Прямые методы прогнозирования опираются на закономер­ности изменения состояния данного объекта, косвенные — выво­дят его изменение из других явлений и процессов

Анализ, классификация и методов прогнозирования развитие хозяйственных комплексов региона

Назначение региональных прогнозов, их содержание и особенности

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ГЛАВА 5.

Содержание

Название темы Стр.
Тема 5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ  
Тема 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИИ  
Тема 7. ДИНАМИКА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ  
Тема 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА  
Тема 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

Ключевые вопросы:

1. Назначение региональных прогнозов, их содержание и особенности.

2. Анализ, методов прогнозирования развитие

хозяйственных комплексов региона.

3. Анализ и техника прогнозирование развития экономики региона.

4. Сущность региональной целевой программы (РЦП).

5. Методика и практика разработки программ.

Государственное регулирование рыночной экономики опирается в основном на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на про­гнозы экономического развития.

Региональные экономические прогнозы — это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии эко­номики регионов. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного перио­дов, вытекает из долговременности территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологи­ческий и другие аспекты), большого влияния макроэкономичес­кой политики на регионах.

Региональные средне- и долгосрочные прогнозирования развития и размеще­ния производительных сил дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной эко­номики, ориентировочные количественные параметры социально-эко­номического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда.

Государственные прогнозы проходят экспертизу и законодательную апро­бацию, например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т. д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, отраженную в нормативных актах, договорах и т. п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер.

Главное назначение прогнозов – оценка развития происходящих и ожидаемых явлений и процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, тех или иных управленческих решений. Иначе говоря, активный прогноз – это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если … или что необходимо сделать для получения определенного результата.

При подготовке прогнозных материалов, как правило, руководствуются об­щими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз­вития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования яв­ляются руководящие положения, установки и рекомендации го­сударственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных факторов.

Обоснование перспективных направлений совершенствования региональной структуры национального хозяй­ства проводится исходя из стратегических целей и задач государства с учетом влияющих на их реализацию факторов. Для этого вырабатывает­ся соответствующая система качественных и количественных ха­рактеристик. В ней отражаются:

ü особенности перехода к рыноч­ным отношениям и интеграции России в мировое хозяйство при стабилизации ее экономического развития;

ü формирование и эф­фективное использование производственного потенциала, воз­действие нового геополитического положения;

ü состояние окру­жающей среды;

ü необходимость коренных организационно-ры­ночных преобразований и т. д. К проблемным регионам содержание разрабатываемых прогнозов включают весьма широкий круг вопросов таких как:

ü приоритеты и масштабы структурно-рыночных преобразо­ваний, возможные уровни развития в целом, а также важнейших секторов и отраслей многоукладной экономики;

ü дальнейшей специализации, комплексного развития, инте­грации и межрегиональных связей хозяйства;

ü реконструкция производственно-технологической структу­ры и формирование крупных производственно-коммерческих объединений;

ü направления сохранения и улучшения окружающей среды и природных ресурсов;

ü совершенствование внутрирайонной территориальной орга­низации производительных сил, формирование и развитие про­мышленных центров и городов, ТПК, технополисов и свободных экономических зон;

ü формирование перечня ключевых региональных проблем экономического роста, структурных изменений, социального развития и экологического оздоровления;

ü оценка экономической, социальной и экологической, коммерческой, региональной и бюджетной эффективности региональной инвестиционной политики развития на перспективу;

ü мероприятия по государственной поддержке приоритетных региональных проектов и программ и по стимулированию дело­вой активности частного предпринимательства.

При выработке рекомендаций о путях развития и размещения отраслей хозяйства, формирующих территориально-хозяйствен­ный комплекс, рассматриваются варианты их максимального (или оптимального) роста как на базе собственного производст­венного, научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, так и с привлечением ресурсов других регионов, а также стран, в первую очередь СНГ. По важным видам промышленной и сель­скохозяйственной продукции прогнозируются зоны формирова­ния активного спроса и предложения и параметры их масштабов, ареалы региональных и зональных товарных рынков.

Предусматривается, что подобная система прогнозирования как ба­зовый инструмент регулирования территориальной структуры национального хозяйства и экономики регионов выполняет не только роль информационного индикатора тенденций регионального развития. Она отражает также индикативную (рекомен­дательную) сущность планирования рынка и может выполнять разрешительно-запретительные функции, «дирижируя» (через прямые и косвенные регуляторы) предпринимательско-инвестиционной деятельностью (при невмешательстве в нее по существу). Особенно ярко это выражено в прогнозных параметрах целевых комплексных программ.

Разработка и использование прогнозов являются одним из важных направлений совершенствования индикативного планирования в современных условиях, повышения его научного уровня. При разработке региональных прогнозов возникает ряд как теоретических, так и методологических проблем. Одна из них – это соотношение индикативного планирования и прогнозирования, место прогнозирования в рыночной экономике. По этому вопросу существуют различные мнения.

По мнению некоторых авторов, прогнозы могут иметь лишь ограниченное значение. Так как планирование развития экономики регионов является индикативным, прогнозированию отводиться роль вспомогательного средства. «Объектом» прогнозирования выступают такие явления и процессы, которые в данных конкретных условиях не поддаются непосредственно регулированию с помощью рыночного саморегуляции или находятся пока еще на стадии предвидения. Подобная точка зрения основана на противопоставлении факта и прогноза. Она рассматривает прогноз как альтернативу индикативному плану.

В настоящее время известно более 130 различных методов, моделей и типовых приемов, используемых или предложенных к использованию в прогнозировании. Отдельные методы даны в литературе, где подробно описаны преимущества и недостатки, области применения, степень точности и надежности, а также другие параметры различных методов. При таком значительном количестве методов проблема их классификации, систематизации и оценки выступает как одна из центральных.

Имеются различные системы классификации методов экономического прогнозирования[6] развития хозяйственных комплексов, отдельных регионов и экономики территории. В основном в этих классификациях выделяют качественный метод, основанный на теории информации и количественные - экономическое моделирование, методы системного анализа, сочетающие интуитивные и формальные методы анализа.

По степени пространственной и временной согласованности результатов прогноза выделяют четыре ступени интеграции прогнозировании.

Одномерное – параллельное прогнозирование отдельных объектов без последующего согласования результатов разрозненных прогнозов;

Многомерное – параллельное прогнозирование отдельных объектов с попыткой последующего согласования результатов во времени и пространстве;

Перекрестное – установление причинно-следственных связей между переменными и дальнейшая имитация пространственной и временного взаимодействия этих переменных и их воздействие на прогнозируемый процесс;

Сквозное – имитация поведения большой системы в целом, включая пространственное и временное ее исследование и полное согласование результатов.

Методический арсенал региональных прогнозов довольно широк. При обосновании прогнозных показателей используются основанные на современной теории региональной экономики и комплексного размещения производства традиционные и новейшие методы экономического и технико-экономического анализа. Надо заметить, что они могут отражать не только чисто количественные, но и качественные методические приемы, обозначать направления и способы реализации региональной стратегии и тактики. Указанный подход весьма распространен в схемах развития и размещения производительных сил, в других территориально-прогнозных разработках и соответствующих методических мате­риалах.

На практике методы прогноза используются в разных комбинациях, подразделяясь в основном на четыре группы:

ü методы экспертных оценок, в том числе метод Дельфы — вы­явление совпадающих оценок при автономном опросе экспертов;

ü методы экстраполяции (использование генетического под­хода);

ü графический способ, метод математических функций; при­ем, основанный на соотношении с эталоном и корреляционных связях; способ географических аналогов; сюда же примыкает сравнительно-оценочная методика с помощью индексов — терри­ториальных (база — средний уровень по стране) и динамических (база — уровень отчетного периода);

ü нормативный метод (конкретизация целевого и сценарного подходов);

ü балансовый и оптимизационный методы, включая экономи­ко-математическое моделирование.

Прогнозные расчеты параметров динамики и структуры экономики строятся обычно на основе факторного метода оп­ределения вначале влияния отдельных, а затем всех воздействую­щих факторов (например, рост производства в зависимости от увеличения производительности труда и численности работников и т. п.).

Предвидение на перспективу помимо факторного анализа могут базироваться на целевом (нормативном) или генетиче­ском (экстраполяция) методах.

Сущность генетического (или дескриптивного) прогнозирования состоит в рассмотрении и анализе возможных направлений развития процесса, учитывая те закономерности которые были выявлены при анализе периода ретроспекции, причем связь и последовательность явлений рассматриваются в направлении от настоящего к будущему.

При нормативно-целевом прогнозировании предполагается известным конечное состояние объекта прогноза, поэтому целью прогноза является ответ на вопросы о том, какими средствами или возможностями нужно обладать в настоящем, чтобы достигнуть этого состояния, и какие трудности при этом встретятся. Понятно, что связь и последовательность явлений рассматриваются здесь в направлении от будущего к настоящему.

Рыночная экономика из-за ее неустойчивости затрудняет использование целевого подхода, од­нако интерес к нему сохраняется как на уровне страны, так и ре­гионов. Ибо при регулируемом рынке важное значение приобре­тают национальные и региональные цели, приоритеты и стандар­ты, достижение которых не только желательно, но нередко и крайне необходимо. Все же «рыночные» региональные прогнозы во многом сводятся к выявлению возникших и зарождающихся тенденций развития. При этом следует различать долговремен­ные стратегические цели и тенденции и ближайшие, требующие неотложных мер.

Системный подход в региональном прогнозировании затрагивает, прежде всего, отношения страны и региона. В прогнозе можно идти дедуктивным путем, от общего к частному, от нацио­нального уровня к экономике отдельного региона (с использо­ванием преимущественно целевого метода). На практике в ры­ночных условиях более удобен индуктивный путь, от региона, его собственных предпосылок и тенденций развития (с применением в основном генетического подхода).

Обоснование строится по расчетной «цепочке»: отбор эффек­тивных отраслей — определение темпов их роста — дополнение вспомогательными производствами, включая инфраструктуру, — формирование целостного районного комплекса и оценка его эф­фективности — механизм реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: