонстрировались также живые экспонаты (монстр Фома, Яков и Степан), дети с врожденными дефектами. Эти люди получали 20 серебряных рублей в год и 3 раза в год одежду. Причем днем они были экспонатами, а ночью в роли сторожей и истопников. Первоначально вход в кунсткамеру в определенные дни и часы был бесплатный. Петр 1: «Я хочу чтобы люди смотрели и учились».
Отличие: открылась последней, но российская кунсткамера создавалась не в демонстративных, а в просветительских и научных целях.

Петровской кунсткамере были присущи многие черты европейских кабинетов. Раньше других она начала превращаться в научное учреждение. Иностранцы писали – «экспозиция не перегружены, есть множество моделей, макетов, которые позволяют воспринимать что и как». И буквально в 1724 г. коллекция была отдана Академии Наук – т.е. стало полностью научным учреждением.

Всеми отмечалась тесная связь с наукой. Гаторбский глобус – подарил приезжий герцог, которому очень понравилась наша Кунсткамера.

В 1728г. Кунсткамера из Кикиных палат переезжает в здание на Васильевском острове. Архитектор – Маттарнови. Существует легенда: как было выбрано это место на Васильевском острове. Петр 1 гулял перед своей смертью на Васильевском острове и выбирал место. Увидел 2 сосны – уродцы, которые вросли друг в друга, и сказал что тут будет. Сейчас это чудо убрали. Это легенда, которая не лишена правды.

Долгое время Кунсткамера была единственным музеем. Но на протяжении 18 века многие хранилища стали приобретать музейные черты.

Наиболее ярко это прослеживается на примере Оружейной палаты. Официально Оружейная палата становится музеев в 1806 г. Указом Александра 1 вводилась должность смотрителя и эту дату принято считать датой основания музея.

Во времена Петра1 оружейная палата признавалась Древлехранилищем Царской Семьи. Имущество считалось неприкосновенным, но некоторые вещи можно было использовать для царских увеселений. Появились документы – на выдачу, и т.п. Правда отдельного помещения Петр 1 не построил.

Аналогичные процессы происходили и с другими учреждениями. Например при московском госпитале в 1703 году открывается анатомический театр. В 1709 г. вышел Указ о том, чтобы все материалы по кораблестроению (макеты кораблей, чертежи) помещать в отдельном кабинете – Модель-камере. В 1722г. – все макеты и чертежи передавались в Адмиралтейство для обучения потомков морскому делу. Надо сказать что этих материалов собиралось огромное множество, поэтому в 1805 г. решили открыть отдельный музей - Морской музеум.

Формирование художественных коллекций также связано с именем Петра 1.

В 1717г. в любимом дворце Петра 1 (Монплизер- «Моя прелесть» - это малый дворец в Петергофе). Там появляется первая в России дворцовая картинная галерея. Очень скромная – всего 100 полотен.

Первый Эрмитаж появляется в Петергофе. Слово Эрмитаж французское и переводится как приют отшельника, т.е. уединение. Это все пришло из Версаля. Почему так называется? Павильон для закрытых приемов. На 2 этаже был забавный стол. И там была шпалерная развеска.

А вообще, художественное коллекционирование связано с последующими правителями – Елизаветой и Екатериной. Особую пышность двор приобретает всер. 18 века. Стали преобладать живопись и прикладное искусство.

Первая галерея Эрмитажа в Зимнем дворце появилась в 1765 г., когда Елизавета Петровна разместила там коллекцию голландских и фламандских художников. Кроме зимнего дворца – маленькие галереи, картинные залы были в Царско-сельском дворце, в большом дворце в Петергофе, ну и петровские коллекции – Монплизер и павильон Эрмитаж.

Елизавета Петровна создавала коллекции с репрезентативными свойствами. И больше было вещей, тряпочек и т.д. После её смерти было найдено 60 сундуков с тряпочками.

К сожалению, уровень коллекций был гораздо ниже чем в малозначимых в политическом отношении государствах как Дюссельдорф, Касель. Не говоря уже о собраниях Парижа, Вены, Мадрида, Мюнхена и Дрездена.

Значимость уровня картинных галерей поняла лишь Екатерина 2. Поэтому Екатерина 2 занялась созданием национальной художественной галереи и сделала это одним из основных направлений внутренней политики. (Если государство имеет качественную коллекцию, значит на престоле просвещенный монарх).

1763 г. Берлинский купец Яков Гацковский в счет долга передает Екатерине 2 коллекцию собранную им для прусского короля Фридриха 2. Это было время семилетней войны. У короля Пруссии не было денег чтобы это выкупить. Фридрих 2 ценился как хороший коллекционер. Но не было денег. А Екатерина 2 показала этим возможность помериться силами с Пруссией, ударила по самолюбию Фридриха. Плюс ещё выгодно представили финансовое положение России. Таким образом 1764 г. считается основанием Эрмитажа. Тогда коллекция Якова Гацковского пребывает в Петербург. И эту дату принято считать основание государственного Эрмитажа.

В то время Зимний дворец (Расстрели) окружали плацы для парада. Поэтому в 1767 г. Екатерина заказала архитектуру Вален-Деламоту построить на уровне Белитажа сад, заканчивающийся у набережной Невы павильоном. Он стал называться Малый Эрмитаж. В нем было 2 стола на 6 персон и в этом здании появился первый Эрмитаж. Коллекция росла и в 70-е годы архитектор Фельтен строит здание большого Эрмитажа. Со временем название Эрмитаж перешло на все эти помещения и стало синонимом дворцового музея.

Покупка картин при Екатерине 2 поручалась специальным агентам – послам при европейских дворах. При выборе она советовалась с Вольтером, Дидро, Фолькане, и также с одним из братьев Гримм. Из российских – это князь Голицын. На аукционах приобретались не только одиночные картины, но и некоторые коллекции. Были и скандалы. В 1769 г. была приобретена галерея Брюлля (министр августа 3 саксонского). Эта коллекция насчитывала 600 полотен. Спустя 3 года Европу опять потрясла сенсация – покупка одной из лучших частных коллекций – французского финансиста Пьера Кроза. В 1779 году разгорелся скандал в Лондоне. Екатерина 2 купила коллекцию, принадлежащую премьер-министру Англии Роберту Уолпера. И по факту покупки было созвано специальное заседание парламента – может ли коллекция, являющаяся национальным богатством Англии покинуть её территорию. В итоге разрешили.

После смерти Екатерины 2 была проведена опись. 1797 г. в залах Эрмитажа и дворцах Петербурга находилось: 3996 картин, 79 784 гравюры. Также в состав Эрмитажа включался Минералогический кабинет, Алмазная комната(это все ювелирные изделия, которые были вывезены из Оружейной палаты по приказу Екатерины 2).

Были жалобы на принципы экспонирования. На узкие, полутемные залы галерей, т.к. до этого это были царские покои – дом.

- При Екатерине 2 были маскарады в Эрмитаже.

Но на протяжении 18 века Зимний дворец представлял собой частное собрание, которое имея колоссальные размеры не могло не перерасти в самостоятельное учреждение национального масштаба. Эти перемены произойдут в следующем столетии.

Во второй четверти 18 века появляются музеи кунсткамерного типа. Развивается частное коллекционирование. Первые коллекционеры это в основном приближенные Петра 1, его сподвижники. Конечно это князь Меньшиков (имел коллекцию живописи в 143 полотна). Известным коллекционером был генерал-фельдмаршал, дипломат Яков Брюс, выходец из Шотландского знатного рода, служил у Петра 1. У него был кабинет, естественно научный, который был второй после государственного. Он занимался математикой и физикой. У него была лучшая библиотека в России (научных книг). Ну и конечно же по моде того времени у него был богатейший кабинет древностей.

Ещё один знаменитый коллекционер – князь Голицын. В своей усадьбе в Архангельском князь Голицын собрал коллекцию редкостей, естественно научных материалов и рукописей. Но особую известность коллекция Голицына приобрела благодаря его библиотеке. Он собрал около 3000 томов - как научного, так и художественного содержания.

Таким образом, можно сказать что частные коллекции имели 1 особенность – не сохранялись после смерти их владельцев, и естественно не переросли в публичные музеи. Исключение – граф Шереметьев. Он заложил основы семейного/фамильного коллекционирования. У него в имении Кусково был прекрасный парковый ансамбль, картинные галереи (там были настоящие жемчужины – Рафаэля, Рембранта, и т.д.). Имение Останкино; а в Петербурге в фонтанном доме был картинный кабинет – там хранились мемориальные вещи семьи Шереметьевых.

Вторая половина 18 века коллекционирование связывается с научными изысканиями владельцев и с возникновением музейных учреждений. На базе научных обществ появляются первые научные музеи. Старейшим научным обществом в России считается императорское вольное экономическое общество. 1765г. основания.

В 1770 году появляется Модель-камера. Там выставлены с/х и другие машины, образцы с/х культур, ткани, гербарии и минералы. Для наглядности образовательного процесса появляются кабинеты при учебных заведениях.

1755г. - камора натуральных и куриозных вещей. При московском университете. 1758 год. –в Петербургской академии художеств открылся учебный музей на основе коллекции графа Шувалова (это основатель академии художеств)

1774г. – в Петербургском горном училище открывается кабинет российских и иностранных минеральных и ископаемых тел. Этот музей до сих пор существует. Там хранится уникальный экспонат – глыба малахита, которая весит 1,5 тонны.

И в Сибири появляется первый краеведческий музей.

1782г. – Иркутский музеум, первый провинциальный музей истории местного края. Он пробыл недолгое время, а связан с деятельностью губернатора Федора Кличка. Он решил построить в городе библиотеку – книгохранительницу.

Лекция 6. Развитие музеев в 19 веке.(это ответы на вопросы 11,12 и 13)

Развитие музеев в начале 19 века связана с деятельностью Наполеона, с его военными походами. С 1794г. военные действия в Европе не прекращались до крушения Наполеоновской империи. За победоносными французскими войсками неотступно следовали специальные комиссии, которые отбирали для отправки в Париж картины, статуи, ювелирные изделия, книги, и прочие культурные ценности. Этот художественный грабеж имел теоретическое обоснование. В правительственных документах той поры зафиксировано идея о том, что творения человеческого гения должны служить свободным людям, а не тиранам и рабам (свободные люди – французы, а остальные это тираны и рабы).также эта мысль звучала в речах публицистов, ораторов, государственных деятелей.

Прибытие величайших творений в Париж по замыслу французских властей должен был ассоциироваться с триумфальными шествиями в Риме. Потом большая часть оседала в Лувре (который тогда назывался музей Наполеона), либо в каких-то других мелких музеях. Раздавались конечно голоса протеста против такого ограбления, но все безуспешно.

С 1803-1814 г. Лувр назывался «Музей Наполеона». Генеральным директором музея Наполеона был Доминик Виван-Де-Нон. Он был не только генеральным.но и гениальным директором. Он действительно был коллекционером, коллекционером по призванию, и он первым додумался делать сувенирную продукцию, как мы её сейчас называем. Делал слепки, репродукции картин и т.п. Первым стал делать каталоги картин. Все деньги вырученные от продажи он использовал чтобы закупить новые вещи в коллекцию. Самая авантюрная была сделка с братом Наполеона – Жозефом Бонапартом. Жозеф был объявлен королем Италии. И Виван-де-Нон приехал к нему с величайшей миссией – чтобы реквизировать картины Веласка, Босха и т.д. из Мадрида. И Виван-де-Нон смог убедить Жозефа что они не представляют никакой ценности. И вывезли их в Лувр. Когда Жозефу сказали насколько эта коллекция была ценна, он жаловался своему старшему брату – Наполеону, что его обманули его слуги. Конечно, никакого наказания Виван-де-Нону не было.

Также трофеи поступали не только в Лувр. Музейная политика наполеоновской Франции носила трансконтинентальный характер. Наполеон планировал создавать публичные музеи на всех территориях, оказавшихся под юрисдикцией Францией. Т.е. Наполеон старался создать музеи не только во Франции. Поэтому начало 19 века начинают временем строительства музеев. В этих музеях должен был быть такой набор произведений различных школ живописи, который позволял бы осветить историю развития искусства. Т.е. следили за качеством коллекции.

При Наполеоновской Франции было создано несколько крупных музеев: Музей Наполеона, Пинакотека Брера (Италия). Особую активность в области музейного строительства французы проявляли на территории Италии. В 1805 году вместо Итальянской республики появилось Итальянское королевство со столицей в Милане. Поэтому в Милане (чтобы подчеркнуть столичный статус) нужно было создать учреждение национальной славы. Музеи отражали просвещенность, статус, власть и т.д. И была создана пинакотека Брера.. В секуляризованный монастыре Санта-Мария де-Брер было свезено лучшее собрание полотен церковной живописи, которое было конфисковано по всему Итальянскому королевству. Для пинакотеки был выбран дворец 17 в, который находился рядом с монастырем, и построенный по проекту архитектора Франческо-Марии-Рикиньи. В результате пинакотека Брера стала обладательницей коллекции венецианского кватроченто (последняя четверть ренессанса).

И ещё 1 музей начал формироваться – это музей Прадо. В Испании первые попытки открыть общедоступный публичный музей относятся к 1785 году. Испанский король решил выделить место в парке Прадо (по-испански «прадо» - место для гуляния, луг). Это первое такое долго строительство. Но создание музея все-таки стало заслугой испанского короля Фердинанта 7, который в 1814 г. был восстановлен на престоле. Здание парка было отреставрировано, а в 1819 г. состоялось торжественное открытие музея «Прадо». До 1868 г. музей был королевский, и поэтому говорить о том что он был общедоступным нельзя, прием посетителей был очень ограниченным. Надо сказать, что когда Ф.7 открывал музей коллекция насчитывала всего 311 картин, так мало, потому что все изображения с оголенным телом хотели сжечь. Но настоящие ценители искусства уговорили Ф7 отдать эти полотна академии Сан-Фернанда (королевская академия изящных искусств), для того чтобы ученики могли тренироваться рисовать человеческое тело. И только после революции 1868 г музей открывает свои двери для посетителей.

По Парижскому мирному договору 1814г. Лувр оставался неизменным для того чтобы восстановленный на престоле Людовик 18 не выглядел побежденным. Все что не было выставлено в Лувре и Тюильрийском дворце подлежало отправке обратно в страны происхождения. Пруссия и Бовария настаивали на полном возвращении. Реституция – возвращение культурных ценностей. Пруссия и Бовария настаивали на реституции.

В 1815 году (после вторичного занятия союзниками Парижа – «100 дней Наполеона») уже всё подлежало возврату. В результате этого мирного договора Франция вернула 2065 картин, и 130 произведений скульптуры. Распад и крушение империи Наполеона открыл новые возможности в области музейного строительства. Многие картины возвращались не в монастыри и частные коллекции, а становились ядром, базой для создания национальных музеев, или пополняли уже существующие музеи.

Таким образом можно сказать что наполеоновская политика имела 2 положительных момента в музейном строительстве:
-повсеместное распространение общедоступных музеев, одни из которых создавались Французскими властями, другие стали результатом наполеоновских войн, третьи возникали благодаря возвращению культурного наследия.
-сформировалось представление о музее как институте, обладающем не только научной, художественной и просветительской ценностью, но и политической значимостью. Т.е. музей стал символом национальной славы. Стал восприниматься как символ национальной культуры. Это естественно – потому что вся Европа была напугана французской армией. Потому что все страны попадали под юрисдикцию Наполеона. Таким образом вся Европа оказалась перед возможностью потерять свою самобытность. Поэтому после крушения Империи Наполеона стали активно создавать музеи, чтобы сохранить свою нацию, свою культуру.

Кроме этого в 19 веке распространилось интеллектуальное и художественное течение – романтизм. Романтики разочаровались в обещаниях просветителей. Романтики питали тоску по национальным корням, они обращались к прошлому (в это время формируется историческая наука), и пытались через обращение к прошлому понять настоящее и даже предугадать будущее. Стремление исследовать национальный характер, национальную культуру дало импульс к появлению новых музеев. Постепенно стала укореняться представление о музее как учреждении общенациональной значимости и необходимом атрибуте суверенного государства.

С 1820-х годов начинается превращение всех закрытых собраний в общедоступные музеи. Например:
в 1825-м году появились первые правила посещения Эрмитажа, 1806 г. – оружейная палата становится музеем,
-в Праге в 1818г. открывается национальный музей, причем в Уставе этого музея прописывается что главная цель музея – изучение культуры чехов и словаков,
-1819г – музей древностей в Копенгагене.
1852г. – Германский национальный музей в Нюрнберге.
-1862г. – музей национальных древностей в Сен-жер-Мерн.

Естественно эти явления затронули и российское общество. В первой трети 19 в. в российском обществе стали разрабатываться проекты музея национальной славы.было 2 проекта: Аделунга (историк, лингвист) и Вихмана (тоже историк, и коллекционер). Эти проекты были рассмотрены Александром 1 и положены в стол – т.к. не было денег на реализацию. Но мечты о нац. музее реализовались – Румянцевский музей. Граф Румянцев – организовал кружок, члены которого изучали хранилища монастырей, провинциальные собрания, и в общем то они занимались поиском памятников славянской письменности. 2 самые значимые находки – исборник Святослава 1073 года, и судебник Ивана 3. Также граф Румянцев финансировал первое кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского. К.и Л. в качестве благодарности привезли графу богатейшую коллекцию этнических материалов. Эти материалы отображали культуру, быт, религиозные верования народов Якутии, Сибири, Аляски и т.д. После смерти графа Румянцева этот музей не стал начным центром. После смерти Одоевский был назначен хранителем этой коллекции. Он перевозит коллекцию Румянцева в Москву, в дом Пашкова (это памятник архитектуры 18 века). В 1862 г. состоялось открытие Румянцевского музея.

Первый национальный музей появился в России в пореформенный период. Современное название его – «Государственный исторический музей». В 1873г. – были сформулированы общие основания музея, которые определили его цель – служить наглядной историей. В 1875 г. – на Красной площади стало возводиться здание по проекту архитектора Шервуда и инженера Семенова. В 1883 г. (8 лет его строили) состоялось торжественное открытие исторического музея. Но это было в старой столице – в Москве, и Питер тоже ждал подобный музей.несмотря на то что Эрмитаж уже был открыт для посещений в 1851 Николай 1 строит новое здание с отдельным входом – архитектор – Лео фон Кленус (с Боварии). После написания правил Эрмитажа был определен контингент посетителей. Количество посетителей регламентировалось количеством билетов.

1852 г. – новое здание у боровицких ворот для Оружейной палаты. Архитектор – Тон. До этого года музей Оружейная палата располагалось в другом месте – в теремном здании на месте палат Бориса Годунова. Петр Валуев – правило чтобы без ведома императора нельзя было что то вынести или переместить.

В Петербурге существовал Эрмитаж, но это был не музей национальной славы. Долгожданной решение этот вопрос получил в правление Николая 2. Н.2 подписал указ в 1895 г. об учреждении русского музея имени императора Александра 3. А.3 имел репутацию любителя и покровителя именно русского искусства, поэтому такое решение. Также в память отцу Н.2 отдал под музей Михайловский дворец. М.Д. был построен для великого князя Михаила, построил архитектор Росси, но это было жилое помещение, поэтому пришлось перестраивать. Архитектор Свиньин перестроил Михайловский дворец как раз под нужды музея. И в 1898 г. состоялось открытие русского музей. Русский музей открылся как картинная галерея. Но так как задача была отражать русскую культуру – то скоро начали сосредотачиваться этнографические экспонаты. В 1901г. – открыт этнографический отдел, в 1913 – историко-бытовой отдел. Но после революции последние 2 отдела выделили в отельные музеи и перевели в другие здания.

Галерея Павла Третьякова. Музеи возникали на основе частных коллекций. И основателем одного из них стал купец, меценат Павел Михайлович Третьяков, он подходил к созданию своей коллекции с точки зрения историка искусства. Третьяков включил в коллекцию все наиболее значимые, характерные для понимая этапов и тенденций развития русской живописной школы полотен. Время создания галереи считается 1874 г. В этом году осмотр был разрешен посторонним лицам. Первоначально галерея находилась в особняке Третьякова – в Лаврушенском переулке, сейчас там отде Третьяковской галереи, это было 2-х этажное здание. С 1881года вход был свободный и бесплатный. В 1893г. состоялось открытие музея «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Сергей Михайлович Третьяков – это младший брат, который скоропостижно скончался. И в память о нем Павел решил что можно разместить и его коллекции. Поэтому было 2 зала – 2 коллекции – Павла Третьякова 1287 картин русских художников, и 75 картин произведений западноевропейской живописи. Поэтому считается что саратовский Радищевский музей был первым общедоступным российским музеем, был открыт в 1882г.

Конец 19 века ознаменовался появление нового типа музеев - музей под открытым небом. Его концепцию разработал шведский филолог и этнограф Артур Хаселиус. Он разработал теоретические основы музея под открытым небом. Эта концепция определила развитие музееведческой мысли в 20-м столетии. Почему это стало возможным? Именно с сельскими традициями стала отождествляться нац. культура, нац. самобытность. В Скандинавии появились частные коллекции деревянных построек и хозяйственного оборудования. А во всем мире появился интерес к изучению национальной самобытности. Принципиально новое – это то чтобы показывать и сохранять не только памятники, но и их функциональные связи с другими объектами. Т.е. появилась тенденция к воссозданию исторической среды. Более того эти экспозиции стали «оживляться» и свою лепту в этот процесс внесла московская этнографическая выставка. В 1868 году проходила Московская этнографическая выставка, где впервые были применены манекены для демонстрации каких-то бытовых процессов. Т.е. появились какие-то жанровые сценки – крестьянин что-то делающий, хозяйка, достающая что то из печи. И эти манекены стали использоваться в этих музея под открытым небом.

Так как появился в Скандинавии, в Швеции, то было свое название – Скансен. Эти музеи строились на заранее подобранных территориях. Ни в коем случае нельзя путать с экологическими музеями.

В конце 19 века по мере развития науки и техники с изменением критериев оценки искусства музейная среда стала обогащаться профильными музеями т.е. появились художественные музеи, исторические музеи, с/х музеи, музеи науки и техники. А также были сформулированы к концу 19 в. научные принципы комплектования и экспонирования музейных собраний. В естественно – научных музеях стал доминировать принцип полноты и систематичности коллекции. Материал выставлялся в соответствии с классификацией принятой в профильной музею науке. И во второй половине 19 века появляется новый принцип экспонирования художественных коллекций. Называется он «академический ряд», т.к. в основе лежала академическая история искусства. Этот принцип экспонирования до сих пор существует.

Лекция 7. Музеи мира в XX веке.

20 век это век концептуальных и организационных новаций в музейном мире. На протяжении всего столетия буквально не утихали споры о месте музея в обществе. Это был один из актуальных вопросов. Музейная деятельность в тех масштабах, в которых она проводилась в 20 веке, стала возможна благодаря международным объединениям в области музейного дела. Это первая отличительная черта музейного дела 20 в. – появляются международные объединения. Первым объединением стала Международная музейная служба, которая появилась в структуре Лиги Наций в 1925 г. Надо сказать, что она перестала существовать в связи с прекращением существования самой Лиги Наций в 1946г. Но потребность в таком международном учреждении, объединении специалистов оставалась. Поэтому появился наследник – Отдел музеев, в настоящее время эта организация называется Отдел Культурного наследия, Который был организован при ООН, в отделе по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО. Это было в 1946 г.

В том же 1946 г. произошло ещё одно знаменательное событие. В Париже был учрежден международный совет музеев. Больше известный под русском аббревиатурой – ИКОМ.

Какие ещё объединения? В целях координации исследований и повышения стандартов в области сохранения культурных ценностей в 1959 г. был создан международный научно-исследовательский центр по консервации и реставрации культурных ценностей. – Римский центр.

Какие ещё проблемы волновали музейные сообщества в 20 веке?
В 20 в. музейное сообщество серьезно столкнулось с проблемой незаконного вывоза и хищения культурных ценностей. Впервые к этой проблеме музейные сотрудники обратились в 1930-е годы. Это было связано с последствиями 1МВ. В России это осложнялось тем, что в дореволюционное время не было законодательства о музеях. Поэтому в условиях 1МВ, в условиях всеобщего дефицита, недостатков, культурные ценности из России вывозились вагонами. А прекращено было революционными действиями. Тогда страны столкнулись с этим. В качестве контрибуций это запрашивали. Некоторые страны вспомнили даже Наполеоновские войны, т.е. требовали вернуть ещё те ценности.

С новой силой эти проблемы вспыхнули в 70-е годы. Появилась потребность думать о культуре, и проблема реституции (возвращения) стала вновь актуальной. Проблема возвращения ценностей до сих пор рассматривается далеко не однозначно. Некоторые государства открыто или завуалировано (в основном высокоразвитые государства, те кому есть что терять) выступают против реституции, понимая что возвращение ценностей может создать опасный прецедент и в результате привести к разрушению уже сложившихся коллекций. Поэтому предлагается ввести срок давности.

Также одной из центральных проблем было обсуждение роли музея в современном обществе. Музей стремился избавиться от элитарности (в 19 веке несмотря на то что коллекции стали якобы общедоступны, большинство людей не могли считать ту информацию, насладиться этим потому что композиции были расставлены для специалистов – это было не массовое искусство). Создаются более доступные для восприятия способы подачи музейного материала. Разрабатываются нетрадиционные программы культурно-просветительской деятельности, т.е. работы с посетителями.

Во второй половине 20 века наметилась качественная трансформация музея в связи с поисками путей обновления и демократизации традиционного музея. Стало уделяться внимание особым категориям посетителей – детям и людям с ограниченными возможностями, работа с которыми также требует специальных профессиональных навыков. Возникают новые типы музейных учреждений, вызванные к жизни усложнением понятия «культурное наследие». Также осуществлялась деятельность по интеграции музея в современное общество.

3 типа музеев, появившиеся в 20 веке:
1) Детские музеи. В 20 веке получило распространение такой тип музейных заведений, который предполагал посещение только детьми. Детский музей создается с учетом своеобразия процесса приобретения знаний ребенком. Появление детских музеев связано с достижениями такой науки как психологии. Только в конце 19-нач. 20 века психологи додумались до того что ребенок это не глупый недоразвитый взрослый, у ребенка тоже есть особый процесс приобретения знаний. Главное отличие детского мышления – дети не могут устанавливать причинно-следственной связи.
-дети похожи на домашнее животное до 5 лет. Ребенок не говорит словами родителей, он из произносит – запоминает ситуации.первые дети начинают мыслить лишь в 6-7 лет.
Первый детский музей появляется в 1899 г. в Бруклине. Появился он достаточно стихийно. Школьная учительница Анна Голупп вовремя заметила что после переезда Бруклинского института искусств в старом здании остались ненужные вещи – чучела птиц, какие-то экспонаты, которые утратили эстетический вид, эстетическую ценность. И этот хлам она приспособила для детского музея. Смысл – можно было трогать, играть, т.е. опытным путем.путем эксперимента получать какие-то знания. В настоящее время в Америке открыто наибольшее количество детских музеев – 300 шт. В европейском регионе детские музеи стали создаваться в 70-е годы 20 века. Это связано с развитием детской психологии. Особую известность приобрели следующие музеи: «Инвенториум» (в городе науки и техники Ля-Виллет, это в Париже), детская студия при национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Пампедуль (тоже в Париже), детский музей в Эдинбурге, детский музей в музейном квартале в Вене, музеон в Гааге.

Экспозиционная и образовательная работа ведется с учетом возрастных особенностей ребенка. Задача таких музеев – чтобы дети постигали мир в процессе игры.творчества и общения. Например – могут изучать строение скелета с помощью головоломок.

В России первые детские музеи появляются в конце 19 – начале 20 века. Это связано с использованием принципа наглядности обучения и воспитания. Ушинский, Каменский – продвигали идею что дети лучше учатся, когда есть наглядный пример. Они ввели внеклассные занятия: экскурсии – на природу, на фабрики и т.д. Появляются школьные мастерские – музеи.

Первые стационарные музеи – музей игрушки и музей книги. МИ – образован в 1918 г. Он очень долго время был единственным. Бартрам – директор, был музейным работником, исследователем коллекции (работник отдела фондов, как бы мы сейчас сказали), и он уделял большое внимание воспитанию ребенка посредством музея, потому что он говорит простым языком вещей. По мнению Бартрама ребенок должен не только увидеть игрушку, послушать рассказ о её создании, но и сам сделать её и в неё поиграть. Была сделана даже специальная мастерская. На сегодняшний момент коллекция насчитывает более 30.00 экспонатов. Сюда включаются конечно же и уникальные собрания игрушек разных стран и народов, детская посуда, мебель, археологические находки (которые делали дети в рамках занятий в кружках) а также археологические находки игрушек, живописные портреты 18 века - игрушек, детей – тематическая выставка. Музей Книги - долгое время был единственный детским музеем в России (после того как Бартрама репрессировали). МК появился в 1929 г. на основе выставки детской книги государственного музея по народному образованию. Эта выставка была приурочена к юбилею госиздата. С 1934 г. он стал самостоятельным музеем – потому что пользовался большой популярностью Кроме выставки детских книг, там была ещё и типография, библиотека, т.е. маленькие участники могли сами поучаствовать в создании книги. Несмотря на прогрессивность и неординарность тоже скоро закрыли – директора сослали. И интерес к детским музеям возродился только в 80-е годы.

70-80-е годы во всем мире получили название «музейный бум». Это время когда психология, социология, история, в своем развитии сделали новый скачок и как раз появляются новые музеи.

У нас это все только в 80-90-е годы. Это было связано с изменением системы образования. В то время отмечается установка на развитие чувственно – эмоциональной сферы.

В России на данный момент существует относительно много детских музеев – их популярность возрастает. Самые популярные детские музеи расположены – в Москве, С-Петербурге, Зеленограде, Владимире, Карабихе, Смоленске, Новгороде, Нефтегорске, Каргополе, Хабаровске, Петрозаводске и первый детский музей, который появился в 90-е годы – в г. Ноябрьске, это Тюменская область.

В Петербурге есть музей связи. Там первые телефоны, как распространяются звуковые волны, объяснено действие физических законов по распространению звуковой волны и т.д.

Лекция 8. Культурные центры. (продолжение)

Одним из результатов таких творческих поисков в музейном мире привело к появлению музейных центров. Музейные коллекции и экспозиции занимают в них не единственное и даже не главное место. Основной акцент сделан на объединении изолированных друг от друга областей знаний, отдельных наук и мира искусства.

Миссия создания культурных центров – преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и социальные группы.

Примером учреждения такого типа может служить открывшийся в феврале 1977 года в Париже национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Пампеду. Или как его называют более коротко – «Центр Бобур», называют так по имени старинной улицы и пустыря, на которых он находится. В нём присутствует всё, что составляет общепринятое представление о культуре и средствах приобщения к ней людей. Т.е. пластические искусства, книги, музыка, кино, театр, аудиовизуальные программы, экскурсии и лекции. Основная экспозиция площадью 12 тыс.кв.м. и временные выставки знакомят посетителей с искусством 20 века. Кстати говоря, собрание центра Бобур считается самым большим в Европе, и при этом эта экспозиция постоянно пополняется.в распоряжении посетителей центра обширная библиотека, причем с абсолютно свободным доступом к полкам. В фондах этой библиотеке помимо книг находятся ноты, магнитофонные записи, слайды, электронные издания, фильмы, для просмотра которых к услугам аудио и видео техника. Также огромные площади центра заняты под тематические сменные выставки. Из тематики центра следуя эти выставки посвящены литературе, театру, кину и т.д. Также большое место в центре отводятся под сценические площадки и залы, где проводятся встречи литераторов, писателей, актеров и т.п. Также при этом центре имеется детская студия.

В 1986 году открывается (на северо восточной окраине Парижа) город науки и техники «Ля-Виллет». Он тоже задумывался как центр коммуникаций.постоянная экспозиция и выставки ставят целью познакомить посетителей не только с научно-техническими достижениями прогресса, но и с последствиями (социально-экономическими) этого прогресса. Посетитель может самостоятельно приводить в действие глоссарии, которые позволяют понять смысл каких то слов, понятий, связанные с выставленными предметами в экспозиции. Также посетитель может по своему выбору использовать развлекательные или информационные аудио-визуальные программы, приводить в движение машины. А с детьми там проводятся логические и дидактические игры. Образ такого города науки и техники дополняют различные лекционные, конференц залы, планетарий, и Жеода – зрительный зал в форме шара (диаметр его 36 метров. Когда Ля Виллет только строился, то Жеода была снабжена самыми современными технологиями. Это, если можно так выразиться, это прародитель наших IMAXE).

Один из последних, новых типов музея – это экомузеи. Они тоже появляются в 20 веке и тоже появляются по запросу общества.

В начале 20 века обозначилась и с каждым десятилетием набирала силу тенденция к сохранению исторического окружения.

Экомузей – это музей созданный не на заранее подобранной территории, а та территория, которой придан статус музейности. Почему стало интересно и актуально? Потому что люди стали интересоваться корнями.

Заповедники и экомузеи разные вещи. Есть экомузеи которые фиксируют состояние природы. Канадский От-Босс. Он зафиксировал историческую среду провинциальной местности.

В сочетании с идеями регионального развития и демократизации традиционного музея появляется новый тип музейного учреждения, который в последствии название экомузеи.

Родиной экомузеев считают Францию. В 1967 году благодаря объединению усилий сельских общин, которые получили финансовые средства для своего экономического развития были созданы региональные природные парки «Мон-де-Аре», «Гранд-Ланд», «Камарг», «Нижнее сено». Постройки не перемещались (в отличие от Скансена) на заранее подготовленную территорию, а восстанавливались на своем исконном месте.

Термин экомузей ввел в научный оборот французский музеолог Юг де Варин в 1971г. Причем как то сразу стало не приянто расшифровывать просто как экологический. т.к. это музей не только природы и окружающей среды, а это понятие связано с общей средой обитания человека- это дом, это уклад, это природа вокруг. Экомузей – это заповедник, который способствует сохранению и оценке местного природного и культурного наследия. Т.е. экомузей это музей который не замыкается в себе, а взаимодействует с окружающим миром – с властями, с населением, с популяризаторами и т.д..

Экомузеи быстро завоевали признание во Франции. Т.к. 60-70-е годы это господство идеи региональной этнографии, регионального развития и охраны окружающей среды. Именно в русле этих популярных идей и возникают экомузеи.

В начале 80-х годов появляются первые экомузеи в Португалии. Большинство из них муниципальные и носят название местности, в которой расположены. Отдельные принципы экомузеев стали использовать в своей деятельности парки музеи и региональные исторические музеи в Швеции. На сегодняшний момент организационная структура экомузеев различна. Этот статус может иметь музей под открытым небом,

Всем экомузеям присущи общие характеристики: экомузей посвящен человеку, его природному и культурному окружению. Одно из существенных условий: то что он создается, поддерживается и используется совместно с местными органами власти и жителями района. Местные жители могут передавать музею различные экспонаты.

В итоге работа экомузея не только развивает интерес жителей к своему району, но и обеспечивает их участие в планировании их будущего.

-Российские музеи 20 века.

В первые десятилетия 20 века активно развиваются педагогические музеи. Это связано с развитием педагогической науки и с работой педагогов в музеях в целом.

В конце 19 века появляются передвижные музеи наглядных пособий. Самым крупным и наиболее известным был Петербургский подвижной музей наглядных пособий. Его деятельность была настолько успешной, что эта идея получила очень быстрое распространение и подобные музеи начали возникать в других городах. В 1913 году в России было 150 педагогических музеев. Это было связано с развитием экскурсионного дела в стране. Появились активные методы обучения, которые предусматривали знакомство с памятниками истории и культуры, и объектами природы. Появляется музейная экскурсия (как вид работы с посетителями). Рост числа музеев, контраст уровня развития разных музеев привели к мысли о созыве профессионального съезда «О создании образцового музея». Образцовый-конечно в кавычках, т.е. появилась потребность в правильной организации музея.

В декабре 1912 года прошел предварительный съезд музейных деятелей. Первый Всероссийский съезд был назначен на январь 1915 года. Но, в 1914 году началась 1МВ, поэтому было не до съезда. И в итоге 1 всероссийский съезд произошел в 1919г. Проведению 1ВС помешала 1МВ, но вопросы, которые возникали в обществе, свидетельствовали о появлении музееведения. Это значит что музей окончательно приобрел статус культурной нормы. В последующие несколько лет (с 14 по 17-18 года) главной задачей музейного дела было сохранение культурного наследия. После Февральской революции 1917 года все дворцовые коллекции и музеи объявлялись государственной собственностью. Были созданы художественно – исторические комиссии, которые выявляли и регистрировали предметы, имевшие художественное и историческое значение.

С 1918 по 1920-е годы в стране была создана государственная система управления музейным делом и охраны памятников. Что было сделано: было принято несколько законов.что и помогло создать эту систему управления. 1918г. – образован государственный музейный фонд, который включал предметы, вывозимые из дворцов, усадеб, частных квартир. И также было принято первое в России законодательство в области музейного дела: Декрет «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения»; Декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений».

Таким образов к 20-му году под охрану государства перешло почти 500 тыс. предметов искусства и старины. Было обследовано 520 усадеб, 1500 церквей, и около 200 монастырей.

В феврале 1919 года прошла первая Всероссийская музейная конференция (в Петрограде).

На этой конференции рассматривалось несколько точек зрения на дальнейшее развитие музея. И в этих условиях решали – каким должен быть музей в 20 веке.

2т.з.: ультралевая – музеи должны быть своеобразными клубами по интересам, должны существовать для профессионалов и в основном содержать современные произведения. Другаят.з,.. – музеи должны быть научно-исследовательскими учреждениями, которые тоже существуют для профессионалов, и которые исследуют профильные музею науки.

Директор Третьяковки (Грабарь) говорил – музей должен быть доступен людям, для широких масс, но иметь под собой научную основу. Эта т.з. уравновешивала те две.

Результатом действия этой конференции стало создание российской музейно сети. Т.е. была наконец то узаконена централизация в управлении музейным делом (государство осуществляло управление) и также вводился общественный контроль деятельности музеев.

После февральской революции продолжался рост мемориальных музеев и появляются историко-революционные музеи. «Музей Красной армии», «Музей каторги и ссылки».

Мемориальные музеи – это которые посвящены 1 личности.

Историко-революционные музеи возникали в национализированных усадьбах, иногда стихийно. Открывались историко-бытовые экспозиции.

К началу 20 века сложился тип местного музея, который отражал природу, историю и экономику своего края (краеведческие). Это была общеевропейская тенденция

Лекция 9. Российские музеи в 20-начале 21 вв. (продолжение)

К сожалению, уже в конце 20-х годов вместо изучения края краеведческие музеи стали выполнять политико-просветительные функции, усилился госконтроль за деятельностью музеев. Появились четкие предписания отражать в экспозиции революционные события. Причем даже сами экспозиционные материалы были регламентированы. Т.е. писались директивы ещё и как отражать – т.е. был прописан определенный список тех объектов и материалов которые должны были быть представлены в музее. Все это привело к схематизму и единообразию краеведческих музеев.

Несмотря на то что в 1923 году все музеи были объявлены государственным достоянием, с 22 по 26 год была разрешена реализация дублетных фондов. Это привело к невосполнимым утратам многих коллекций.

В 30-е годы продолжалась реорганизация музейной сети. Большую роль в определении направления развития музея сыграл первый всероссийский музейный съезд (первый и единственный), состоявшийся в декабре 1930 года (с 1 по 5 декабря). Главными вопросами были: вопрос о документировании социалистического быта (документирование – не собрание документов, а отражение процессов и явлений через предметы); участие музее в политико-просветительной работе; вопрос подготовки молодых кадров для массовой работы с населением. Таким образом, по результатам работы этого съезда можно отметить некоторые негативные последствия, которые отразились в сужении музейной деятельности до идеологической работы с населением, применение упрощенных, примитивных форм работы, и нивелирование различий и своеобразия музеев. Положительным было то, что музей признавался неотъемлемой частью социалистического строительства. Т.е. выделялись деньги, принимались меры по его развитию.

В 1937-м году был открыт научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы. Это учреждение должно было помогать музеям организовывать научно-исследовательскую работу.

В 30-е годы стало сокращаться количество историко-бытовых и историко-художественных музеев, особенно тех, которые располагались в усадьбах и дворцах. Главным критерием экспозиционной работы было


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: