Методы и принципы построения экспозиции

Экспозиция и экспозиционно-выставочная деятельность музея.

Э. д. это также одно из основных направлений работы музея. Она является одной из основ музейной коммуникации (передача от предмета к сознанию посетителя) и одна из основ реализации культурно-образовательной функции музея.

Экспозиция от лат. – экспоно – выставлять, показывать.

Музейная экспозиция – это целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованны композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены, и в итоге создают музейный образ природных и общественных явлений.

Экспозиция репрезентативно представляет музейную коллекцию.

Видов экспозиций много.

По времени существования они могут быть:
-постоянные (это те экспозиции, которые утверждены советом музея и представляют собой музейное собрание. Реэкспозиция постоянной экспозиции – очень редко)
-временные (меняются достаточно часто, и называются они выставки. Выставки тоже делятся на несколько видов: стационарные (не рассчитанные на перемещение с места на место) и передвижные).

По задачам организации экспозиции делятся на 3 вида:
- тематические (раскрывают какой-то сюжет)
- фондовые (достаточно редкие и интересные выставки, там представлены предметы, которые обычно хранятся в запасниках)
- отчетные (рассказывают об итогах к-л направления работы музея, например реставрация картины «Даная Рембрандта» - выставляли только 1 картину, или например выставка по результатам такой деятельности как комплектование – т.е. закупили что то, или подарили музею и т.д.)

Музейная экспозиция имеет свою специфику.

В экспозиции музейный предмет приобретает новый статус – экспонат.

Принципы построения экспозиции:
1) Построение экспозиции на основе научной концепции, отражающей историческую действительность как единый, но многообразный процесс.
2) Принцип предметности – исходит из сущности музея. Музейный предмет является доказательством исторического факта и вызывает особые чувства, связанные с восприятием подлинных достоверных предметов
3) Доходчивость и универсальность. Учитываются восприятия различных групп посетителей.

Каждая экспозиция имеет определенную тематическую структуру (это уже к методам).

Структура обеспечивает целостность экспозиции, связанность экспозиционных комплексов, устанавливает последовательность показа.

Научно-обоснованный порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции.

Традиционно выделяют следующие основные методы:
- систематический (этим методом соответствуют экспозиции – названия – систематическая экспозиция, ландшафтная экспозиция и т.д.). Это один из самых первых методов, появился в конце 18-нач. 19 века, связано с развитием науки и появлением профильных музеев. Он предусматривает отбор, размещение и интерпретацию предметов в соответствии с системой классификации принятой определенной наукой.
- ансамблевые экспозиции и ансамблевый метод экспонирования. А.э. – воссоздается или сохраняется реальная обстановка жизни или деятельности конкретного человека. Первые а.э. появляются в западной Европе в конце 19-нач.20 века. Это были экспозиции музеев под открытым небом. В настоящее время ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, и для музеефицированных памятников истории и культуры (дворцы, усадьбы, крестьянские избы)
-ландшафтная экспозиция. Воссоздает взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов. Основная структурная единица – био-группы и ландшафтные диорамы. Био-группа – это экспозиционный комплекс из объектов животного или растительного мира. Диорама (дио-сквозь, рама –вид)- это экспозиционный комплекс, используемый для усиления эмоционального воздействия при восприятии природного ландшафта либо исторических событий. Передний план выполнен в масштабе рельефного макета, а задний план составляет художественное произведение. Панорама – это больших размеров лентообразная картина, натянутая на внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается срасположенным перед ней предметным планам (это различные макеты, фигуры, сооружения). Ландшафтный метод экспонирования стал практиковаться с первой трети 19 века. В России – в 30-е годы 20 в. в Москве в музее краеведения.
- тематическая экспозиция или тематический метод экспонирования. Раскрывается определенный сюжет или тема, создают музейный образ представляемого события. Тематический метод (комплексный) стал применятся в историко-революционных музеях во второй половине 20-х годов. С 30-х годов этот метод стал преобладающим в большинстве советских музеев. В настоящее время применяется в основном в исторических и краеведческих музеях

Сейчас методы интегрируются и сочетаются. Например систематическая с ансамблевой или ландшафтной, тематическая может включать элементы ансамблевой или систематической.

Вся экспозиция (выставка) поделена на экспозиционные комплексы.
Экспозиционный комплекс – это составная часть экспозиции, которая выражает определенную законченную мысль, определенную идею. По своему содержанию он представляет собой единую идею.

Экспозиционный материалы.

Основные виды: музейные предметы, воспроизведения музейных предметов (это предметы, специально созданные для экспонирования вместо особо ценного музейного предмета, который не может быть вынут из фондов, либо вне-музейного объекта – к примеру здание какое-нибудь), научно-вспомогательные материалы: гипертексты (тексты, которые сопровождают экспонат), этикетаж (от слова этикетка – пояснение к экспонатам), заголовки, суперграфика (это элементы дизайнерского оформления экспозиции, указатели (это схема расположения экспозиции, движение, окончание-начало экспозиции).

Есть несколько видов воспроизведений музейных предметов: копия (предмет, созданный с целью имитации предмета. 2 вида копий – современное воспроизведение предмета; повторение произведения искусства, выполненное автором, либо другим художником из мастерской этого автора, то в этом случае копия называется репликой или авторским повторением). Копия, сделанная печатным способом (графического или живописного произведения) в уменьшенном или увеличенном размере называется репродукцией.

Также к воспроизведениям музейных предметов относятся слепки, муляжи (имеют форму, цвет, фактуру и размер подлинника и в точности воспроизводят подлинник), макет (отличается от муляжа тем что макет позволяет больше условности в показе – не точно воспроизводит оригинал, и макет обычно можно крутить, вертеть, т.е. сохраняются функциональные качества). Если памятник утрачен, то создается научная реконструкция по сохранившимся элементам, и называется это новодел.Новодел – это точная копия, выполненная по размерам подлинника.

Иногда используются голограммы.

Проектирование экспозиции.

Создание музейной экспозиции проходит несколько стадий.
1). Научное проектирование. Разрабатываются основные идеи экспозиции, создается научная концепция – проектный документ, в котором обосновывается содержание экспозиции и н.д. является основой других документов.также на этом этапе пишется обоснование тематической структуры – тут выделяются главные разделы экспозиции и пишется развернутая тематическая структура. Т.е. конкретно описываются предметы, которые мы возьмем из фондов. И завершает эту стадию итоговый документ – тематико-экспозиционный план.
2) Художественное проектирование – поиск худ.образа будущей экспозиции. На этой стадии экспозиционеры работают с художниками, с дизайнерами и т.п. Также используют данные психологии – каждый экспонат обыгрывается, т.е. идет художественное корректирование. Учитывают целый ряд факторов, которые влияют на процесс восприятия, способность человека усваивать информацию. Т.е. учитывается оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, количество материалов, одновременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека.На современном этапе важное значение приобретает цветовое и световое решение экспозиции. Т.е. художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя на определенных предметах.
3) Техническое и рабочее проектирование. Фиксируется место каждого экспоната, текста и технических средств, которые позволяют влиять на эмоциональную сферу посетителя. В настоящее время большое внимание уделяется созданию зрелищных экспозиций.

Культурно-образовательная деятельность музея.

Понятие к-о деятельность в России появилась недавно – в начале 90-х годов 20 века. Появление было вызвано новыми подходами в работе с посетителями.

В 30-е годы этот отдел и это направление деятельности музея называлось идеологическая пропаганда. С 50-х-60-х годов (оттепель) музеям возвращается статус научных учреждений. Стал употребляться термин научно-просветительская работа, т.е. подчеркивалось что деятельность музея носит просветительский характер, но осуществляется исключительно на научной основе. Ну а в 90-е годы появляется термин культурно-образовательная деятельность.

С перестройкой музей стал рассматриваться как учреждение, призванное развивать эстетический вкус, творческое воображение. Музей стал рассматриваться как коммуникационная система, т.е. музей должен обращаться к внутреннему миру посетителя. В связи с новым пониманием взаимоотношений музея и посетителей возникает новый термин – культурно-образовательная деятельность, подразумевающий образование в пространстве культуры.

Основные формы культурно-образовательной деятельности:

1) Экскурсия – традиционная, классическая. Экскурсия от лат.слова поездка.

Экскурсия это коллективный осмотр музея или достопримечательностей по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательной, образовательной, научной и воспитательной целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей в свободное время.

Признаки экскурсии: приоритет зрительного восприятия. З.в. усиливается моторно. Моторика – восприятие предметов в движении.

Наличие маршрута.

Экскурсии могут быть по экспозициям (это музейные экскурсии), по выставкам, по открытому хранению фондов.

По тематике выделяют: обзорные, тематические, и цикло-экскурсии.

По составу аудитории: детские/взрослые группы, для туристов и для местных жителей, для однородных и разнородных по составу групп.

2)Лекция. Тоже традиционная форма. Тематика лекции связана с профилем музея. В корне отличается от лекций в университете. Для музейной лекции присущ показ предметов из музейной коллекции.

3) Тематические циклы лекций.

4). Лектории выходного дня

5) Выездные лекции

6) Консультации. В России не распространены.

7) Кружок. Сейчас это называется студией эстетического воспитания. Это группы детей, которые объединены по интересам и занимаются под руководством сотрудника музея.

8) Олимпиады

9) Театрализованные представления

10) Музейный праздник

11) Встреча с интересным человеком.

Лекция 13.Информационные Технологии в музеях.

Музей является информационной структурой, которая встроена в структуру современного информационного общества. Объектом деятельности музея является культурное наследие, содержание музейной деятельности – это процесс, связанный с получением, хранением и преобразованием информации. Поэтому информационные технологии широко используются во всех сферах музейной деятельности (это учетно-фондовая, реставрационная, издательская сфера и т.д.)

Виды и типы деятельности в культуре, связанные с применением компьютерных технологий. Все эти виды и типы можно разделить на:

- внутренняя деятельность учреждений культуры
*проведение компьютеризации учреждения культуры. Внутренняя деятельность направлена на то чтобы облегчить работу сотрудников и расширить круг их внутри-профессионального обзора. Приобретение оборудования, обучение сотрудников, компьютеризация – это обязательная составляющая для того чтобы музей был включен в ИТ
* создание локальных баз данных. Разработка или покупка программы управления базой данных, установка её в компьютеры сотрудников
*монтаж локальных вычислительных систем, в результате чего все компьютеры системы могут связываться друг с другом.
* формирование на основе локальных вычислительных систем объединенной базы данных.

- внешняя деятельность учреждений культуры. Это все начинания, связанные с применением современных коммуникационных и компьютерных технологий для работы с внешней аудиторией/или партнерами. Здесь выделяют след.виды деятельности:
*создание информационных систем для посетителей
*создание CD-дисков рекламно-просветительского характера, их тиражирование и распространение. Результатом подобной деятельности могут быть как минимум повышение популярности, а как максимум – то получается неплохая финансовая выгода
*подключение учреждения к интернету и электронной почте. Сотрудники знакомятся с профессиональными ресурсами, получают доступ к огромному информационному массиву, включаются в международную коммуникацию.
* создание рекламно-просветительского веб-представительства. Короче говоря, это сайт. В данном случае имеется виртуальный буклет, ну или хотя бы альбом.
*поддержание работы веб-представительства. Это поддержание работы сайта – обновление информации и т.п.
* создание виртуального музея в Интернете. Некоторые музеи размещают виртуальные экспозиции, по которым можно «погулять».

Существуют 2 типа информационных систем для посетителей:
- Навигационные – устанавливаются при входе в большие экспозиционные комплексы. Они помогают посетителю сориентироваться в этом комплексе, выбрать наиболее интересный маршрут или составить свой собственный
- Информационные – устанавливаются в отдельных экспозиционных блоках, тематических залах, иногда даже у отдельных экспонатов. Информация в них должна дополнять, а ни в коем случае не дублировать ту, которую посетитель уже видит благодаря этикеткам или самим экспонатам. Это так называемые информационные киоски.

Использование информационных систем в фондовой и учетно-хранительской деятельности.

Позволяет вести единые базы данных предметов и экспонатов, создавать на их основе различные каталоги. Позволяет избежать дублирования информации и совершенствует информационную деятельность музея.

Перспективы использования этих программ: благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) базы данных музейных коллекций, легче пополняются дополнительными данными и может осуществляться быстрый поиск музейных предметов. Фиксируется внутримузейное передвижение предметов и их выдача из стен музея.

В отечественных музеях используются следующие типовые проекты АИС:

- Камис, Ника, АС-музей. эти системы адаптируются к конкретному музею. У нас наиболее популярна – Камис. Конечно, хотели все интегрировать.

В 1996 году ИКОМ выработал необходимый минимальный набор данных для создания «информационного ядра».

Применение информационных технологий активизировало издательскую деятельность музеев, ускорило публикацию научных (монографии и каталоги) и популярных (путеводители и энциклопедии) изданий, которые издаются на электронных носителях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: