Анализ, классификация и методов прогнозирования развитие хозяйственных комплексов региона
Назначение региональных прогнозов, их содержание и особенности
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 5.
Содержание
№ | Название темы | Стр. |
Тема 5. | РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ | |
Тема 6. | МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИИ | |
Тема 7. | ДИНАМИКА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ | |
Тема 8. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА | |
Тема 9. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Ключевые вопросы:
1. Назначение региональных прогнозов, их содержание и особенности.
2. Анализ, методов прогнозирования развитие
хозяйственных комплексов региона.
3. Анализ и техника прогнозирование развития экономики региона.
4. Сущность региональной целевой программы (РЦП).
|
|
5. Методика и практика разработки программ.
Государственное регулирование рыночной экономики опирается в основном на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на прогнозы экономического развития.
Региональные экономические прогнозы — это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного периодов, вытекает из долговременности территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологический и другие аспекты), большого влияния макроэкономической политики на регионах.
Региональные средне- и долгосрочные прогнозирования развития и размещения производительных сил дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной экономики, ориентировочные количественные параметры социально-экономического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда.
Государственные прогнозы проходят экспертизу и законодательную апробацию, например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т. д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, отраженную в нормативных актах, договорах и т. п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер.
Главное назначение прогнозов – оценка развития происходящих и ожидаемых явлений и процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, тех или иных управленческих решений. Иначе говоря, активный прогноз – это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если … или что необходимо сделать для получения определенного результата.
|
|
При подготовке прогнозных материалов, как правило, руководствуются общими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных факторов.
Обоснование перспективных направлений совершенствования региональной структуры национального хозяйства проводится исходя из стратегических целей и задач государства с учетом влияющих на их реализацию факторов. Для этого вырабатывается соответствующая система качественных и количественных характеристик. В ней отражаются:
ü особенности перехода к рыночным отношениям и интеграции России в мировое хозяйство при стабилизации ее экономического развития;
ü формирование и эффективное использование производственного потенциала, воздействие нового геополитического положения;
ü состояние окружающей среды;
ü необходимость коренных организационно-рыночных преобразований и т. д. К проблемным регионам содержание разрабатываемых прогнозов включают весьма широкий круг вопросов таких как:
ü приоритеты и масштабы структурно-рыночных преобразований, возможные уровни развития в целом, а также важнейших секторов и отраслей многоукладной экономики;
ü дальнейшей специализации, комплексного развития, интеграции и межрегиональных связей хозяйства;
ü реконструкция производственно-технологической структуры и формирование крупных производственно-коммерческих объединений;
ü направления сохранения и улучшения окружающей среды и природных ресурсов;
ü совершенствование внутрирайонной территориальной организации производительных сил, формирование и развитие промышленных центров и городов, ТПК, технополисов и свободных экономических зон;
ü формирование перечня ключевых региональных проблем экономического роста, структурных изменений, социального развития и экологического оздоровления;
ü оценка экономической, социальной и экологической, коммерческой, региональной и бюджетной эффективности региональной инвестиционной политики развития на перспективу;
ü мероприятия по государственной поддержке приоритетных региональных проектов и программ и по стимулированию деловой активности частного предпринимательства.
При выработке рекомендаций о путях развития и размещения отраслей хозяйства, формирующих территориально-хозяйственный комплекс, рассматриваются варианты их максимального (или оптимального) роста как на базе собственного производственного, научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, так и с привлечением ресурсов других регионов, а также стран, в первую очередь СНГ. По важным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции прогнозируются зоны формирования активного спроса и предложения и параметры их масштабов, ареалы региональных и зональных товарных рынков.
Предусматривается, что подобная система прогнозирования как базовый инструмент регулирования территориальной структуры национального хозяйства и экономики регионов выполняет не только роль информационного индикатора тенденций регионального развития. Она отражает также индикативную (рекомендательную) сущность планирования рынка и может выполнять разрешительно-запретительные функции, «дирижируя» (через прямые и косвенные регуляторы) предпринимательско-инвестиционной деятельностью (при невмешательстве в нее по существу). Особенно ярко это выражено в прогнозных параметрах целевых комплексных программ.
|
|
Разработка и использование прогнозов являются одним из важных направлений совершенствования индикативного планирования в современных условиях, повышения его научного уровня. При разработке региональных прогнозов возникает ряд как теоретических, так и методологических проблем. Одна из них – это соотношение индикативного планирования и прогнозирования, место прогнозирования в рыночной экономике. По этому вопросу существуют различные мнения.
По мнению некоторых авторов, прогнозы могут иметь лишь ограниченное значение. Так как планирование развития экономики регионов является индикативным, прогнозированию отводиться роль вспомогательного средства. «Объектом» прогнозирования выступают такие явления и процессы, которые в данных конкретных условиях не поддаются непосредственно регулированию с помощью рыночного саморегуляции или находятся пока еще на стадии предвидения. Подобная точка зрения основана на противопоставлении факта и прогноза. Она рассматривает прогноз как альтернативу индикативному плану.
В настоящее время известно более 130 различных методов, моделей и типовых приемов, используемых или предложенных к использованию в прогнозировании. Отдельные методы даны в литературе, где подробно описаны преимущества и недостатки, области применения, степень точности и надежности, а также другие параметры различных методов. При таком значительном количестве методов проблема их классификации, систематизации и оценки выступает как одна из центральных.
Имеются различные системы классификации методов экономического прогнозирования[6] развития хозяйственных комплексов, отдельных регионов и экономики территории. В основном в этих классификациях выделяют качественный метод, основанный на теории информации и количественные - экономическое моделирование, методы системного анализа, сочетающие интуитивные и формальные методы анализа.
|
|
По степени пространственной и временной согласованности результатов прогноза выделяют четыре ступени интеграции прогнозировании.
Одномерное – параллельное прогнозирование отдельных объектов без последующего согласования результатов разрозненных прогнозов;
Многомерное – параллельное прогнозирование отдельных объектов с попыткой последующего согласования результатов во времени и пространстве;
Перекрестное – установление причинно-следственных связей между переменными и дальнейшая имитация пространственной и временного взаимодействия этих переменных и их воздействие на прогнозируемый процесс;
Сквозное – имитация поведения большой системы в целом, включая пространственное и временное ее исследование и полное согласование результатов.
Методический арсенал региональных прогнозов довольно широк. При обосновании прогнозных показателей используются основанные на современной теории региональной экономики и комплексного размещения производства традиционные и новейшие методы экономического и технико-экономического анализа. Надо заметить, что они могут отражать не только чисто количественные, но и качественные методические приемы, обозначать направления и способы реализации региональной стратегии и тактики. Указанный подход весьма распространен в схемах развития и размещения производительных сил, в других территориально-прогнозных разработках и соответствующих методических материалах.
На практике методы прогноза используются в разных комбинациях, подразделяясь в основном на четыре группы:
ü методы экспертных оценок, в том числе метод Дельфы — выявление совпадающих оценок при автономном опросе экспертов;
ü методы экстраполяции (использование генетического подхода);
ü графический способ, метод математических функций; прием, основанный на соотношении с эталоном и корреляционных связях; способ географических аналогов; сюда же примыкает сравнительно-оценочная методика с помощью индексов — территориальных (база — средний уровень по стране) и динамических (база — уровень отчетного периода);
ü нормативный метод (конкретизация целевого и сценарного подходов);
ü балансовый и оптимизационный методы, включая экономико-математическое моделирование.
Прогнозные расчеты параметров динамики и структуры экономики строятся обычно на основе факторного метода определения вначале влияния отдельных, а затем всех воздействующих факторов (например, рост производства в зависимости от увеличения производительности труда и численности работников и т. п.).
Предвидение на перспективу помимо факторного анализа могут базироваться на целевом (нормативном) или генетическом (экстраполяция) методах.
Сущность генетического (или дескриптивного) прогнозирования состоит в рассмотрении и анализе возможных направлений развития процесса, учитывая те закономерности которые были выявлены при анализе периода ретроспекции, причем связь и последовательность явлений рассматриваются в направлении от настоящего к будущему.
При нормативно-целевом прогнозировании предполагается известным конечное состояние объекта прогноза, поэтому целью прогноза является ответ на вопросы о том, какими средствами или возможностями нужно обладать в настоящем, чтобы достигнуть этого состояния, и какие трудности при этом встретятся. Понятно, что связь и последовательность явлений рассматриваются здесь в направлении от будущего к настоящему.
Рыночная экономика из-за ее неустойчивости затрудняет использование целевого подхода, однако интерес к нему сохраняется как на уровне страны, так и регионов. Ибо при регулируемом рынке важное значение приобретают национальные и региональные цели, приоритеты и стандарты, достижение которых не только желательно, но нередко и крайне необходимо. Все же «рыночные» региональные прогнозы во многом сводятся к выявлению возникших и зарождающихся тенденций развития. При этом следует различать долговременные стратегические цели и тенденции и ближайшие, требующие неотложных мер.
Системный подход в региональном прогнозировании затрагивает, прежде всего, отношения страны и региона. В прогнозе можно идти дедуктивным путем, от общего к частному, от национального уровня к экономике отдельного региона (с использованием преимущественно целевого метода). На практике в рыночных условиях более удобен индуктивный путь, от региона, его собственных предпосылок и тенденций развития (с применением в основном генетического подхода).
Обоснование строится по расчетной «цепочке»: отбор эффективных отраслей — определение темпов их роста — дополнение вспомогательными производствами, включая инфраструктуру, — формирование целостного районного комплекса и оценка его эффективности — механизм реализации.